Развитие территорий, развитие регионов

Oct 09, 2009 17:49

Продолжаю выкладывать свои заметки. На очереди - мысли о развитии территорий. Вот уж что очень важно, тем более для Российской Федерации. Не самый, наверное, лучший вариант, когда при такой территории, даже учитывая климатическую неоднородность, суровость северного климата, на карте так мало точек, попадание в которые многими признается удачей. Думается, что осваивать и заселять территорию лучше более равномерно. А для этого на местах нужно и качественное и доступное жилье, и работа (причем различного профиля, на разный вкус и склонности), и коммунальное и инфраструктурное обеспечение, и обеспеченность медицинскими услугами, и достойный уровень развития торговли и сервиса, и хорошее образование (и среднее, и высшее). Вот об этом и пойдет речь ниже.

Муниципалитет, а не девелопер
Представляется неправильным, то, что данная сфера, фактически, отдана на откуп девелоперам. Именно местная/ районная/ субъекта Федерации и т.п., т.е. ответственная за развитие территории власть должна планировать развитие территории. Девелоперы же должны выполнять функции генподрядчика. И только. Иначе они выполняют часть функций местной власти, но это не их функция. Можно сколько угодно проектировать на 1-м этаже дома детских садов и суши-баров, на откуда возьмутся кадры? Особенно для школы? Важно же, какая школа, а не только то, что она рядом. Причем, если она еще и единственная? Какая там мотивация учителей, будут ли они учить или лишь улыбаться? Да и говоря более простым языком, «Круто» и «Понтово» - это не одно и то же, а «Хорошо» и «Понтово» - тем более.  Развитие территории - комплексная задача ответственной власти. Девелоперы привлекаются как подрядчики по развитию инфраструктуры и возведению зданий и их отделке. Представляется, что обычный населенный пункт, поселок, муниципальное образование должен быть более предпочтительным, нежели «коттеджный», «девелоперский», «элитный» (разумеется, при грамотных действиях властей). И планировать, развивать его должны местные власти. При планировании населенного пункта (да и стандартов жизни вообще) нужно помнить, что возможны разные стили жизни.

Транспортное обеспечение
Не должно быть сложностей с перемещением, переездом людей из одной точки в стране в другую. Это будет способствовать росту трудовой миграции, даст людям дополнительный аргумент в пользу тезиса «Мой адрес - не дом и не улица…».

Личный автотранспорт
С одной стороны, представляется исключительно важным развитие системы автодорог и обеспеченности населения личным транспортом. По автодорогам: необходимо проводить их инвентаризацию, уточнить требования к ним, и провести их приведение в соответствие в разумный, сравнительно небольшой срок (государственный проект).

Система общественного транспорта
С другой стороны, необходимо развивать общественный транспорт. Причем система должна быть понятной и простой. Не должно быть лишних сложностей в покупке билетов, раздумывании «придет/ не придет», «уеду/ не уеду», в каком либо «узнавании» и т.д.

Концепция «расширенного города» - присоединение пригородов посредством «железнодорожного метро»
Важное направление развития - система пригородного пассажирского транспорта. Возможно, его нужно строить по принципу внутригородского: «метро» = скоростное пригородное железнодорожное сообщение (интервал может быть более большим, и значительно, и изменяться в течение суток). От станций - автобусное. Получается «расширенный город», включающий и пригороды. Это - может внести вклад в решение проблемы обеспеченности жильем и чрезмерной плотности.

Необходимо внедрять в пригородных железнодорожных компаниях единую стоимость проезда по всей ветке по жетонам/ картам. Разовый билет должен быть не на определенную дату - «жетон» (как в метро). Вообще, не должно быть излишних сложностей в платежах, реализации билетов, что, к сожалению, имеет место быть сейчас. В том числе и потому, что иногда билеты не покупают, из-за того что это неудобно (очереди, удаленная касса и др.).

Необходим сравнительно недорогой и не тяжелый подвижной состав (наподобие трамваев, с двойным остеклением, и побольше). Необходимо учесть опыт использования рельсовых автобусов. При этом также важно развивать и прочую инфраструктуру - в первую очередь, районных центрах, на «станциях пригородного метро» - железнодорожных станциях (школы, медицинские учреждения, магазины).

Об инфраструктуре небольших населенных пунктов
Государство должно способствовать развитию инфраструктуры и небольших населенных пунктов с тем, чтобы качество жизни и коммунальных удобств в больших и небольших населенных пунктах существенно не различалось. Возможно, в ряде случаев надо поощрять создание систем централизованного отопления и, что более важно, водоотведения для малых населенных пунктов - посредством внедрения небольших высокоавтоматизированных станций отопления/ водоочистки. Также важно стимулировать внедрение подобных комплексов индивидуального пользования (с тем, чтобы качество их работы было не хуже, чем по централизованным станциям). Вообще, развитие коммунальной базы, в том числе по небольшим населенным пунктам, может быть отдельным государственным проектом. Но они должны быть окупаемы.

Точки роста развития регионов - не только предприятия, но и образование и наука
Помимо производственных предприятий, наличия современной торговли, медицинского обслуживания и т.д., важнейшим условием развития регионов является наличие современного сильного ВУЗа(-ов), а не «фабрики по выдаче дипломов»). Да, открытие и содержание сильного многопрофильного ВУЗа - очень дорогостояще дело, чрезмерное дублирование - тоже. Система ВУЗов как научно-образовательных центров должна быть единой и передовой. Однако важно, чтобы, наряду с университетскими центрами, в городах-областных центрах были пусть не такие большие, но сильные ВУЗы (пусть, малопрофильные) и кафедры. Они должны быть интегрированы в единую систему научных исследований страны, участвовать в различных значимых научных проектах (кооперация). И обеспечивать качественный учебный процесс, опираясь, в том числе, на реально осуществляемые научные исследования. Это, в свою очередь, может способствовать развитию промышленности на местах, повышению уровня жизни и возможности самореализоваться. Ибо часть вынужденной миграции - для получения образования.

В деле создания распределенной системы науки и образования важны не репрессивные меры, но создание новых передовых научных и образовательных центров, привлечение сильных ученых и специалистов. Эта работа должна инспирироваться и направляться центральной властью, однако инициативу с мест (от имеющихся ВУЗов, местной власти, общественности) игнорировать не стоит. Не нужно бояться откорректировать общую схему распределения научно-образовательных учреждений согласно разумной инициативе "снизу". Ибо задействование потенциала высокомотивированных людей, которые хотят создать в своем регионе что-то хорошее, является важным фактором успеха. См. также раздел «Об образовании и научной деятельности».

Развитая торговля - еще один «якорь»
Необходимо всячески содействовать развитию торговли в регионах, приданию ей цивилизованных форм. Ее отсутствие - сильный фактор, снижающий привлекательность данной территории для проживания. Ведь торговля - это большой канал распределения создаваемых в различных местах благ, т.е., в экономическом смысле - один из факторов единства общества. Важно стимулировать как создание местных,  так и выход на рынок региона федеральных сетей (причем как в областном центр, так и в районных). При этом идея ограничения степени присутствия сетей в одном регионе - очень правильная. При этом при развитии территорий можно предоставлять различные льготы и бонусы вновь открывающимся торговых предприятиям, профиль и формат которых признан важным для данной территории согласно планам ее развития. Что же до сетей, то, возможно, представляется правильным, чтобы в их товарной матрице присутствовала доля «местного ассортимента» (для стимуляции развития средних (и мелких?) товаропроизводителей - сельских, пищевых и промышленных). Такой местный ассортимент может реализовываться как самой сетью, так и сдаваемым в ней в аренду соответствующим профильным малым торговым организациям. Как это обеспечить? Возможно, и посредством нормативного регулирования, а, возможно, посредством предоставления соответствующих льгот и бонусов. Конечно, тезис о "местном ассортименте" является дискуссионным, однако заслуживает того, чтобы быть упомянутым здесь - хотя бы для "копилки идей".

(с) СергейЧ, 2009

Гос

Previous post Next post
Up