Аэропорт с точки зрения помидорки

Feb 25, 2010 07:00




Меня всегда интересовало, как готовят самолетную еду. Пресс-служба московского аэропорта Домодедово пустила меня на свою пятиэтажную фабрику-кухню, где готовят еду для всех авиакомпаний, прилетающих в Домодедово. Я проследил путь одной помидорки от момента, когда она попала внутрь, и до момента, когда она погибла под ножом gurman1970

Фабрика бортового питания - место уникальное и необычное. Ведь в повседневной жизни почти невозможно представить себе пищевое производство, где тесно переплетены самые разнообразные кулинарные традиции со всего мира.

Если перелет длительный, то питание - жизненно необходимый элемент путешествия, однако, если рейс короткий, то прием пищи представляет собой своеобразное развлечение для пассажира. Ну а специфика бизнес-авиации, например, состоит в том, что у людей, пользующихся ее услугами, есть возможность заказать любую пищу из любой точки планеты.

У Домодедовской фабрики-кухни более 150 поставщиков. Все сертифицированы и проверены. И это принципиальное требование. У авиационной безопасности своя специфика. Доставляют они свою продукцию через отдельные ворота:

1.


Из зоны приемки все овощи попадают на овощной склад:

2.


Мясо поступает в огромных брикетах и хранится в отдельных холодильниках:

3.


Все фрукты и овощи тщательно промываются в огромной трёхуровневой ванне. Так называемая каскадная промывка. К сожалению, я был на фабрике-кухне поздно вечером, процесс был уже закончен, а запас свежих овощей и зелени на ночную смену уже подготовлен:

4.


Принцип ее следующий: внутренняя ванна, где лежит моя помидорка, наполняется водой (это занимает где-то полчаса), и из боковых дырочек начинают бить струи воды. Напоминает ванну с гидро-массажем. Мытые овощи обсушивают, раскладывают в специальные перфорированные гастрономические ёмкости, фольгуют пищевой пленкой, маркируют и отправляют в цех:

5.


Временно я припрятал свою помидорку в карман и пошел по основным цехам, как будто совершил путешествие в огромное кулинарное королевство. Здесь одновременно варятся и тушатся сотни вкуснейших горячих блюд, режутся и сервируются изысканные салаты и закуски, выпекаются тысячи ароматных булочек и пирожных:

6.


7.


8.


9.


Девушки собирают замороженные горячие блюда. Желтые колбаски - это не бананы, а замороженное пюре. В самолете его разогреют в печке, и оно приобретет привычный вид:

10.


На каждом столе перед каждым сотрудником лежит книга с фотографиями образцов питания, так называемая спецификация. В ней - вся технологическая информация о будущем блюде в том виде, в котором его получат пассажиры. Сотрудники делают все точно по инструкции и сверяют результат. Люди, летящие бизнес-классом, скажем, в Швейцарию, отведают фирменный шницель «Цюрих», по пути в Америку - стейк по-техасски, а в воздухе над Азией - Дим Сам:

11.


12.


Шеф-повар кейтеринга Домодедово gurman1970, член Национальной гильдии шеф-поваров, поклонник старых книг по французской кулинарии, поделился со мной своими секретами: бортовая еда бизнес-класса готовится на ресторанном уровне. Есть авиакомпании, для которых это принципиально важно.

Отдельная тема - еда для первого класса. Вот, скажем, в Сингапур первым классом летает меню с несколькими холодными закусками, тремя горячими и несколькими комплиментами от шефа. Вся эта дегустационная история придумана Андреем совместно с поварами крупнейших авиакомпаний. «Такая еда для первого класса и упаковывается иначе, чем обычная, ведь стюард, который будет ее сервировать на борту, должен в «три движения» собрать «каждое блюдо и подать ровно так, как указано в пошаговой спецификации. Условно говоря, выложить в нужном порядке из отдельных упаковок, каждая из которых рассчитана на порцию, мясо, соус и гарнир. Или листья салата, морепродукты и заправку. Или овощи для винегрета, соус и семгу. Ему надо максимально облегчить задачу - сделать количество тех ингредиентов, которые он будет смешивать в тарелке сам, минимальным, а блюдо - максимально полным по вкусу и составу, - говорит шеф-повар . А вот, например, стейк с кровью в самолете вряд ли получится съесть. Такая степень прожарки явно не выдержит повторной тепловой обработки.

Все сотрудники работают в продезинфицированной спецодежде и специальных одноразовых перчатках. Пищевое производство массового питания, работающее не только для россиян, но и иностранных потребителей, должно быть сертифицировано и по Российскому санитарному законодательству, и плюс к этому по международной системе НАССР. Как мне объяснили, это самая современная технология безопасности, разработанная для приготовления еды космонавтам:

13.


14.


На самом деле, этот невероятно яркий и пестрый гастрономический калейдоскоп тщательно продуман и сбалансирован. Над его созданием поработали самые разные специалисты: экономисты, диетологи, технологи, и, конечно же, повара:

15.


16.


Конечно, наполнение блюд и форма их подачи зависят от класса обслуживания в самолете. Пассажиры эконом класса едят, в основном, универсальные блюда европейской кухни.

17.


Сначала еда раскладывается по подносам:

18.


А затем, перед финальной упаковкой, все однообразно упорядочивается:

19.


Цех комплектации рационов - это сердце предприятия. Сюда потоками доставляется продукция из холодного, горячего и кондитерского цехов:

20.


Отдельный цех занимают авиатележки. У каждой авиакомпании они свои:

21.


Здесь их моют в специальной машине, дезинфицируют и затем насухо вытирают:

22.


Мойка посуды. Похожая машина стояла у меня в школьной столовой:

23.


Кондитерский цех:

24.


25.


26.


Фабрика оснащена как универсальным, так и специальным оборудованием (камерами охлаждения и глубокой заморозки). В процессе работы применяются уникальные технологии, например, для приготовления горячего питания используется технология cook and chill (тепловая обработка - шоковое охлаждение).

27.


28.


В меню фабрики можно увидеть более 25 сортов разного национального хлеба. Французские булочки, аппетитные сдобы, душистые индийские лепешки, армянский лаваш, пита, кукурузный и баварский хлеб, диетические булочки и сакристаны...

29.


Новый кондитерский цех - гордость и последний апгрейд домодедовской фабрики. Новый программный автомат для порционирования и формовки хлеба работает как робот!

30.


В завершении экскурсии шеф-повар gurman1970 отобрал у меня помидорку и покромсал ее в образец салата для бизнес-рациона. Эта помидорка пропутешествовала со мной по всем цехам фабрики питания Домодедово и в реальное блюдо для пассажиров она, увы, не попадет, как не прошедшая должный санитарный контроль:

31.


В ассортименте фабрики - широкий выбор горячих блюд, холодных закусок, десертов, кондитерских изделий, включающих как стандартные рационы (горячее, холодное, консервированное, легкое питание), так и специальные виды рационов (мусульманское, восточное, лечебное, вегетарианское, детское и т. д.).

32.


Отсюда вся еда уезжает в аэропорт:

33.


34.


Загрузка в самолет:

35.


Приемка еды:

36.


В заключении нам показали некоторые образцы блюд для пассажиров бизнес-класса. Это был мой первый опыт фотографирования еды:

37.


38.


39.


40.


41.


Мой ассистент kukuksumushu снял небольшое видео о нашем посещении Домодедовской фабрики-кухни:

image Click to view



Следующая статья из цикла будет "Аэропорт с точки зрения диспетчера". Stay Tuned!

домодедово, авиа

Previous post Next post
Up