Прочитал «Реку Огненную» Каломироса, которую несколько человек, не сговариваясь, мне рекомендовали, как краткое изложение православной сотериологии. В книге можно выделить две основные идеи
а) Бог не является эсхатологическим Судией - в том смысле, что Он не решает вечную участь людей. Эту мысль автор выражает очень настойчиво, это не оговорка,
(
Read more... )
Comments 21
Никоим образом. Каломирес НЕ отрицает ни статус Бога как Судии, ни возможность помилования.
Он просто четко говорит, что в ад ввергают грехи а не Бог, а помилование невозможно без его принятия милуемым (юридически кстати это абсолютно так же).
Главное же - его учение в этом тексте полностью соответствует согласию святых *см пункт 4 вот тут - http://www.odinblago.ru/pravoslavie/balitnikov/
Помню по нашим дискуссиям, что Вам не нравится в этом.
То что законное уничтожение враге на войне по согласному Слову Богу и святых Его - отнюдь не убийство (даже в Писании - разные слова, и в Святых Канонах это четко разъясняется).
То что Бог предлагает нам выбор между хомо-гумосом - и андроно-афендроном (человеком - плодоносной почвой для Бога - и дерьмо-человеком).
То что Бог предлагает нам признать себя (не по природе - но по нынешнему нашему падшему состоянию) грешнейшим и не заслуживающим жизни копросом (дерьмом) - и одновременно отдает Свою Жизнь за таких вот нас - даруя нам из милости Жизнь, которой мы никак не заслуживаем.
И Жизнь это ( ... )
Reply
<<Никоим образом. Каломирес не отрицает ни статус Бога как Судии, ни возможность помилования. Он просто четко говорит, что в ад ввергают грехи а не Бог, а помилование невозможно без его принятия милуемым >>
Согласна с вами в этом пункте, тоже так считаю.
Reply
Мне кажется, я привожу его слова: ««Так что не Божие решение будет определять вечную участь людей... Нет, братья мои, к несчастью для нас, рай или ад не зависят от Бога. Если бы их реальность зависела только от Бога, нам нечего было бы бояться. Чего можно бояться перед лицом абсолютной Любви? Но это, повторю, не зависит от Бога. Это полностью зависит от нас, и в этом вся трагедия» Судья - это тот, кто решает участь подсудимого. Бог, в доктрине Каломироса, не решает.
Reply
Нет конечно.
Судья же не с потолка берет решение участи подсудимого.
Он ее решает на основании закона.
Если человек убийца, а за убийство положена смерть - то его умерщвляет не судья. Сам человек своими деяниями (своим состоянием) лишает себя жизни (в данном случае - вечной).
Но уже не как Судья, а как Царь - Бог властен помиловать человека (например, по молитвам иных людей).
Как Законодатель - властен изменить Свой Закон (как в случае с НЗ) или приостановить его исполнение/освободить от его применения (как в случае с "взятой в прелюбодении"), дать закону иное толкование и т.д.
Так происходит в земном праве - тем паче таков Всесовершенный и Всеуничтожительный для зла Божественный Закон.
Reply
Каломирос это понятно, но мы можем рассуждать лишь в пределах учения Святых Отцов и не больше, в рамках их комментария. А что касается комментария вашего на Писания или Каломироса, то они понятно что при всей их претенциозности не отвечают этим требованиям. Вы не святой и понимание Истины у вас ограничено страстями.
Зачитайте пожалуйста вот этот отрывок, хотите мы можем с вами его обсудить:
преподобный Анастасий Синаит. Путеводитель.Глава3: Начало словес Твоих, Христе, истина, и Сам Ты, Бог Слово, есть истинная Истина, поскольку Ты есть подлинно Порождение сверхистинной Отеческой Истины и Истина, [происшедшая] от Нее. И ревнителям Твоей Истины Ты возвещаешь, что посылаешь Духа Истины, глаголя: «Утешитель, Которого Я пошлю вам во имя Отца Моего, Дух Истины, Он наставит вас на всякую истину, дабы не вы будете говорить, но Дух Истины будет говорить в вас Истину» (Ин. 14:26, 15:26, 16:13; Мф. 10:20). Ибо извлекающие из незримых глубин для людей светоносные и драгоценные жемчужины и желающие показать [их людям] ( ... )
Reply
Касаясь измышлений и интерпретаций патриарха Сергия, который был может быть хорошим политиком, но плохим богословом, можно вспомнить об одной из глав из книги святителя Серафима Соболева. Искажение православной истины в русской богословской мысли. Собственно:
По поводу книги архимандрита Сергия «Православное учение о спасении» https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/iskazhenie-pravoslavnoj-istiny-v-russkoj-bogoslovskoj-mysli/
Работайте над собой и покайтесь, а то окажетесь в той "геенне" про которую вы пишите.
Reply
Как простому православному, не искушенному в богословии, позицию Каломиреса, как православную принять невозможно. При взгляде на его постулаты, очевидно противоречащие многим из свойств Бога, изложенных в Законе Божьем (С. Слободского), вопрос о необходимости полемики отпадает сам собою Имхо, разумеется.
Reply
Каким свойства это, на Ваш взгляд, противоречит?
Reply
Каломирес выстраивает свои рассуждения, фактически приводя образ Бога к подобию некоего "суперИИ" ("искусственного интелекта), а на деле - просто сетевой программы, действующей автоматически, по заданным параметрам. Взгляд на т.н ИИ ныне сверхпопулярен и всячески работает на подмену разума, как Дара Божия, неким интеллектом.
Проверьте тезисы Каломиреса на соответствие свойствам Бога, скажем следующим:
- Бог всемогущий;
- Бог вездесущий;
- Бог всеведущий;
- Бог всеблагий;
- Бог всеправедный;
- Бог всеправосудный;
- Бог вседовольный;
- Бог Творец и Создатель;
- Бог Вседержитель...
и станет понятно, что все "упрощения" Каломиреса - не более, чем попытки выстроить примитивную (человеческую в сравнении с Божественной) схему действий Бога, ведущие к отрицанию фундаментальных понятий о Боге, полученных в Св Писании и святоотеческом наследии.
Reply
Никоим образом. Никаких противоречий не наблюдается. Если Вы считаете иначе - приведите пожалуйста пример.
Reply
Про удушье мб ошибка перевода? Но про муки как неспособность принять (свет, Бога) - это у Максима Исповедника, Вопросы и недоумения. Идея: так устроено, поск. Бог --свет, то, если кто-то не может Его принять, свет, который просве(освя)щает, начинает жечь. Сейчас не нашла, перевод Черноглазова/Беневича не рекомендую.
Reply
Leave a comment