Многие знают о.Сергия (Рыбко) как миссионера среди рокеров. Но мало кто знает его как игумена, руководителя монастыря (сестричества в центре Москвы) в котором по воскресеньям проходят беседы о духовной жизни с сестрами (после вечерней службы). Поэтому вопросы здесь - о духовной жизни.
-Почему как бы не замечаешь грехов, которые приводят к падению - осуждения или злословия? Что делать?
- Гордость - вообще такая страсть, которая не замечается. Она становится заметна потом, по своим проявлениям. Как когда бросаешь камень в реку, от него расходятся волны; только по ним и видно, что в воду что-то упало. Вот такова и гордость. Её можно заметить по осуждению, по жестокосердию, гневу - то есть, по ее последствиям. По ним видно, что человек заражен гордостью. Все остальные страсти явны, и с ними можно бороться, а гордость сокрыта. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если все страсти питаются злом, то гордость питается добром. Чем больше добродетелей делает человек, тем больше поводов для гордости. Поэтому, здесь очень сложно всё. Избавить от гордости может только Бог. Человек может хотеть избавиться от гордости, хотеть быть смиренным, знакомиться, так сказать, с образом мыслей смиренных людей - то есть, Св. Отцов; но единственный путь избавления от гордости - это богоугодная жизнь, исполнение евангельских заповедей, то есть, жизнь по воле Божией.
-Вы сказали в своей книге о трезвении
http://www.livelib.ru/book/1000606353 , что лучше помолиться вместе с кем-то, чем одному чтобы не возноситься. А как же отшельники?
- Ты что-то не так понял. Свт. Игнатий (Брянчанинов) действительно говорит, что для новоначального молитва общая, общественная полезнее, доступнее, проще, чем молитва в уединении. Святитель говорит, что те монастыри, где келейное правило вычитывается братией вместе, лучше тех, где нет общего правила. Он пишет, что для новоночального хорошо вычитывать свое молитвенное правило с кем-то еще. Организовать это в монастыре - дело монастырского начальства.
Также и мирянину сложнее молиться одному, другое дело - в христианской семье, вместе. Человеку просто легче помолиться с кем-то еще. Вот возьми себя: сколько ты можешь один помолиться? Ну час, ну два… Дальше станет тяжело. А в храме служба идет четыре часа. Когда молишься с кем-то вместе - ты прочитал, он послушал, затем кто-то почитал, ты послушал. Силы экономятся. Не знаю по каким причинам, но Господь устроил именно так. И устами Своего угодника свт. Игнатия Он изрекает, что общественная молитва - качественнее, выше молитвы уединенной.
Что касается отшельников - это, скажем так, «другой класс». Есть люди, живущие по законам, а есть люди, живущие как бы «выше закона». Отшельники - это святые люди. Как пишет свт. Игнатий, подвиг отшельничества всегда был крайне редким в Церкви, по причине его трудности и по причине того, что воля Божия кому-то стать отшельником бывает очень редко. И в древности этот подвиг был редким, а во времена святителя в Российской Империи, по его словам, он стал совершенно неисполнимым. Тем не менее, святитель оговаривается, что если воля Божия тебе есть быть отшельником, то ничего не предпринимай, и Промысл Божий Сам изведет тебя на этот подвиг.
Мы знаем, например, что во времена Новомучеников многие просто были вынуждены стать отшельниками по причине опять-таки изменившейся обстановки, по причине гонений. Люди жили в лесах, в горах Кавказа, в подвалах. Один подвижник в Воронежской области прожил двадцать лет у своей родственницы в погребе. Ему явилась Божия Матерь в тюрьме и сказала: «Встань и иди». Он вышел и пошел, и его никто не заметил. Пришел к родственникам и прожил двадцать лет в погребе, выходил по ночам воздухом дышать…
-Батюшка, а отец Серафим (Роуз) был отшельником ?
- Я не очень хорошо знаком с его жизнеописанием, он не относится к тем авторам, которых я досконально знаю, поскольку темы, которые он затрагивал, мне не были интересны. Но насколько я знаю, он всё-таки вёл широкую общественную жизнь. Отшельник - это человек, который постоянно находится в одном месте. Из числа святых последнего времени, святитель Феофан Затворник был настоящим отшельником, жил в затворе в монастыре. В 1981 году я побывал в горах Кавказа и видел там настоящих отшельников.
Отцы сказали, что раздражение в быту происходит о возношения. Как бороться с раздражением за рулём или ударением в метро скажем?
- Святитель Иоанн Златоуст говорит, что основа гнева и раздражения - гордость, а раздраженный, гневающийся человек есть бесноватый, то есть, он беса допустил в себя, и тот им верховодит. Поэтому перестать раздражаться - значит перестать превозноситься. Гневающийся человек как бы дает себе некое право другого человека отчитать, укорить, обругать. Человек смиренный никогда себе такого не позволит. Смиренный считает себя хуже и ниже всех, ему и в голову не придет на кого-то раздражаться.
Я был однажды свидетелем, как старец святой жизни, архимандрит Серафим (Тяпочкин), будучи епархиальным духовником, увещевал одного священника, имевшего определенные немощи. Он настолько кротко и смиренно с ним говорил! Но при этом так, что я на месте этого батюшки от стыда сквозь землю бы провалился! Отец Серафим делал это с настоящим смирением: «Я за Вас заступаюсь перед архиереем, а Вы меня подводите, ну как же так? Уж пожалейте мои седины!» Не ругался, не укорял, не угрожал, просто обращался к совести этого батюшки. Не знаю, каковы были последствия, но слыша это увещание, я был просто потрясен. Чтобы не осуждать, не превозноситься, не гневаться, необходимо стяжать смирение. Другого способа нет. Смирение стяжевается долго, со временем.
А насчет того, чтобы в метро или за рулем не ругаться - это, мне кажется, должен быть настрой христианский, дружелюбный: Будьте благи, братолюбивы. Ведь вокруг люди, кстати, в большинстве своем - православные. Даже если они не православные - это люди, Божии создания. Их нужно любить. Христианин должен жить с настроем кому-то что-то сделать доброе, должен иметь желание кому-то помочь. А не так, что к тебе обращаются с просьбой, а ты: «Ну вот опять, а почему я? Почему ко мне обратились? А почему не он?» Это не христианский настрой. Христианин наоборот должен хотеть сделать что-то доброе. И если в метро ему на ногу наступили или обругал кто-то, то он - «Простите, простите», - и всё разрешится мирно, просто и спокойно.
Я прочитал интересное интервью отца Иоанна Охлобыстина, где он объясняет, почему был вынужден вернуться к своей артистической деятельности, - Бог ему в этом Судья… Так вот, о.Иоанн рассказал, что был должен очень большую сумму. Он занял много денег на съемку сериала по житиям святых. И не смог отдать, сериал не окупился, а он в это время принял священный сан. Конечно, священническое служение не приносило ему такого дохода, чтобы расплатиться. И из него начали выбивать долг. Однажды повезли топить к проруби. «А мне уже как-то все равно стало - утопят, не утопят. Ну, утопят - с Творцом встречусь, - рассказывает о.Иоанн. - И главный, который со мной разговаривал, - уж не знаю, что на него повлияло? Разве только то, что я тихо, спокойно с ним разговаривал. Не знаю, что с ними произошло, но они меня топить передумали и уехали». Отец Иоанн намеревается долг отдать, и потом, может быть, вернуться к священническому служению, о лишении которого он на самом деле очень тоскует и переживает.
Когда человек спокоен, радостен, пребывает в мире, то, как пишет прп. Исаак Сирин, смиренному человеку даже природа повинуется. Звери ложились к ногам мучеников, камни, брошенные в мучеников, падали к их ногам, не причинив им вреда. Вот какова сила смирения! Но это, конечно, сила уже святого смирения.
-Если диабетик хочет бороться с чревообъядением - как ему поститься?
- Думаю, без елея поститься не надо, нужно всегда с елеем соблюдать посты. Но без рыбы и остального обойтись можно. Можно подобрать себе подходящий рацион, при котором и гипогликемии избегаешь, и необходимые силы имеешь. Это устанавливается чисто опытным путем. Мне мой диабет до последнего времени не мешал соблюдать посты, а он у меня давно. Сейчас, правда, болезнь перешла уже в другую стадию, более тяжелую, и из-за последних осложнений мне приходится посты ослаблять. Тем не менее, можно и с диабетом поститься, -знаю по собственному опыту.
Cчитается что сейчас время миссии во время патриаршества св.патр.Кирилла и надо проповедовать в соц. сетях. С другой стороны, свт. Игнатий пишет, что лишние разговоры и хождение по братьям - это грех уныния. Как разграничить это?
- Ты совсем не в том смысле понимаешь слова свт. Игнатия. Он пишет это для монахов. Монахи должны быть в уединении, «монах» - значит «уединенный». Монах должен заниматься молитвой. Для того, чтобы что-нибудь на этом поприще у него получилось, он должен быть один. Сначала монах учится быть один, учится молитве. Потом, если он принимает священный сан, или его благословляют на миссионерскую деятельность, тогда в каких-то отдельных случаях он миссионерствует. Например, окормляет заключенных в тюрьме, или трудится в миссионерском стане, даже простой монах может читать лекции, вести беседы, Воскресную школу. Везде важна мера.
Новоначальный, на самом деле, миссионерствовать не может. И не должен. И НИЧЕГО у него не получится. Я опять-таки это на своем примере знаю (это говорит обладатель патриаршей награды за миссионерство «Потерянное поколение» за проповедь среди субкультур.-С.Л.) . Чтобы до людей что-то донести, нужно не только это знать теоретически. Нужно этим жить. По мысли свт. Игнатия, ум должен плавать в Евангелии. Тогда человек сможет донести Евангелие до окружающих людей. Как сказал один из величайших подвижников , «Слово получает силу от силы жития». Люди видят жизнь человека, его настрой, и исходя из этого его слово либо уважают, либо - нет. А когда слова расходятся с делом - бывает только ещё хуже.
В действительности, Церковь всегда была апостольской, то есть, миссионерской. Всегда одной из главных задач Церкви была проповедь. Но проповедовали не все христиане: Не многие делайтесь учителями,- пишет апостол. А особенно избранные, поставленные, благословленные на это Богом, прошедшие, скажем, специальное обучение, знающие, умеющие делать это грамотно. Если Патриарх умрет и будет другой Патриарх, разве закончится дело миссии? Cейчас особенно миссия востребована, поскольку наши соотечественники «крещены, но не просвещены». Потому что православными себя идентифицируют достаточно многие, а жизнь православную проводят не многие, просто, скажем, по незнанию.
Вот и нужно помочь таким людям узнать все необходимое, особенно же - помочь преодолеть некоторые штампы в сознании, преодолеть внушаемый им антиклерикализм. Их настраивают против Церкви, говорят, что «Церковь сращивается с государством» - нисколько она не «сращивается»! Это клевета либералов на Церковь! И все прочие дьявольские клеветы, стереотипы, которые народ воспринял, в основном из антицерковных СМИ, нужно уметь разрушить, нужно заставить людей засомневаться в своих атеистических, рациональных, гностических или других ложных взглядах. Вот в этом дело миссионера - сначала заставить человека засомневаться в своей позиции, чтобы он захотел найти Истину. А дальше, когда он спросит, предложить ему Истину, изложенную в Евангелии - Господа нашего Иисуса Христа, ознакомить его с этой Истиной.
Я не считаю, что все должны проповедовать. Должна быть воля Божия на проповедь. Более того: даже для хорошего миссионера-проповедника должна быть воля Божия, чтобы обратиться с проповедью к тем или иным людям. Помните, в Евангелии есть очень интересные слова: посылая апостолов на проповедь, Господь говорит: никого на пути не приветствуйте. Почему? Ведь это же не вежливо?! Тебе - «здравствуйте», а ты пошел дальше? (улыбается) А потому что, если «здравствуйте», то - «как дела, как жизнь…». Ты теряешь время, теряешь силы. Там Господь собрал слушать твою проповедь людей, которых Он уже настроил, которые кое-что уже поняли и ждут проповедника. А ты разводишь пустые разговоры. Те люди разойдутся и ждать не будут. Проповедник должен быть там, где он должен быть, в том месте и в то время, куда и когда Господь его посылает, должен обращаться к тем людям, которые благодатью Божией настроены, приготовлены к слушанию проповеди. Просто так сеять на голой земле - ничего хорошего не будет.
Поэтому, прежде всего, нужно иметь рассуждение, иметь молитвенный навык, опыт уединения, в котором человек учится молитве. Прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Богослов - это тот, кто правильно молится, и только тот, кто правильно молится, есть истинный богослов». Если перефразировать, проповедник - это тот, кто правильно молится, и только тот, кто правильно молится, может быть настоящим миссионером и проповедником!
-Мой духовник, когда узнал о небольшой величине учительской зарплаты (смущенно улыбаюсь;), выразил сомнение что я в тот момент могу каяться в сребролюбии. Но как определить современному москвичу, что он явно стяжателен?
- У тебя же семья?
- Да!
- Нужно исходить из интересов семьи. Ты - добытчик, твой долг - «завалить и принести мамонта». Поэтому твоё личное нестяжание должно растворяться рассуждением, царицей добродетелей. Есть, конечно, пример святого Филарета Милостивого, который раздавал все и постепенно дошел до совершенной нищеты, но он, будучи святым мужем, делал это с рассуждением, с Божьей помощью; на это была воля Божия. Поэтому нужно все продумать. Попросить об увеличении зарплаты для семьи, даже если ты в Церкви работаешь, - греха никакого нет.
Вот я, например, настоятель, я назначаю зарплаты. Но я же в магазины не хожу, я не знаю, как люди живут. Сейчас постоянная инфляция, мировые экономические кризисы, эмбарго объявили России, продукты постоянно прыгают в цене. Я же к деньгам вообще не прикасаюсь, неделями их не вижу в глаза, и получаю все в виде обеда. Мне трудно судить, какие именно деньги семейным людям нужны сейчас. Поэтому попросить о чем-то - ничего в этом зазорного нет, это даже некоторое дело смирения. У прп. Варсонуфия Великого в «Вопросах и ответах» есть замечательная вещь: на вопрос, что такое свобода в вещах, он отвечает следующее. Если тебе нужна какая-то вещь, то иди к брату, который в монастыре за это отвечает, и попроси. Если даже он тебе откажет, то пойди и попроси второй раз. А думать: «Бог брату на душу положит, и он мне сам это даст» ,- неправильно; может быть, Бог и внушит, а брат поленится. Поэтому не стесняйся, будь проще и попроси то, что тебе необходимо. А дальше уже - как решит начальство.
Вы говорили, что Осипов - ересиарх нашего времени и предостерегали в письме о.Андрея Кураева от недоверия отцам. Свт. Игнатий говорил «не покусись своей немощной рукой остановить то, что попущено Богом». Это относится к разгулу модернизма, сектантства, тех же кочетковцев или иеговистов или надо всё-таки по возможности против этих явлений что-то делать?
- Вопрос не очень простой. С одной стороны, каждый христианин отвечает за Истину. Но прежде всего, отвечает за хранение Истины священноначалие и священство. Я, как настоятель, отвечаю перед Богом и перед священноначалием, чтобы в моем приходе не проповедовались ереси, чтобы книги продавались православного содержания, чтобы прихожане исповедовали православные взгляды. Что могу, я для этого делаю. А обличать А.И. Осипова в масштабах всецерковных, скажем так, мне, видимо, не дано. Это должен делать либо Святейший Патриарх, либо Священный Синод, либо человек, который Богом на это поставлен. С другой стороны, я где могу, говорю, в частных и общественных беседах я предупреждаю людей о несоответствии учения А.И.Осипова святоотеческому учению, повторяю, что многие его взгляды прямо подходят под определения Вселенских Соборов, называвшие такие мнения ересями. Считаю, что это мой долг. Однако я не вижу для себя воли Божией и Божиего благословения идти в крестовый поход против Осипова и осиплян, и когда я собирался это сделать, меня прямо не благословили. Хотя, думаю, человек, призванный обличить их ереси, рано или поздно найдется.
Где могу, обличаю ереси и секты, но сделать главным содержанием моей духовной жизни борьбу с иеговистами, кочетковацами и осиплянами - я не вижу к этому призвания; есть более актуальные, более важные вещи в моей деятельности пастыря. Но стараюсь, где могу, издать книгу, статью, предупредить в частной или общественной беседе об этих ересях.
Кого сегодня можно назвать старцем, ведь Вы же посылали меня к о.Тавриону (Халину) в Псково-Печеры.
- И сейчас, и во все времена старец, по святоотеческому определению - это облагодатствованный человек, имеющий дарования Духа Святаго, и именно дарования в области духовного руководства. Это дар пастыря, дар руководить духовной жизнью других, то есть, дар рассуждения. Христианин должен знать волю Божию, и главная задача старца - сообщить волю Божию вопрошающему. Если человек имеет такой дар - он действительно старец. А если он сам чего-то выдумывает, то это не старец.
C другой стороны, как сказал один батюшка, любой священник в чём-то прозорлив, потому что любой священник прошел Таинство хиротонии и благодать Божия его вразумляет. Но, конечно, степень здесь разная. Одно дело - приходской священник, или даже твой духовник, тоже приходской священник, но хорошо тебя и твои обстоятельства знающий. И совсем другое дело - святой старец, в силу чистоты и строгости своей жизни имеющий явные благодатные дарования, который точно видит о тебе волю Божию, Промысл Божий, и даже, может быть, видит твое будущее предназначение. Святые люди были, есть и будут. Правда, их становится все меньше и меньше, именно по причине их невостребованности, ненужности, потому что люди предпочитают жить по своей воле.
Бывает, приходит человек и говорит, что он бесноватый. Спрашиваешь, а почему ты так считаешь? - Да вот, мне сказали, что я бесноватый. Начинаешь объяснять, что никаких признаков беснования у него нет. Но человек почему-то упорно доказывает, что он бесноватый, что он нуждается в отчитке, просит благословения поехать к о.Герману. Что тут скажешь, если люди хотят считать себя бесноватыми? Это какой-то феномен! То, что «своя воля - Царя боле», это всем нам известно. Поэтому старцы и не востребованы, вот их и нет. Но тем людям, которым действительно нужен старец, он в их жизни явится в нужный момент.
Если у свт. Феофана описано четыре искушения перед смертью, и одно из них - мысли, как будут без меня мои жена и дети. Как бороться если мысли всё-таки приступают?
Силой веры! Сия есть победа, победившая мир, вера ВАША. (1-е Иоан. 5:4) Богатство христианина - это вера. Вера имеет в своей основе знание Бога, знание, что Бог милосерд, всемогущ, что Бог промыслит о наших ближних, что Он любит их больше, чем мы, во много раз, поэтому Он о них лучше позаботится, и о нас позаботится. Вся жизнь верующего человека - цепь невероятных обстоятельств, совершенно чудесных, противоречащих теории вероятности! А из этого следует, что Господь также промышляет обо всех, в том числе, о наших близких. Все, кто хочет спастись, спасутся. Но если нужно что-то потерпеть - потерпим, таковы условия спасения: за грехи нужно немножко пострадать. Мы же постоянно молимся: «сами себе и друг друга, и весь живот наш - ХРИСТУ БОГУ предадим». Чем крепче вера, тем легче человек умирает и легче расстается с этим миром, и предает близких своих в руки Божии, зная о милосердии Божием. Чем меньше человек знает о Боге, тем больше он хватается за этот мир, потому что этот мир для него - все, смысл жизни. А на самом деле это заблуждение: весь видимый мир - очень небольшая часть того Божия мироздания, которое Господь дал человеку, лишь маленькая вершинка айсберга по отношению к миру невидимому.
Какого Вы мнения о писаниях о. Серафима (Роуза)? Что-то применимо в сестричестве было?
- Когда до 2007 г. РПЦЗ была в разделении с нами, будучи законопослушными чадами Церкви, мы старались не читать богословия Зарубежной Церкви, поскольку было непонятно, как к нему относиться - раскол это, не раскол? А главное - ведь есть же другое богатство! Зачем я буду тратить время на сочинения о.Серафима (Роуза), когда есть сочинения свт.Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника? Я не все еще прочитал у свт.Феофана Затворника! У свт. Игнатия я почти все прочитал, но пора бы уже и перечитать. А богатство древних Отцов для меня открылось лишь в последнее время. В свое время я пытался читать прп. Симеона Нового Богослова, “Добротолюбие” - но это воспринималось как какие-то отдельные фразы. Я видел, что это красиво, глубоко, смиренно, но ко мне как бы не относится, потому что написано для каких-то святых людей. Но в последнее время, когда я понял, что ничего из того, о чем там написано, я никогда не достигну, я потихоньку стал понимать, о чём пишут Отцы. Это настолько глубоко, мудро, замечательно и прекрасно! Зачем я буду тратить время на что-то другое, ведь человек крайне ограничен в своем жизненном времени!
Отец Дмитрий Смирнов где-то сказал, что по подсчетам ученых, человек за свою жизнь может прочитать всего 2 тысячи томов книг. Как же тщательно надо отбирать свое чтение! Прп.Симеон Богослов гораздо более полезен, глубок, чем о.Серафим (Роуз). Книги отца Серафима - это апологетика для людей не воцерковленных, воцерковляющихся, интересующихся Церковью. Им, возможно, и стоит его почитать. Даже отец Даниил Сысоев - я его считаю святым человеком. Но книги его мне не интересны, потому что темы, которые он затрагивает, были для меня актуальны лет 35 назад. А сейчас для меня наиболее важна наука о спасении души, наука покаяния. Она описана в аскетических книгах Святых Отцов, и все остальное для меня менее интересно.
Списывались ли Вы с о. Рафаилом(Карелиным) после его визита в сестричество?
- Мы издали в свое время книгу его бесед в нашем Сестричестве, с его разрешения, издали календарь с его высказываниями. Однако мы разошлись с ним во взглядах на рок-музыку, на телевизор. Он как-то очень сурово относится к такому явлению как культура. На мой взгляд, его позиция по отношению к рок-музыке не совсем правильна. Думаю, он ее ни разу не слышал на самом деле. Вообще, такое резкое неприятие культуры - я считаю, это не правильно. Мы живем среди людей, мы живем в обществе, и понятие культуры в нем было, есть и будет. И нужно уметь все-таки относиться к ней более лояльно. Люди культуры - тоже верующие, они тоже хотят спастись и донести до людей истины Христианства. Почему бы нам не воспользоваться языком культуры, для того, чтобы проповедовать веру? Священника послушают далеко не везде. А музыканта, который является духовным сыном священника и напитан идеями Христианства, послушают в той аудитории, где священника не будут слушать в силу предубежденности. Думаю, что здесь о.Рафаил не прав. И он меня открыто критиковал. В остальном я его деятельность всегда приветствовал, особенно обличение им разных современных ересей, в частности учения А.И.Осипова.
Правда ли Вы считаете, что можно бряцать на гитаре и молиться, или в келье слушать рок и молиться при этом?
-В келье я рок не слушаю: некогда, да и незачем. Рок я слушаю иногда в машине, чтобы скоротать время. Читать в машине - уже глаза слабые, а созерцать окресности города - для монаха тоже не очень полезно. Молитвенник из меня, к сожалению, не получился. Получается, что рок-музыка в дороге - то, что надо, под нее хорошо отдыхать.
Я вовсе не говорил надо слушать рок во время молитвы. Есть время, специально определенное для молитвы, когда нужно «всякое отложить попечение» - богослужение, молитва, келейное правило. Одновременно с этим ничего делать нельзя, все внимание нужно сосредоточить исключительно на молитве. Но когда ты чем-то занят, молиться ведь тоже нужно! Монах обязан молиться непрестанно и делать с молитвой любое дело. И если христианин что-то слушает, рок ли или классическую музыку, желательно это тоже делать с молитвой. Более того, я считаю, что если совмещаются в сердце какие-то переживания и молитва, значит, эти переживания допустимы. Потому что греховные переживания с молитвой не совместятся, сердце будет возмущаться. Слушать рок и при этом читать молитву Иисусову мне удается. И если я по послушанию проповедую среди музыкантов, молитву должен творить и там.
Почему не канонизировали ст. Серафима (Тяпочкина)?
- Думаю, потому, что так уж работает Синодальная комиссия по канонизации. И богослужебная комиссия, и комиссия по канонизации святых работают вот таким непонятным образом. Сейчас что-то меняется, но в целом - воз и ныне там. Приведу пример. Настоятель этого храма (Сошествия Св. Духа на бывшем Лазаревском кладбище) протоирей Николай Скворцов, очень уважаемый человек, праведной жизни, был убит бандитами в июне 1917 года на территории храма. Он собирал деньги на детский приют, об этом узнали бандиты, ворвались в дом и зарубили топором священника и его супругу. Деньги же батюшка успел сдать в сбербанк. Потомки о.Николая свидетельствуют, что при перенесении кладбища они видели, что мощи о.Николая и матушки нетленные. Но когда мы собрали данные и обратились в комиссию по канонизации, то нам ответили что канонизировать их не могут, потому что они не Новомученики! А Новомученики - лишь те, кто погиб после октябрьского переворота, а кто был замучен раньше, теми же безбожниками, в то же смутное время - не Новомученики, и этот вопрос комиссия рассматривать не будет. Без комментариев!..
Не помните ли, из какого труда свят. Игнатия эта цитата: "В наше время, кто не читает книг святых отцов, спастись не может".
- Из второго тома собрания сочинений свт. Игнатия. У святителя есть несколько статей о значении чтения Святых Отцов в разных томах (в первом, втором, пятом).
Много молодых православных только пришедших - к православной вере.Причём уверовавшим в святоотеческом, а не либеральном духе, например. Спрошу что у о. Андрея Новикова спросил - что посоветуете молодым православным?
Так и продолжать! Читать Святых Отцов! Придя в юности в Церковь, я попал в такие круги, где читали Отцов. Самиздат ходил очень активно: Патерики, творения прп.Исаака Сирина, прп. Симеона Нового Богослова, прп. Авва Дорофей - я сразу с ними столкнулся, это были первые книги, которые я прочитал. Я понимал, что Истина - в святости. Cвятые люди достигли Истины, познали Истину, они - хранители Истины. Есть большая разница между сочинениями какого-нибудь современного, так называемого, богослова, который просто филологически-грамотно излагает свои размышления, и трудами святого человека, который жил святой жизнью и своей святостью доказал, что знает, о чём говорит. Опять-таки, «слово получает силу от силы жития».
Позже я познакомился с книгами свт.Игнатия, который прямо проводит мысль, что сейчас нет старцев - духовных руководителей святой жизни, и спасаться нужно по книгам Святых Отцов, при совете единодушного брата. Современный духовник - это единодушный брат, не больше. Нужно это понять, смириться с этим. Необходимо читать Св.Отцов и поверять ими, по слову свт.Игнатия, учение любого духовника, преподавателя, проповедника, лектора, профессора Духовной Академии. (То есть, сверять, соответствует ли их учение учению Отцов и Преданию Церкви, причём не только в догматическом,но и нравственном, аскетическом плане- С.Л.)
Если эту кальку Святых Отцов наложить на сочинения А.И.Осипова, очень много несоответствий получается! Отец Александр Мартыненко (часто выступает в интернете и интервью с видео-обращениями и ответами -С.Л.) рассказал, что прослушав одну лекцию, где Осипов многократно говорит, что у Златоуста там-то и там-то сказано то-то и то-то, для интереса нашел место и проверил. Оказалось, что у Златоуста сказано прямо противоположное! Может быть, Осипов искренне этого не видит?..
Поэтому надо всегда искать Истину. Если хотите спастись, не надо слушать многочисленных современных учителей, каких-нибудь тетенек, которые непонятные курсы окончили и давай всем лекции читать… Надо читать Святых Отцов, с ними ничто не сравнится! Я очень благодарен своему духовнику, который в своё время не благословил мне поступать в семинарию, хотя я и хотел. Я рос, читая Отцов, мое образование - это постоянное чтение Отцов, а не мнений каких-то профессоров, типа А.И.Осипова, которые из учения Отцов делают какие-то свои выкладки и преподают суррогат.
Теперь я уже закончил семинарию заочно, потому что вышло постановление Поместного Собора, чтобы священники имели духовное образование. Но я очень благодарен Богу, что в юности я сформировался не как студент семинарии, где предлагались разные, в том числе неудобопонимаемые учения «ума своего», а питался от чистой воды Св.Отцов. Может быть, я что-то не так понимал, но у меня был духовник, и я шел и спрашивал, что значит то или иное высказывание Отцов, и он мне объяснял. Надо хранить верность Святым Отцам. Хотите спастись? Читайте, изучайте, храните верность их учению!
Есть пророчество Отцов о том, с чего начнется падение православной веры - с потери чистоты Православия. Что мы сейчас и видим. Все эти “экуменизмы” (встречи с нарушением канонов, т.н. сомоления-С.Л.), модернизмы, мнения, что “католики спасутся”: это всё - ереси. У прп. Варсонофия Великого есть очень интересная вещь: на вопрос, кто может быть духовным руководителем, он отвечает, что по установлению Отцов, единственное, но обязательное условие для того, чтобы руководить другими душами, есть исповедование неповрежденной православной веры.
Что такое царственное священство и какое это имеет практическое значение для духовной жизни современного человека?
- Живущий в Церкви человек, причастный благодати Духа Святаго, причастный духовной жизни - это царственное священство. Таинство священства важно на земле, и священник, каким бы он ни был по личным качествам, пользуется уважением в Церкви, если он даже не очень достойный человек. При этом священник может так жить, что и не спасется. А в Царстве Небесном все, кто туда войдут - это и есть царственное священство. В том числе, те миряне, которые, не будучи священниками, проводят достойную жизнь и поэтому причастны таинству Царства, таинству спасения. Порой мирянин может проводить более угодную Богу жизнь, чем священник в том же приходе. Здесь необходимо разделение, а там будут смотреть, как кто исполнял волю Божию, Евангельские заповеди. Недостойным священникам будет сказано: «кому больше дано, с того больше спросится». Со священника спросится ГОРАЗДО больше, чем c мирянина. Но евангельские заповеди спросятся со всех! Царственное священство - это спасаемые, званые и избранные. Званых много, а вот избранные - это царственное священство.
Мнение о. Сергия о новом проекте Положения о монастырях и монашествующих:
- Думаю, второй, окончательный вариант «Положения» будет иметь положительные последствия. В первом варианте было много слишком суровых, жестких требований. Но последний вариант «Положения» достаточно интересен. Правда, и там есть моменты для меня спорные. Все я не припомню, но одно назову - приравнивание понятий «игумен» и «игуменья». Те святоотеческие высказывания, которые относятся к игумену, в «Положении» без оговорок относят и к игумении. Но ведь Святые Отцы обращались имено к игумену, который, за редким исключением (а в наше время - всегда), облечен в священный сан. Этим он отличается от игуменьи, которая является просто администратором. Если игумен руководится благодатью Духа Святаго, получаемой в Таинстве священства, то совершаемое им руководство братией действительно освящено Свыше. А игуменья - это женщина, которую просто назначили начальницей. Как правило, игуменьей назначается предприимчивый человек, не глупый, конечно, - дурочка не сможет обителью руководить. Настоятельница должна обладать деловыми качествами, уметь руководить строительством, снабжением, общаться со спонсорами. А руководствовать сестер в духовной жизни - совсем другое дело, это должен делать духовник. А в «Положении» везде получается так, что “игумен” и ”игуменья” - это одно и то же.
Даже в мужском монастыре в русской традиции игумен как правило назначает духовником кого-либо опытного из священноиноков. Когда я поступил в Оптину пустынь, наместником там был отец Евлогий, ныне Митрополит Владимирский. В первые месяцы он говорил: «Братия, простите меня, я делаю все, чтобы у вас был духовник. Подождите, потерпите». Был такой случай в самом начале жизни обители. Все иеромонахи разъехались по делам монастыря, а был двунадесятый праздник. Отец Наместник был сторонником, чтобы вся братия на двунадесятые праздники причащались. И он сказал: «Братия, простите, все отцы разъехались, и я единственный священник, который может поисповедовать тех, кто хочет причащаться. Вы меня уж простите». Я несколько затруднялся исповедоваться у наместника, а он повел себя очень смиренно, просто совершил таинство исповеди, выслушал грехи, не лез в душу, не пытался узнать мое или чье-либо еще отношение к нему.
Меня очень удивило, что он даже испросил прощения у братии за то, что должен исповедовать их сам! Отец Евлогий считал, что как наместник, он должен поить-кормить братию, восстанавливать обитель, заботиться о ее материальном благосостоянии, о совершении богослужения, а духовной жизнью братии должен заниматься духовник. И после нескольких месяцев поисков он нашел достойного духовника, отца Илия (Ноздрина) (ныне духовник Святейшего Патриарха Кирилла), и его духовное руководство оказало на братию положительное влияние. Это было как раз то, чего мы в то время искали; мы приняли батюшку, доверились ему.
А игуменьи женских монастырей почему-то наоборот навязчиво предлагают свое духовное руководство девочкам, которые туда пришли. Не пройдя сами школы духовного воспитания, школы смирения и послушания - чему они могут научить, как они могут воспитать настоящих монахинь? Этого я не понимаю, мало того, вижу здесь некую ересь папизма. Монахиню назначили игуменьей указом архиерея - таинства же здесь не совершается! Сегодня ее назначили, завтра могут снять. Она же не получила тем самым благодатных дарований Духа Святаго! Священник же получает их в Таинстве священства. Получается какой-то папизм - если ты начальник, значит, ты свят и непогрешим.
Все это приводит к тому, что в женских монастырях нет вообще никакого духовного руководства. Игуменьи не дают сестрам поискать духовника, не разрешают обращаться в Троице-Сергиеву Лавру или другие монастыри. Ведь что мы видим до революции? Монахини обращались за духовным окормлением в Оптину пустынь, в Глинскую пустынь, - это было обычным делом. Настоятельницы отпускали их, давали им денег на дорогу. Как правило, сестры близлежащих к Оптиной пустыни, к Саровскому монастырю женских обителей окормлялись именно в них, и никто не считал это чем-то зазорным. Преподобные Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Зосима (Верховский), Варнава Гефсиманский стали основателями женских обителей и являлись их старцами. А сейчас игуменья должна быть «всем и вся», духовной матерью для всех. Но все же должно быть добровольно, а не в силу какого-то указа. Это в католичестве тебе назначают и римского папу, и духовника, и вообще вместо тебя тебя «спасут». В Православии все бывает добровольно: Милости хочу, а не жертвы. Если сестра имеет доверие к игумении и идет к ней помыслы исповедовать - слава Богу! А если доверия нет? Если игумении вообще 25 лет? «Положение о монашествующих» эту сторону вопроса, к сожалению, не рассматривает.