Leave a comment

Comments 16

julia519973 September 2 2014, 01:36:10 UTC
Макаренко был Педагогом с большой буквы. Я читала и "Педагогическую поэму", и "Флаги на башнях", и "Книгу для родителей". Наша преподавательница истории педагогики каждый год проводила "макаренковские чтения". Они проходили в виде конференции с докладами и творческими работами, отдельно по факультетам. Мне и двоим однокурсникам досталась тема "Противостояние". Я предложила ребятам сделать это как представление в лицах: один говорит от имени Макаренко, другой - от имени его оппонентов, а я - связующий текст. Такой формы представления материалов на этих чтениях ещё не было. Что касается трудового воспитания, то перекосов там было предостаточно. Говорю только за те времена, в которых жила и росла. С удивлением читала повесть "Дневник Коли Синицына", где ученики и лето проводили в школе - кто на пришкольном участке, кто ещё где-то, а Колино звено вообще пчеловодством занялось. Какой же, мол, это отдых? Кабинеты после уроков мы убирали сами. Но сколько раз бывало, что мальчишки сбегали, а девчонки работали в одиночку или вдвоём. Или у нас ( ... )

Reply

ext_690087 September 2 2014, 05:32:41 UTC
Осознанная созидательная деятельность - это не только производительный труд, который сегодня и не мыслим по принципу "работы на дядю или тетю" в рамках школьного образования. Это всесторонее развитие каждого ребенка с целью раскрытия его творческих способностей во всех сферах деятельности человека СОЗИДАТЕЛЯ.

Reply

julia519973 September 2 2014, 07:05:13 UTC
Совершенно верно. В принципе, даже к мытью полов можно подойти творчески. Но ребёнок не всегда может организовать свой труд сам, по крайней мере, когда маленький. А если взрослые подходят к организации детского труда с циркулем формализма и линейкой заорганизованности, то и толку нет. В школе мы, девочки, учились готовить и шить, мальчики - работать на станках. Помню, как в 4-м классе сосед по парте показал мне маленькую лопатку, которую сделал сам. Это было в рамках изготовления игрушек для детсада, маршрут "Звёздочка"; тогда был марш "Пионеры всей страны делу Ленина верны". Когда я работала в школе, мама одного мальчика (10 лет) на родительском собрании сказала, что её сын, как и его одноклассники, на уроках труда выдёргивают откуда-то гвозди. Кто больше выдернет, тому 5, кто меньше - 4. Я тогда чуть на пол не села. Чем занимаются мальчики сейчас, не знаю, у меня дочь. Но они, девочки, к счастью, на уроках труда готовят и шьют, никакого выдёргивания ниточек (это я по аналогии с выдёргиванием гвоздей).

Reply

(The comment has been removed)


ypbv September 2 2014, 02:32:13 UTC
Макаренко - прежде всего великолепный Русский писатель, соединяющий Слово, Философию этики и Практику. Нельзя копировать его практики, но нужно следовать Духу его Мысли. А писать так, как писано исследование (приведённый цикл статей) - значит дискредитировать и вырезать живую часть, а оставить голую технологию, каковая хороша при обработке металлов, но категорически противопоказана в меняющейся, индивидуальной природе каждого ребёнка...
Читаю, помню, применяю Основы воспитания Макаренко, наслаждаюсь его стилем (полное собрание у меня настольная книга), но что остаётся по прочтении вышеприведённого "Исследования"? Только отблеск таланта А.С.
С уважением Русский инженер Бурмистров Юрий Павлович

Reply

sergeyt81 September 2 2014, 07:05:29 UTC
Нельзя копировать его практики, но нужно следовать Духу его Мысли

Юрий, чем одно отличается от другого?

Когда ученик Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин во всех колониях, где он руководил, вводил отрядную систему, совет командиров, использовал трудовое воспитание - он копировал практики Макаренко или следовал Духу его Мысли? Или то и другое вместе?

Я соглашусь с тем, что копировать Макаренко не получится, для этого нужно быть Макаренко. Но это не значит, что практику Макаренко невозможно воспроизвести. Нет в этой практике ничего сверхъестественного. И не для того Антон Семенович описал эти практики в книге, чтобы они лежали без дела.

А писать так, как писано исследование (приведённый цикл статей) - значит дискредитировать и вырезать живую часть, а оставить голую технологию

Юрий, в приведенных статьях нет технологии. Это история советского и российского макаренковедения, которая дает читателю представление о том, что было раньше и что есть сейчас.

полное собрание у меня настольная книгаРасширьте свою библиотеку, Юрий ( ... )

Reply

dr_ektor September 5 2014, 19:34:42 UTC
Камрад, а есть информация о дальнейшей судьбе воспитанников Макаренко в 90-х? По идеи люди могли дожить.

Reply


ext_690087 September 2 2014, 14:56:02 UTC
Опыт этого великого педагога сегодня вполне подойдет для работы с несовершеннолетними правонарушителями в специальных учреждениях перевоспитания, вместо внедряемой "культуры примирения" с правонарушениями, способствующей формированию соглашательской позиции по отношению к распространению преступности и криминалу в подростковой среде. Предлагаемые медиации - это не толерантность и гуманность к несовершеннолетним - это соучастие в растлении малолетних. Если дети больны психологически, нравственно - это не их вина, но ответственность взрослых (родителей, педагогов, правоохранителей) предотвращать,создавать условия для перевоспитания, а не среду для соучастия в преступлениях.

Reply


Leave a comment

Up