Краткая история Троице-Сергиевой лавры

Jul 19, 2023 19:03


1.

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, - писал выдающийся русский богослов и философ отец Павел Флоренский, - а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя, признанного святым при жизни, „чудного старца“, святого Сергия».





Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Однажды, посланный отцом, чтобы привести лошадей с пастбища, отрок увидел в лесу молящегося инока. Варфоломей подошел к старцу, поклонился и стал терпеливо ждать, пока тот закончит молитву. Наконец, монах повернулся к мальчику, благословил его и спросил, что ему нужно. Варфоломей поведал старцу самое большое свое желание: получить от Господа способности к книжному учению. Монах помолился за отрока, дал ему съесть частицу просфоры и сказал: - Отныне, дитя мое, Бог даст тебе разум к учению, да такой, что и других сможешь поучать. Частица эта мала, но велика будет радость твоя. После этого инок хотел продолжить свой путь, но Варфоломей упросил его посетить дом своих родителей. Те с честью встретили старца и предложили ему угощение. Прочитав молитвы перед началом трапезы, гость велел Варфоломею читать Псалтирь. - Я не умею, - смущенно ответил отрок. - Господь дарует тебе знание грамоты, - подбодрил его монах. Мальчик послушно открыл книгу и начал бойко читать псалмы. Удивленным родителям инок прорек: - Сын ваш станет избранной обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы. Родители Варфоломея пошли провожать гостя, но тот внезапно стал невидим, из чего они и познали, что это был ангел Божий.

Согласно Житию преподобного, Сергий (в миру Варфоломей) происходил из семьи ростовского боярина Кирилла, переехавшего из Ростова в подмосковный город Радонеж.



На том месте, где родился Сергий, построен Троице-Сергиев Варницкий монастырь

С юных лет Варфоломей питал склонность к отшельническому житию, но по просьбе родителей вынужден был отложить постриг до их смерти. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан удалились в леса и в 15 верстах от Радонежа нашли место для уединенной обители.

На большом холме, омываемом речкой Кончурой, поставили братья «церковь малу» да келью. Вскоре Стефан, не выдержав тягот отшельнической жизни, ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив брата в одиночестве. Однако уже через год сюда начинали стекаться иноки, ищущие уединения.



М.Нестеров. Триптих «Труды преподобного Сергия».



Начало Троице-Сергиевой обители было положено в 1337 году. Это было время великого духовно-политического подъема Русской земли, готовящейся сбросить татаро-монгольское иго и вновь обрести национальную независимость. «Величайший из святых Древней Руси» преподобный Сергий Радонежский стал символом единства и возрождения Русского государства.



Тогдашний московский митрополит Алексий разглядел в смиренном иноке выдающегося государственного деятеля. Выполняя волю владыки, Сергий брал на себя трудные дипломатические поручения: мирил князей и поддерживал стремление Москвы к объединению русских земель.



Изображение святого Сергия Радонежского на покрове, 1420-е годы

Высокий политический и нравственный авторитет преподобного Сергия распространился далеко за пределами Московского княжества. Удельные князья посещали Сергия в его обители, дабы удостоиться его беседы. Но главным государственным подвигом Сергия навсегда осталось его благословение Дмитрия Донского на битву с Мамаем. В памяти русских людей Куликовская битва прочно связалась с именем преподобного (хотя у историков есть серьёзные сомнения в достоверности этого предания). Очень скоро в сознании людей Московской Руси Сергий Радонежский занял место рядом со святыми князьями Борисом и Глебом, национальными заступниками Руси.



Попов Павел Петрович. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. 2014

Усилиями преподобного Сергия и его учеников было основано до 40 монастырей. В ходе освоения безбрежных лесных просторов русского Севера ярче всего проявилась главная особенность русской колонизации как одухотворения пространства, духовно-культурной миссии.





2.

Первые монастырские постройки были деревянными. В 1408 году монастырь дотла сожгла орда хана Едигея. Правда, иноки успели укрыться в лесах, и уже через несколько лет по их возвращении обитель была восстановлена. С этих пор начинается неуклонный рост богатств монастыря, его политического и духовного значения.
Еще при жизни Сергия Радонежского Троицкая обитель получила первые пожертвования от великих московских князей, а с XV века денежные и земельные вклады стали поступать сюда неиссякаемым потоком. На одно из таких пожертвований от князя Юрия Звенигородского, сына Дмитрия Донского и крестника преподобного Сергия, был построен самый древний из сохранившихся архитектурных памятников монастыря - белокаменный Троицкий собор. Воздвигнутый в 1422 году «в похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, он стал одним из первых мемориальных памятников России.



Для росписи Троицкого собора были приглашены мастера во главе со знаменитыми живописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым. К несчастью, созданные ими фрески не сохранились. Но иконостас храма до сих пор украшают 40 икон работы мастеров XV века. Для Троицкого собора Андрей Рублев написал икону «Троица», ставшую ныне для всего мира одним из символов русской культуры. Правда, Церковь за истекшие пять столетий едва не угробила это великое творение русского гения. К счастью, в ХХ веке икона была спасена от гибели усилиями государства и музейных работников.



Игумен Никон просит Андрея Рублёва и старца Даниила расписать Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Троицкий собор хранит также главную святыню лавры - мощи преподобного Сергия Радонежского. Они покоятся в серебряной раке, выполненной по приказу Ивана Грозного мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Над ракой возвышается серебряная сень, подаренная монастырю в XVIII веке императрицей Анной Иоанновной.



«…Всё рассыпалось. Всюду масса мёртвой моли, бабочек и личинок. В области грудной клетки лежат в беспорядке кости ручных кистей…». «…Всё рассыпалось. Всюду масса мёртвой моли, бабочек и личинок. В области грудной клетки лежат в беспорядке кости ручных кистей…». Осквернение раки св. Сергия в 1919 году

Надо сказать, что отношения Ивана Грозного с Троице-Сергиевым монастырем не были безоблачными. Царь уличал монахов в нарушении монастырского устава, покушался на монастырское землевладение. В то же время Грозный часто посещал Троице-Сергиев монастырь и делал многочисленные ценные вклады. Благодаря ему троицкие игумены получили титул архимандритов - «первейших среди всех монастырей».

Под стены Казани в 1552 году Грозный поехал, отстояв молебен в обители преподобного Сергия; здесь же спустя 4 года царя застало известие о присоединении Астрахани. В память об этих событиях на средства Грозного в 1559-85 годах был построен самый большой монастырский храм - пятиглавый Успенский собор.



Ф. Комаров. Разрез Успенского собора, 1946 г.

Тогда же монастырь был обнесен новыми каменными стенами. Эти укрепления выдержали 16-месячную польско-литовскую осаду.

3.

В эпоху Великой Смуты обитель преподобного Сергия была одной из немногих крепостей Северо-Восточной Руси, которая, подобно Москве, не сдалась войскам Тушинского вора.



Осада Троице-Сергиева монастыря в 1608 году. Литография 1852 года.

23 сентября 1608 года Троице-Сергиев монастырь осадило 15-тысячное польско-литовское войско во главе с панами Сапегой и Лисовским. Защитников монастыря, которых возглавляли присланные из Москвы воеводы Голохвастов и Долгоруков, было в пять раз меньше. Поляки презрительно называли небольшую монастырскую крепость «лукошком». Однако первые приступы под ее стены закончились обескураживающей неудачей.



План осады Троицко-Сергиевского монастыря с 1608 по 1610 г.(издание 1858 г.)

Тогда захватчики решили подвести минный подкоп под одну из 12-ти крепостных башен монастыря - Пятницкую, охранявшую обитель с юго-западной стороны. Осажденные обнаружили место подкопа, когда он уже был почти готов и забит порохом. Предприняв смелую вылазку, отряд защитников крепости сумел пробиться к входу в подкоп. Два крестьянина монастырского села Клементьева Никон Шилов и Петр Слота, пожертвовав собой, взорвали заготовленный врагами порох. В это время другой отряд атаковал линию батарей и захватил все вражеские пушки.

Но впереди осажденных ждала суровая зима, голод и эпидемии, которые уносили больше жизней, чем стычки с врагом. Дочь царя Бориса Годунова Ксения, находившаяся в то время в монастыре, писала в столицу: «на всякий день хоронят мертвых человек по двадцать и больше; а которые люди ходят и те собою не владеют, все обезножили». Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, автор знаменитого «Сказания об осаде», подсчитал, что в течение зимы погибло в боях и умерло «от осадной немощи» 2125 человек, не считая женщин и детей.



«Оборона Троице-Сергиевой лавры». Картина Сергея Милорадовича

Тем не менее защитники монастыря, изможденные страшными бедствиями осады, весной и летом 1609 года успешно выдержали еще три яростных штурма, а потом продержалась еще полгода до подхода отрядов освободителя Москвы от Тушинского вора Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. 12 января 1610 года Сапега и Лисовский, разбитые в сражении под стенами монастыря, бежали к Дмитрову.

16-месячная оборона Троице-Сергиева монастыря стала одной из самых славных страниц в военной истории России. Не случайно впоследствии русские войска в походах неизменно сопровождали иконы с изображением преподобного Сергия.

4.

На протяжении всего XVII и большей части XVIII столетий Троице-Сергиев монастырь играл выдающуюся роль в жизни страны. В это время его владения и доходы были сравнимы только с царскими. Монастырю принадлежало поистине гигантское хозяйство: подворья, торговые места, лавки в Москве, Великом Новгороде, Твери, Нижнем Новгороде и во многих других городах, а также соляные варницы, места рыбной ловли и охотничьи угодья. Тогдашняя поговорка гласила, что на Москве есть три самых могущественных человека: царь, патриарх и келарь Святой Троицы, то есть старец, ведавший всем монастырским хозяйством. Троицкие архимандриты присутствовали при венчаниях на царство, составлении духовных завещаний государей, посольских приемах. В 1613 году они участвовали в избрании царя Михаила Федоровича Романова.



В середине XVII века архидьякон Павел Алеппский, сопровождавший своего отца, Антиохийского патриарха Макария в путешествии по России, так описал Троицкую обитель: «Монастырь окружен огромной высокой стеной новой постройки, белой, как голубь. Кругом него сады, идущие непрерывно один за другим, большой город, пруды и мельницы». Особенно пораженный видом крепостных стен, Павел Алеппский восклицает: «Ум не может представить их неприступность и красоту!»

За этими мощными стенами в 1682 году укрылись молодой Петр I и его родня - брат Иван и сестра Софья, искавшие здесь спасения от так называемой «Хованщины» (стрелецкого бунта, возглавляемого боярином Хованским). Спустя семь лет, в 1689 году, во время второго стрелецкого бунта, вдохновленного царевной Софьей, монастырь опять стал убежищем для Петра. Отсюда, после публичной казни на площади перед монастырем стрелецкого головы Федора Шакловитого и других заговорщиков, Петр вернулся в Москву уже подлинным самодержцем всероссийским.



Пётр I в Троице-Сергиевом монастыре принимает делегацию из Москвы в 1689 г.

В 1744 году императрица Елизавета Петровна наградила Троицкий монастырь почетным званием Лавры. Однако через 20 лет, уже при Екатерине II, Троицкую лавру постигла участь всех российских монастырей - она лишилась своих обширных земельных владений и более чем ста тысяч проживавших в них крестьян, которые перешли во владение государства.



Ныне на территории Сергиевой обители расположены Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. В 1993 году Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

5.

Сергиев Посад славен не только соседством с Троице-Сергиевой лаврой. Этот город познакомил весь мир со знаменитой русской матрешкой.

Одна из легенд о происхождении матрешки гласит, что в конце XIX века в семью известных русских промышленников и меценатов Мамонтовых привезли японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.



Именно эта фигурка Фукуруджи якобы и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Однако версия о японском происхождении матрешки документального подтверждения не имеет. Факты неоспоримо свидетельствуют, что подлинным создателем нашего национального сувенира был токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший в московской мастерской «Детское воспитание».



В 90-х годах XIX века он выточил первые фигурки кукол, которые вкладывались одна в другую, а расписал их художник Сергей Малютин, впоследствии академик живописи.

На первой матрешке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур - девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленатого младенца.



Сергей Малютин. Автопортрет

На первой матрешке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур - девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленатого младенца.





И все же, несмотря на московскую родословную, настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек. Первые матрешки продавались дорого, но все равно пользовались большим спросом. Вскоре заказы на производство стали поступать из-за границы. Матрешки были ходким товаром в Париже и Германии, на знаменитой Лейпцигской ярмарке. Мастера неустанно соревновались друг с другом, увеличивая количество вкладываемых фигурок. В 1913 году токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку.



Кутузов со своим штабом (матрешка 8-местная) к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров



Бояре (матрешка 12-местная), мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века

Рекорд Булычева был превзойден только в 1967 году, когда в честь 50-летия Октябрьской революции была изготовлена 50-местная матрешка для выставки в Монреале. Правда, над ней трудился не один мастер, а целый завод.

В Книгу рекордов Гиннеса 1970 года была занесена самая рослая и плодовитая в мире матрешка, изготовленная на художественной фабрике "Семеновская роспись". Эта 72-местная русская красавица достигает в высоту 1,5 м, а ее объем - 75 см. Её показали на выставке Экспо-70 в Японии. Стенки матрёшки были такими тонкими (0,5 мм), что просвечивали. При этом каждая куколка имела свой характер и неповторимый рисунок. Матрешка была передана в дар японскому правительству, и ныне находится в Германии.

В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Открыта подписку на издание моей книги «Названный Лжедмитрием» .



Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

города

Previous post Next post
Up