PADOVA - 2013: "Город Святого без имени, кафе без дверей и луга без травы"

Jul 21, 2013 20:41




Поездка в Падую являлась обязательным пунктом нашего путешествия по Северной Италии летом этого года. Небольшой итальянский город, расположенный на юге региона Венето, с немногим более чем 200-тысячным населением, Падуя находится в тени свой знаменитой соседки - Венеции. Далеко не все, кто приезжает в "Светлейшую", добираются до него, хотя дорога занимает всего ничего - около часа по автостраде А4, связывающей Венецию с Миланом и по дорогам SS47 или SS11. Тем не менее, Падуя, безусловно, достойна внимания любознательного туриста. И тому есть множество причин. О некоторых из них и пойдет речь в данном иллюстрированном повествовании.
      Падуя - один из самых древних городов Италии, которая, в общем-то, не обделена древними городами. Однако, Падуя намного старше Венеции и даже самого "вечного города" - Рима и насчитывает более 3 тысяч лет истории. Существует легенда, согласно которой Падуя была основана героем Троянской войны Антенором примерно в 1182 г. до н.э. Древнеримский поэт Вергилий описывает в своем эпохальном произведении "Энеида" так:
"Но и поныне мужей, испытавших столько страданий,
Та же участь гнетет. Где предел их бедам, властитель?
Мог ведь герой Антенор, ускользнув из рук у ахейцев,
В бухты Иллирии, в глубь Либурнского царства проникнуть
И без труда перейти бурливый источник Тимава
Там, где сквозь девять горл из глубин горы вырываясь,
Он попирает поля, многошумному морю подобен.
Там Антенор основал Патавий - убежище тевкров,
Имя племени дал и оружие Трои повесил;
В сладостном мире теперь он живет, не зная тревоги".
(Вергилий. "Энеида", книга 1, 242 - 249)

В 49 г. до н.э. Падуя (или, как она тогда называлась, Патавиум) была официально провозглашена римским муниципием.
      Материальным подтверждением существования Падуи Римской эпохи служат останки Арены (или амфитеатра), расположенные по пути от ж/д или автовокзала к историческому центру города:


Судя по типу и размерам этого сооружения, хотя от него мало что осталось, оно было воздвигнуто во времена Клавдия - Флавия (60-70 гг. до н.э.) и имело сходство с знаменитой Ареной в Вероне.
      В 601 г. Падуя была почти полностью разрушена при нашествии лангобардов. Новый подъем и рост города начался уже в следующем тысячелетии.

Продвигаясь по широким и очень узким улицам и улочкам Падуи, я постоянно ловил себя на мысли, что совершенно не устаю от жары (хотя температура воздуха превышала 30 градусов). Вскоре понял, почему. Почти все улицы исторического центра города устроены так, чтобы либо на одной, либо на другой их стороне можно было укрыться от палящего солнца в тени галереи-аркады, где, очень кстати еще и располагаются многочисленные кафе, в которых так приятно отдохнуть от долгой пешей прогулки:
















И еще одно наблюдение. Улицы Падуи мне показались почти совершенно свободными от автомобилей. Подавляющее большинство местных жителей от детей до глубоких старушек передвигаются на велосипедах, которых во всех итальянских городах огромное количество, а также на мотоциклах и скутерах. При этом очень хорошо ходит общественный транспорт.

Неподалеку от развалин античного амфитеатра находится главная, по мнению многих, достопримечательность Падуи - капелла Скровеньи. Само по себе это маленькое кирпичное сооружение неизвестного автора совершенно ничем не примечательно, если бы не знаменитые на весь мир фрески Джотто ди Бондоне (1266 - 1337 гг.), великого итальянского художника и архитектора, долгое время работавшего в Падуе и выполненные им в 1303 - 1305 гг. Внутри капеллы поддерживается постоянная температура, разумеется, там категорически запрещено фотографировать, поэтому фотографий фресок Джотто я не предоставляю. К тому же, в своих постах я принципиально использую только собственные снимки, да и фрески Джотто хорошо известны всем, кто интересуется живописью. Достаточно назвать лишь одну из самых известных - "Поцелуй Иуды", как вы сразу же представите её. Верно?
      А вот фото статуи Джотто, которым падуанцы безусловно и заслуженно гордятся, предлагаю вашему вниманию:




В Падуе вообще очень много различных памятников. Имеется, разумеется, как и в любом итальянском городе, памятник Джузеппе Гарибальди:


Безусловно, не обошлось и без памятника Данте Алигьери, украсить которым себя считает необходимым едва ли не каждый уважающий себя город Италии:






Впрочем, падуанцы имеют на это право, поскольку Данте некоторое время, будучи изгнанным из родной Флоренции, жил в Падуе и даже посвятил ей несколько строк свой "Божественной комедии". Кстати, улица, названная именем великого итальянского поэта в городе тоже имеется.
      Еще одна местная знаменитость, известная далеко за пределами Италии, также увековечена в виде памятника:


Это памятник Анджело Беолько (1502 - 1542 гг.), более известному под сценическим псевдонимом Рудзанте, итальянскому актеру и драматургу, выступавшему в жанре комедии дель арте, родившемуся и умершему в Падуе.

Падуя украшена не только памятниками знаменитостям, но и такими вот любопытными скульптурами:








Достигнув, наконец, центральной части Падуи, мы попадаем в место, просто изобилующее разного рода достопримечательностями. В самом сердце средневекового города доминантой является Palazzo della Ragione (Дворец Разума, иногда называемый также Дворцом Правосудия), построенный в 1218 - 1219 гг. (центральный корпус и галереи первого и второго этажей) для городского суда и торговых рядов:










Облик сегодняшнего сооружения практически идентичен построенному в 1306 - 1309 гг. под руководством архитектора - монаха Джованни Эреметани, который надстроил здание еще на 6 м. и возвел крышу в виде киля, покрытую свинцовыми листами.
      Это здание, являющееся памятником средневекового искусства Италии, было возведено во времена, когда Падуя уже несколько десятков лет являлась независимым гвельфским государством и гордилась своей победой над грозным императором Фридрихом Барбароссой в составе ломбардийской лиги. Кстати, по поводу борьбы городов Северной Италии с Германским императором. Всем любителям качественной исторической литературы могу порекомендовать замечательную книгу одного из моих любимейших итальянских писателей Умберто Эко - "Баудолино". Кто еще не читал, прочитайте, гарантирую, получите истинное наслаждение!

Однако, своей свободой Падуанская республика пользовалась недолго. 15 ноября 1405 г. Падуя была оккупирована венецианцами, главный противник гегемонии Венеции над северо-восточной Италией, правитель Падуи с 1350 г. Франческо Новелло был казнен вместе с сыновьями, и 3 января 1406 г. Венеция провозгласила свое господство над городом. Знаки этого господства в Падуе можно встретить повсюду:






И, разумеется, на главной площади средневековой Падуи - Piazza del Signori красуется монументальная колонна с львом Святого Марка:




Палаццо делла Раджоне со всех сторон окружена площадями: уже упомянутой площадью Синьори, пьяцца делле Эрбе (площадью трав) и пьяцца делла Фрутта (площадью фруктов). Название площадей говорит само за себя, вот уже более 800 лет на этих площадях с понедельника по субботу проходит городская ярмарка, предназначенная в нынешние времена не только для туристов, но и для местных жителей. Здесь действительно продаются фрукты и овощи, а также различное барахло (почти как на недоброй памяти Черкизовском рынке, только в гораздо меньшем масштабе). Продукция для туристов тоже широко представлена, мы здесь прикупили традиционных магнитиков и книгу о Падуе на русском языке.

Но все же главным, что притягивает здесь внимание, является башня здания Адмиралтейства, построенная в 1532 г. веронским архитектором Джованни Мария Фалконетто.






Механические часы, украшающие башню (возможно, первые в Италии) были спроектированы Маэстро Новелли и были реализованы в 1437 г. Джованни и Джовампьетро Калдиере. Механизм часов уникален, кроме времени они показывают день недели и месяца, лунную фазу и текущий знак гороскопа. Интересно то, что согласно местной легенде, мастер установил вместо зодиакального знака "Весов" клешни "Скорпиона", чтобы таким образом отомстить заказчику за нерегулярную оплату.




Здесь же можно полюбоваться интересной церковью Святого Канциана, богато декорированной скульптурами:








Однако в центральной части города наличествуют не только памятники средневековой архитектуры. Здесь представлена и архитектура фашистского периода, как например, это массивное здание:


Нельзя не заметить на нем выполненную в камне карту завоеваний режима Бенито Муссолини, где черным цветом выделены оккупированные фашистской Италией страны: Албания, Ливия, Эфиопия и Сомали:


Примечательно, что на этом же здании установлен памятный знак, посвященный итальянцам, погибшим в России в 1941 - 1945 гг.:


Неподалеку от пьяцца Синьори расположена пьяцца Дуомо, называющаяся так благодаря Кафедральному собору Успения Святой Марии.


Собор, построенный в том виде, в котором дошел до нас, относится к середине XVI в. (строительство началось в 1547 г.). Фасад Собора, на мой взгляд, откровенно скучен, глазу зацепиться совершенно не за что:


Гораздо интереснее его купол, характерный для эпохи Вохрождения, его капманила




и особенно, находящийся рядом с Дуомо Баптистерий:






Оригинальная структура сооружения - великолепный пример римско-ломбардского архитектурного искусства. Она представлена игрой геометрических фигур, вставленных одна в другую: центральная часть в форме куба, в котором отчетливо различим высокий цилиндр, являющийся опорой для купола; апсида имеет форму параллепипеда с цилиндром в центре; покрытие образуется выгнутыми треугольниками, совокупность которых представляет купол.
      Точная дата постройки Баптистерия не известна, но специалисты относят его к началу XIII в.

С другой стороны от Палаццо делле Раджоне находится еще одна достопримечательность Падуи - кафе Педрокки - монументальное здание, построенное венецианским архитектором Джузеппе Яппелли в 1831 г. в стиле неоклассики с весьма существенными псевдоготическими элементами по заказу первого владельца кафе Антонио Педрокки, имя которого оно носит и в настоящее время.




Это кафе падуанцы много лет называли "кафе без дверей", так как его двери по желанию владельцев с 1831 по 1916 г.  были открыты круглосуточно. Несомненным украшением кафе являются многочисленные химеры:








Место для строительства кафе было выбрано не случайно. Оно расположено в самом центре, рядом с Дворцом "Бо", то есть, зданием Падуанского университета, поскольку основной идеей Педрокки было сделать из своего заведения "культурную точку" города.

Падуанский университет был основан в 1222 г. под влиянием епископа Джордано и мэра Руска, по настоятельной просьбе студентов и профессоров из Болоньи. Университет Падуи - один из самых старинных в мире и второй по старшинству в Италии после Болонского.
      Вход в университет:


Падуанцы гордятся тем, что здесь свои лекции читал великий Галилео Галилей, который с 1592 по 1610 г. являлся профессором Падуанского университета.
      Памятная стела в честь Галилея:


Очень красив старый средневековый корпус здания "Бо" с галереей XVI в., выполненной по проекту Андреа Морони. Потолки и стены галереи увешаны гербами и портретами ректоров университета с 1542 по 1688 г., а также знаменитостей, имевших к нему отношение:








Среди них можно увидеть изображение великого белорусского просветителя Франциска Скорины:


Как видим, надписи под ним выполнены не только на итальянском, но и на белорусском языке.

Продвигаясь от Падуанского университета по Via del Santo на юг, мы попадаем на Piazza del Santo. Обратите, кстати, внимание на то, что и улица, и площадь носят имя просто "Святого", без указания имени этого Святого. Не случайно падуанцы называют свой город "городом Святого без имени", т.к. и без того понятно, о каком именно Святом идет речь. Конечно, это Святой Антонио Падуанский. Родившийся в Лиссабоне в 1195 г., монах Францисканского ордена Антонио (носивший при рождении имя Фернандо) недолгое время жил в Падуе, но умер в 1231 г. именно в её предместье, и именно здесь был погребен.
      Базилика Святого Антонио Падуанского (Basilica di Sant`Antonio di Padova) начала строиться через несколько месяцев после смерти Святого, в 1232 г. Уже в 1310 г. были возведены купола, колокольни-минареты и радиальные капеллы. Фасад базилики с треугольной короной ломбардского стиля состоит из четырех массивных арок - ниш в нижней части и террасы - в верхней, что облегчает довольно тяжелый облик сооружения. В верхней части находится резное готическое окно - роза и высокая остроконечная башня колокольни со шпилем. Еще выше нам открывается целый ансамбль из куполов, цилиндрических тамбуров, контрфорсов и горок. Высоко в небо врезаются своими шпилями башни колоколен-минаретов. К сожалению, фасад базилики был в значительной мере в строительных лесах - велись очередные реконструкционные работы, но все-равно это древнее сооружение производит неизгладимое впечатление:








Внутри базилики, разумеется, фотографировать нельзя, но мне удалось все же тайком сделать несколько снимков (прошу прощения за качество) левого нефа, которые, конечно же, не могут передать всего великолепия её интерьера:






Рядом с базиликой находятся Ораторий Святого Джорджио, возведенный в 1377 г. в романском стеле из обожженной глины с тонкими пилястрами и подвесными арками, подчеркивающими треугольную форму фасада, а также построенная в 1427 г. в качестве резиденции Собратьев Святого Антонио, Школа Святого:




И, конечно же, на Площади Святого расположен монумент, ради которого многие любители скульптуры специально приезжают в Падую - конная статуя выдающегося кондотьера Венецианской республики Эразма из Нирни, прозванного "Гаттамелатой" (т.е., "хитрый лис), работы великого флорентийского скульптора Донателло. Памятник был сооружен в 1453 г. по заказу семьи полководца, умершего 10 годами ранее. Эразм предстает перед нами в облике римского императора - победителя, восседающего на своем вороном коне. Голова его не покрыта, лицо, уже немолодое, выражает решительность человека, привыкшего повелевать и командовать, что подтверждает и крепко сжатая в правой руке пика. Кондотьер одет в римские доспехи, его грудь покрыта броней, слегка подвешен длинный меч. Этот шедевр Донателло является первой работой в Италии, выполненной в бронзе:






Думается, этот памятник хорошо знаком каждому, кто хоть раз бывал в Пушкинском музее изобразительных искусств в Москве, где в зале средневекового искусства установлена его копия, или хотя бы смотрел старую советскую комедию "Старики-разбойники", в которой герой в исполнении Юрия Никулина в своем сне в панике убегает от этого изваяния.

Двигаясь от базилики Святого Антонио по Via Belludi, мы попадаем на знаменитую площадь Prato della Valle, прозванную падуанцами "лугом без травы". И действительно, огромная площадь (88620 кв.м.) повидала многое за века своего существования, а вот трава здесь растет лишь на центральном острове Меммия. В средние века на этом месте проходили церковные обряды, театральные представления и праздники, лошадиные бега и ярмарки. Но расположенная в низине, Прато постепенно заболотилась и пришла в упадок. В 1775 г. начинается возрождение площади. Архитектор - инженер Доменико Черато осушил её, прорыв канал, в результате чего возник остров эллиптической формы, связанный с основной частью площади четырьмя мостами. В центре острова Меммия расположен фонтан.Однако наибольший эффект производят огромные вазы вдоль аллей и 78 статуй выдающихся личностей Падуи. Эта скульптурная композиция создавалась с 1775 по 1838 г.
      Виды Прато делла Валле.
                          Фонтан:




Один из мостов, ведущих к острову Меммия:


Ваза:


На травке острова Меммия местные мальчишки заняты любимым (после сиесты) делом итальянцев - игрой в футбол (за заднем плане красивейший Дворец Гримани):


Скульптурные композиции:






С Прато делла Валле открывается потрясающий вид на базилику аббатства Святой Джустины, девятой по величине церкви в мире. Эта базилика относится к XVI и была освящена в честь раннехристианской святой, казненной за свои убеждения в 304 г., во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане именно на территории современной площади Прато делла Валле:








В Падуе множество красивейших зданий, различных архитектурных стилей:




















Почти все они украшены средневековыми гербами, изображениями святых и прочими элементами декора:














Но я, будучи большим поклонником стиля модерн, никак не мог пройти мимо этого дома, модернистский декор которого меня очень порадовал (тем более, что по моим наблюдениям, модерна в Италии, в отличие от любых других архитектурных стилей, очень немного):












Несмотря на длительное господство Венеции над Падуей, этот город совершенно не похож на свою госпожу. О ней, кроме многочисленных венецианских львов, напоминают разве что такие вот виды:




Если вы устали, гуляя по Падуе, то можете воспользоваться падуанским трамваем, являющимся монорельсовым гибридом трамвая и троллейбуса. Падуанцы очень им гордятся, так этот трамвай единственный во всей Италии, и поэтому теперь является еще одной достопримечательностью города:


Он может доставить вас из исторического центра Падуи в ж/д и автовокзалу. Мы, правда, шли пешком. И не в целях экономии, а чтобы напоследок еще раз насладиться видами этого прекрасного города. При этом дорога от Прато делла Валле до автовокзала заняла у нас не более 20 минут неспешным шагом. Такая вот, Падуя, оказывается маленькая!
      Небольшой совет для тех, кто, как и мы, собирается посетить Падую самостоятельно. Зайдите в туристический центр на ж/д вокзале. Там вам совершенно бесплатно выдадут карту Падуи и замечательный буклет о городе на русском языке. Правда, говорить с сотрудником центра все-равно придется по-английски, поскольку наш язык, судя по всему, для итальянцев остается тайной за семью печатями.

THE END.

Сергей Воробьев.

Италия, Падуя

Previous post Next post
Up