В очередной раз, открыл его для себя его после просмотра
бесед с отцом и сыном - Габриловичами, записанных в 1993 г. незадолго до их смерти. Фантастический человек - эпоха, идеально чувствовавший себя в мире каменных сверх-людей - первых коммунистов («Последняя ночь», «Мечта»), в полуирреальных псевдоисторических мирах «Ленина в Париже», интеллигентских картинах Авербаха, едва не вплетаясь в перестроечную психологию в «Приходе Луны» Швырова. Человек на долю, которого выпала интереснейшая и счастливейшая жизнь советской творческой элиты. Сын мещанина, объехавший в детстве с родителями вдоль и поперек Европу, накануне первой мировой войны (сей эпизод, лег в основу псевдобиографического «сна на корабле» в «Объяснении в любви»), был корреспондентом при взятии Берлина. Успевший, пожить в трех государствах: Российской империи, СССР и России; Евгений Габрилович, сумел уместить свою жизнь в тоненькой книжице - «
Четыре четверти» и… Вот этих самых интервью и начала 90-х. Его рассказы, фантастически реалистичны и правдоподобны. Только Габрилович, смог относительно честно и без идеологических штампов рассказывать о людях, судьбах или времени. В его историях не встретишь штампов о чекистах или репрессиях, хотя он и встречался с Мейерхольдом за день до ареста, восхищаясь им как художником, но считая приотвратительнийшим человеком. Он жил за стенкой у Булгакова,
но рассказывал о нем, как о простом человеке - жильце, а никак о писателе. В Габриловиче нет Михалковского барства, которое по факту рождения, казалось бы обязательно должно быть присуще этому человеку. Пару лет назад, когда, я взял в библиотеке «Четыре четверти», оказалось, что эту книгу не брали с момента поступления в 1975 году. 34 фильма, как минимум, один из которых обязательно смотрел любой поклонник кино, не брезгующий отечественным кинематографом. Человек, по которому можно было изучать XX век в России. Вот Вам идеальный советский аристократ - тихий незаметный, о котором начали вспоминать благодаря росту популярности некогда забытого Ильи Авербаха. Он был человеком каких мало. Посмотрев интервью, я подумал, что о нем было бы неплохо снять документальных фильм. Однако, сразу одумался. Не дай бог, если учитывать, что сегодня снимается в виде д/ф. фильмов. Пусть уж лучше он останется: в виде бесед, книги и 34-х картин, к которым он написал сценарии.