В известном фотоальбоме Юргена Ровера «War at Sea 1939-1945» приведена эффектная фотография момента попадания германской планирующей бомбы в американский крейсер «Саванна» 11 сентября 1943 г.
В малоизвестной книге Стива Ивинга «American Cruiser of World War II. A Pictorial Encyclopedia» (1984) есть небольшой текст, отражающий этот момент.
В ночь на 8 сентября 1943 г. «Саванна» вошла в залив Салерно в Италии, чтобы обстрелять позиции противника, и продолжала оказывать непосредственную поддержку до утра 11 сентября, когда корабль был поражен и поврежден радиоуправляемой планирующей бомбой, сброшенной с немецкого самолета. Бомба пробила крышу башни №3 и три палубы, прежде чем взорваться. В результате взрыва в днище корабля образовалась большая пробоина, появилась трещина по левому борту, а также начался серьезный пожар. Погибло 197 человек - почти пятая часть экипажа. После срочного ремонта на Мальте крейсер отправился в Филадельфию, где находился на ремонте до сентября 1944 года.
У нас в "Шестидюймовых пулеметах" было чутка подробнее:
В 09:44 наблюдатели “Саванны” обнаружили самолет, летевший со стороны солнца почти строго над кораблем, и в ту же минуту крейсер получил прямое попадание. Бронебойная бомба FX-1400 угодила в крышу башни №3, оставив в ней пробоину диаметром около 55 см, прошла сквозь башню, перебив привод вертикального наведения левого орудия, прошила четыре палубы и взорвалась в перегрузочном отделении на второй платформе. Это была самая тяжелая бомба, когда-либо поражавшая американский корабль, и последствия ее взрыва были ужасающими. Официальное описание повреждений содержит 26 страниц машинописного текста, поэтому нам остается лишь обратить внимание на наиболее важные моменты.
В результате взрыва в палубе второй платформы образовалась пробоина диаметром около 5 м; было пробито днище левее диаметральной плоскости и обшивка по левому борту между 41-м и 52-м шпангоутами ниже броневого пояса, а сам пояс выгнут наружу. В броневой палубе образовалось два длинных разрыва, а находившиеся между ними листы задрались вверх до самой третьей палубы. Взрывная волна ушла наверх через башню №3, уничтожив весь ее персонал, и через пробоину в борту. К счастью, хлынувшая в огромные пробоины вода сразу залила погреба, иначе взрыв картузов с порохом мог разорвать корабль надвое. Большинство водонепроницаемых дверей в переборках носовых отсеков было сорвано взрывной волной, поэтому затопления оказались впечатляющими: между 39-м и 61-м шпангоутами вода стояла примерно на 1,2 м над третьей палубой, а ниже ее оказались затопленными практически все помещения от 23-го до 61-го шпангоута. Корабль получил крен 8º на левый борт и дифферент 3,35 м на нос.
Вышли из строя все генераторы, кроме аварийного кормового, на несколько минут пропала электроэнергия, вследствие чего пропала вся внутренняя связь, обесточился рулевой привод из ходовой рубки, машинные телеграфы, оба гирокомпаса. Временно прекратилась подача пара: носовое котельное отделение пришлось оставить из-за задымления; в КО №2 упал уровень воды в котлах; а в кормовых вышла из строя система подачи топлива. Тем не менее, быстро заработали аварийные дизель-генераторы, а спустя 8 минут (!) удалось запустить турбогенераторы в кормовом МО и восстановить подачу электроэнергии по всему кораблю, кроме зоны повреждений. Отсутствие энергии затруднило борьбу с пожарами в районе башни №3. Благодаря спешно доставленным переносным моторным помпам через 15 минут огонь удалось было взять под контроль, но в 10:08 (спустя 24 минуты после попадания бомбы) в башне прогремел еще один взрыв, и пожар разгорелся с новой силой. Окончательное тушение заняло около двух часов.
Вскоре после полудня “Саванна” отдала якоря, и к ней подошли буксиры “Хопи” (АТ-71) и “Морено” (АТ-87) с мощными водоотливными средствами, но откачать воду из сильно разрушенных носовых отсеков оказалось невозможным. В 17:57 крейсер своим ходом направился на Мальту, куда прибыл на закате следующего дня. Скорость на переходе составляла 12 уз, достигая порой даже 18 уз. Сразу по прибытии началась подготовка к постановке в док, но осуществить это удалось лишь 19-го числа. Потери экипажа составили 197 убитых и 15 тяжело раненых, причем четверо моряков оказались замурованными в одном из полузатопленных помещений, и освободить их удалось только через 60 часов. 7 декабря, после восстановительного ремонта, “Саванна” покинула Мальту и 23-го прибыла в Филадельфию, преодолев атлантический шторм, причинивший новые повреждения. Окончательный ремонт крейсера, совмещенный с обширной модернизацией, завершился только в сентябре 1944 года.