Антон Баумштарк о Благодатном огне

Feb 28, 2014 10:19



По мнению эрудита-литургиста Антона Баумштарка (ум. 1948 г.), именно западные паломники сыграли ключевую роль в распространении идеи чудесного характера Благодатного огня в Иерусалиме. Умственно отсталые франки, увидев чин возжжения огня в Иерусалиме, первыми догадались о его чудесном характере. На Западе даже существовали поместные аналоги благодатного огня, возгоравшегося от частиц того самого Креста Господня, несколько десятков кубометров которого были завезены в латинские храмы с Востока. Мало того, во время Крестовых походов чин Благодатного огня у Гроба Господня отправлял латинский патриарх, и у него это получалось не с меньшим успехов, чем у греков. Под влиянием раннего иерусалимского чина в Латеранской базилике Рима больше тысячи лет назад существовал следующий обряд: в Великую Пятницу все лампады гасились, масло со всех светильников базилики сливалось в три больших чана, а масло продавалось наперстками прихожанам, в которые теплились фитили. Вечером в Великую Субботу от этих трех фитилей зажигалось два факела в честь двух природ Иисуса Христа и начиналось пасхальное торжество.

Источник: Α. Baumstark Liturgie Comparée Principes et Méthodes pour L’étude historique des liturgies chrétiennes. Éditions de Chevetogne, 1953. P. 162-16

От себя добавлю, что только сегодня узнал, что у латинян пасхальный трехсвечник продержался больше тысячи лет, и лишь недавно в ходе литургических реформ ВВС был заменен одинарной пасхальной свечей.

Иерусалим

Previous post Next post
Up