Несколько недель назад приобрёл 43-ий выпуск из популярной cерии журналов "100 человек, которые изменили ход истории". Выпуск посвящён Бетховену.
По мере ознакомления появились кое-какие замечания.
Журнал издан очень неплохо - на отличной глянцевой, плотной бумаге, в цветной полиграфии. Печать хорошая, буквы не расплываются под пальцами, как это зачастую бывает в популярных журналах. Издание изобилует фоновыми рисунками и картинками, различными врезками и вставками как информационно-аналитического, так и эстетического характера. Стоимость выпуска (≈ 1.25 $) вполне демократична.
В соответствии с комплексным подходом и как это сейчас принято в подобного рода изданиях, речь не идёт исключительно о главном герое - помимо Бетховена в журнале можно почерпнуть сведения о некоторых фигурах в его жизни: Неефе, Гайдне, Черни, женщинах, претендующих на место "бессмертной возлюбленной".
Также привлекают внимание вставки, обзорно рисующие картины музыкального и социально-политического развития Европы в добетховенскую эпоху и во времена Бетховена: "Музыкальные направления эпохи Возрождения", "Европа, охваченная революционным брожением".
Познавательны тематические вставки: "Рояли в жизни Бетховена", "Дома Бетховена в Вене", "Композитор и его братья", "Любимое вино Бетховена".
Неплох раздел "Бетховен и соната", в котором описывается исторический путь развития сонатной формы (от барокко до ХХ века); особо выделяется роль Бетховена. По такому же принципу построен и раздел "Бетховен и симфония". Полагаю эти два раздела безусловной удачей издания.
Хорошо и то, что даётся краткая информация о людях, с которыми Бетховен не встречался в силу разнесения во времени и географии проживания, но которые либо сами оказали на него влияние, либо на которых сам Бетховен оказал знаковое влияние: о Шиллере, Наполеоне, Роллане, Фуртвенглере.
Удобна в использовании наглядная (хотя и очень урезанная) "Карта личных связей Бетховена".
Есть хронологическая таблица, но она слишком мала - даже для популярного издания. В любом случае - хорошо, что сама таблица присутствует.
Конечно же, есть и недостатки. Иные из них - так просто шокируют. Чего стоит, к примеру, такая фраза: "Он создавал шедевр за шедевром, среди которых были его Четвёртая симфония и три скрипичных концерта, заказанных русским послом Андреем Кирилловичем Разумовским" (с. 15). Совершенно непонятно, как струнные квартеты трансформировались в скрипичные концерты.
Также несколько удивляет явная предвзятость авторов статьи в отношении оценки поступков Бетховена во время тяжбы с женой брата из-за Карла. Бетховен назван "тираном", а судебный процесс, оказывается, "раскрыл худшие черты в характере Бетховена" (с. 18)
Спорно утверждение, что Хайлигенштадское завещание свидетельствует, несмотря на мрачный тон, также и о том, что Бетховен "твердо решил сопротивляться судьбе" (с. 14). Признание Бетховена в том, что он будет рад приходу смерти, а также совершенно трагическая концовка документа, как по мне, мало способствуют такому его пониманию.
В который раз уже режет слух упоминание о том, что Бетховен якобы "разочаровался в Гайдне" (с. 10). Понятно, что такое понимание имеет давнюю традицию, но всё же есть конкретные документы - как со стороны Гайдна, так и со стороны Бетховена - которые отрицают идею подобного "разочарования" ученика в учителе. Это уже не говоря о том, что само по себе общение с таким творцом, как Гайдн, - вполне самодостаточный воспитательный акт в столь любимом Бетховеном античном стиле времён платоновской Академии или аристотелевского Ликея.
Интересен детский портрет Бетховена, помещённый на странице 6:
Совершенно очевидно, что это не прижизненный портрет композитора - да и, насколько знаю, в такой технике не писали в конце 18-го века. Автор не указан.
Кстати, об авторах. Авторы текста не указаны совершенно. Указан весь издательский коллектив, включая менеджера по развитию бизнеса. А вот имена тех, кто писал текст, не опубликованы. Анонимы, однако. :)
Но в общем и целом: журнал, с моей дилетанской точки зрения, очень и очень неплох. Удачи издателям и больше внимания к авторам.