Ракетный кризис. Часть первая. Турция.

Dec 05, 2015 12:53

Карибский кризис, он же - Октябрьский кризис (Crisis de Octubre), Кубинский ракетный кризис (Cuban Missile Crisis) начался не совсем с тех событий, о которых принято вспоминать. То есть, размещение советских ракет на Кубе, операция Анадырь, переговоры с Кастро и морская блокада острова Свободы, конечно, были, но раньше всего этого произошли совсем другие события...

Решение о размещении в Турции «современных видов вооружений» принято еще в декабре 1957г., на встрече глав государств НАТО. К этому моменту Турция вступает в блок (в 1952г.) и заключает целый ряд договоров с правительством США по вопросам обороны и, в том числе, ядерного оружия, в частности Соглашение о взаимодействии по использованию атомной энергии в целях взаимной обороны от 5 мая 1959г. (Agreement for cooperation on uses of atomic energy for mutual defense purposes.  Exchange of notes at Ankara May 5, 1959), Соглашение о статусе ВС США в Турции от 23 июня 1954г. (полное название - Соглашение между США и Республикой Турция в отношении реализации «Соглашения государств-участников Северо-Атлантического Договора в отношении статуса их вооруженных сил». (от 19 июня 1951г.) - Agreement relating to implementation of the agreement between the parties to the North Atlantic Treaty regarding the status of their forces of June 19, 1951»), а также ряд других соглашений и протоколов к ним (можно ознакомиться, например, здесь: http://turkey.usembassy.gov/treaty_websites.html).

Турция, важно понимать, существенный стратегический партнёр для НАТО: обладает общей границей с СССР, имела территориальные споры с ним, а также обладает имперскими амбициями, которые можно использовать в политических целях.

18 сентября 1959г. посол США в Турции и турецкий МИД обмениваются нотами, которые составят позже Соглашение от 28 октября того же года:
«Посол США Министру иностранных дел Турции:
Имею честь обратиться к Вам по поводу решения, принятого на встрече глав государств НАТО в декабре 1957г., в отношении поступления на вооружение в ВС НАТО современных видов оружия, включая ядерное.
[…] Приведение в исполнение настоящего решения осуществляется напрямую между государствами […]
Если данное предложение приемлемо для Вашего Правительства, настоящая нота и ваш ответ на неё могут составить соглашение между двумя нашими Правительствами».
Ответ турецкого МИДа лаконичен:
«В ответ я имею честь сообщить, что моё Правительство согласно в вышеизложенным».
(Источник: Посольство США в Турции: http://turkey.usembassy.gov/treaty_websites.html; http://photos.state.gov/libraries/turkey/461177/pdf/10t1866.pdf).



Сама Турция в 1960-м г. оказывается на грани гражданской войны, находящаяся у власти демократическая партия вызывает недовольство оппозиции своей внутренней политикой, что приводит, в конечном счете, к военному перевороту 27 мая 1960г. Президент, премьер-министр, а также министр иностранных дел казнены, к власти приходит генерал Джемаль Гюрсель, подтвердивший желание следовать политике Ататюрка и обязательствам по блокам, включая НАТО.
Тогда же, в мае, США и Турция заключают техническое соглашение по программе «Юпитер», (текста которого в открытых источниках нет). В частности, об этом говорится в монографии Дж. Гримвуда «История ракетной системы «Юпитер», опубликованной в 1962г. и рассекреченной в 1978г. (http://heroicrelics.org/info/jupiter/jupiter-hist/History%20of%20the%20Jupiter%20Missile%20System.pdf). Сам Гринвуд ссылается на второй квартальный отчет по программе «Юпитер» от 14 июля 1960г. Соглашение касается обучения турецкого персонала в максимально сжатые сроки (при том, что управление системой, все же, предполагается осуществлять силами американских военных (по крайней мере, на первых порах), а также регламентирует сроки введения в действие систем «Юпитер». Система приведена в боевую готовность к апрелю 1962г на базе близ города Измир.





(карта современная, для понимания расположения)

5 февраля 1961г. посольство США в Турции информирует Государственный Департамент о разговоре посла США с министром иностранных дел Турции, Селимом Сарпером, сообщившем о разговоре - Рыжовым, послом СССР. Последний вручил главе МИД ноту по поводу ракет среднего радиуса действия, «размещаемых в Турции под эгидой НАТО и под командованием США». Посол США, ссылаясь на Сарпера, говорит об угрозах со стороны СССР оставить Турцию в аутсайдерах («out of the club») и о втягивании турецкого народа в «опасное предприятие» («dangerous adventure»). «Гюрсель [президент Турции] опасается действий Рыжова, которые считает выходящими за рамки дозволенного.[…] требует, чтобы Рыжов был остановлен «или что угодно еще». (https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v16/d359)

Тем временем, в апреле 1961г., на встрече государств Багдадского пакта (CENTO) в Анкаре, госсекретарь Дин Раск в частном разговоре с министром иностранных дел Турции, Сарпером, поднимает вопрос об отзыве системы «Юпитер» с территории Турции. Турок возражает: парламент только что одобрил размещение ракет, и для правительства было бы крайне затруднительно сообщить, что размещение не состоится. Прежде, чем вернуться в Вашингтон, Раск информирует президента Кеннеди о разговоре с Сарпером, после чего Кеннеди принимает предложение несколько отложить отзыв «Юпитера». Штаты при этом явно обеспокоены внутренней политикой Турции, и незадолго до упомянутой встречи посол США в Турции в телеграмме на родину пишет: «во время первого разговора с министром иностранных дел […], Сарпер отметил, что в Турции сейчас две проблемы - экономическая ситуация и суды на острове Яссиада» (речь идет о трибуналах над высшими должностными лицами предыдущего правительства, свергнутого в 1960-м). «Я полагаю, что Сарпер не вполне уверен в итогах судебных процессов и опасается последствий смертных приговоров, как со стороны внутренней, так и со стороны внешней политики. […] хотя это может послужить и к нашей пользе»(https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1961-63v16/d360).

продолжение следует...

профдеформация, лимит падения в бездну, ракетный кризис

Previous post Next post
Up