Боевой состав и возможности воздушной армии фронта

Jul 14, 2024 06:51


Воздушная армия как оперативное объединение фронтовой авиации является неотъемлемой частью войск фронта и предназначена для совместных с ними действий. Наличие в составе фронта воздушной армии позволяет командующему оперативно и эффективно реагировать на изменения обстановки и наращивать силу ударов по противнику там, где это необходимо в данный момент времени. Роль воздушной армии определяется объемом и важностью задач, которые она может выполнять в операции фронта. В современных условиях особенно важно обеспечить господство в воздухе, уничтожить ядерные средства противника, своевременно и эффективно поддерживать боевые действия войск и прикрыть их от воздушного противника. Общевойсковые и танковые армии особенно нуждаются в авиационной поддержке при поражении подвижных средств противника, которыми являются прежде всего его ракетно-ядерные, танковые и артиллерийские группировки.



Важнейшими преимуществами фронтовой авиации являются ее большой радиус действия, высокая маневренность, изменяемая боевая нагрузка, точность ударов по движущимся целям, возможность многократного применения и перенацеливания в воздухе. Усилия авиации не должны распределяться равномерно по фронту, а должны быть сосредоточены на основных направлениях для выполнения важнейших задач. В целях экономии сил авиация должна привлекаться для выполнения тех задач, которые не могут быть выполнены другими средствами - ракетными войсками, артиллерией, войсками ПВО. Централизация управления позволяет наиболее полно использовать боевые возможности авиации и координировать ее усилия с другими силами и средствами. Активные и внезапные действия авиации имеют решающее значение для сохранения ее боеспособности, завоевания и удержания господства в воздухе.

Качественный и количественный состав воздушной армии непостоянен и определяется Верховным Главнокомандованием в зависимости от важности и характера театра военных действий, от задач и роли фронта на этом театре, а также от силы противостоящего противника и возможного характера его действий. Воздушная армия фронта на Западном ТВД может иметь 2-3 истребительных авиадивизии, 2-3 истребительно-бомбардировочные авиадивизии, 1 бомбардировочную авиадивизию, 2-3 разведывательных авиаполка, авиаполк радиоэлектронных помех, 4-6 вертолетных полка, 2-3 эскадрильи беспилотных летательных аппаратов и несколько эскадрилий специальной авиации (связь, медицинский транспорт, воздушные пункты управления и т. д.) Всего в боевом составе воздушной армии может быть от 500 до 800 боевых самолетов, а с учетом вертолетов и специальной авиации, до 1000 единиц авиатехники. Во внутренних военных округах состав воздушной армии может существенно отличаться и включать несколько смешанных авиадивизий и авиаполков.

Основной тактической единицей фронтовой и армейской авиации является полк, который организационно может входить в состав авиадивизии или быть отдельным. Авиационный полк организационно состоит из управления, авиационных эскадрилий, подразделений обеспечения (технико-эксплуатационная часть, техническая позиция подготовки самолетов и вооружения, батальон связи и радиотехнического обеспечения, батальон аэродромно-технического обеспечения, рота охраны). В составе авиаполка в зависимости от штата может быть 24-36 самолетов. Для базирования авиаполка назначается район базирования, который включает 1 основной аэродром и 1-2 аэродрома рассредоточения, на которых развертываются объекты системы связи, РТО и управления, технического и тылового обеспечения. Глубина базирования истребительной авиации может составлять порядка 50-200 км от линии соприкосновения, бомбардировочной авиации - порядка 150-350 км, армейской авиации - порядка 50-100 км.

Летные ресурсы воздушной армии определяются как на операцию в целом, так и при выполнении отдельных оперативных задач. Они зависят от объема задач, которые предстоит решить фронту и воздушной армии в операции, наличия средств материального обеспечения, состояния боевой готовности частей, а также нормативов боевой готовности летного состава и техники. Летные ресурсы выражаются в количестве вылетов каждого самолета, авиаполка и воздушной армии. Во фронтовой операции воздушная армия может расходовать в среднем 1.5-2 армейских вылета в день. Это определяет летные ресурсы воздушной армии в операции в целом. Так, например, на фронтовую наступательную операцию продолжительностью 12-15 суток воздушная армия может выделить летные ресурсы до 20 армейских вылетов.

Командующий фронтом определяет ресурсы и задачи воздушной армии во время ее участия в первом ядерном ударе, при выполнении ближайшей и дальнейшей задач фронта, при поддержке боевых действий общевойсковых и танковых армий, а также определяет меры и средства обеспечения воздушной армии. По опыту учений на Западном ТВД примерно 2/3 летных ресурсов выделяются на выполнение ближайшей задачи, до 1/3 - на выполнение дальнейшей задачи. Каждой общевойсковой или танковой армии, действующей на направлении главного удара, дается в среднем до 3-х полковых вылетов в день. Армиям, действующим на других направлениях, может быть выделено 1-2 полковых вылета в день. На протяжении всей фронтовой операции в резерве командующего находится 1-2 армейских вылета. При участии воздушной армии в операции по ослаблению ракетно-ядерных и авиационных группировок противника выделяются летные ресурсы порядка 3 армейских вылетов.

Боевые возможности воздушной армии зависят от ее численности и характеризуются способностью поражать и подавлять типовые цели, глубиной действия, временем нанесения удара, способностью выполнять поставленные задачи в различных метеорологических условиях днем и ночью. Оперативно-тактические расчеты на ЭВМ показывают, что поражение целей обычными средствами достигается следующими силами:

- подавление артиллерийской батареи: вылет СУ-7Б;

- подавление танковой роты с выведением из строя 30-40% танков: эскадрилья СУ-7Б;

- подавление мотопехотного батальона с выведением из строя 25-30% личного состава и техники: полк СУ-7Б;

- подавление командного пункта дивизии: звено СУ-7Б;

- уничтожение авиационной эскадрильи противника (12-15 самолетов) на аэродроме и разрушение взлетно-посадочных полос на 6-8 часов: полк самолетов Су-7Б;

- уничтожение радиолокационного поста (2 радиолокатора): вылет СУ-7Б;

- уничтожение пункта управления огнем (5-6 радаров): эскадрилья СУ-7Б;

- уничтожение ракетной пусковой установки: вылет СУ-7Б;

- подавление батареи ЗРК "Хок": вылет СУ-7Б;

- блокирование аэродрома: вылет МИГ-21.

Наиболее показательны боевые возможности воздушной армии при нанесении массированного удара. Боевые возможности воздушной армии в составе 1-й бомбардировочной авиадивизии, 2-х истребительно-бомбардировочных авиадивизий и 2-х истребительных авиадивизий в массированном ударе обычными средствами по авиации и ракетно-ядерным средствам противника позволяют решить следующие задачи: уничтожить авиацию противника и выбить взлетно-посадочные полосы на 4-х аэродромах, уничтожить 6-8 ракетных батарей "Сержант" и "Першинг", 5-6 радиолокационных постов, заблокировать 6 аэродромов и подавить 10-12 батарей "Хок". Всего воздушная армия способна нанести удар по 40 важнейшим объектам противника. Кроме того, для поддержки войск с началом боевых действий может быть выделено до 2-х истребительно-бомбардировочных полков, способных уничтожить до 40 танков или подавить до 12 артиллерийских батарей противника. Силы истребительной авиации могут уничтожить в воздухе 45-50 самолетов противника.

В ходе боевых действий командующий и штаб воздушной армии, а также командиры и штабы авиационных соединений и частей принимают все меры к быстрому приведению частей в состояние готовности к выполнению повторных боевых вылетов, поскольку в напряженной боевой обстановке может потребоваться высокая интенсивность действий авиации - до 4-х боевых вылетов в сутки для истребительной авиации и до 2-х для бомбардировочной авиации. Одним из условий поддержания боевой готовности частей является своевременное обслуживание и восстановление боевой авиации, средств управления и правильное использование резерва личного состава и техники. Это позволяет во время боевых действий поддерживать подразделения в боевой готовности на уровне не менее 80%.

В мирное время авиация по решению командующего фронтом может находиться в постоянной, повышенной или полной боевой готовности. Уровни боевой готовности и конкретное их содержание определяются соответствующей директивой. Состояние полной боевой готовности может быть введено по боевой тревоге и в кратчайшие сроки. В этом состоянии все части, соединения и пункты управления воздушной армии приводятся в полную боевую готовность к выполнению боевых задач. Органы управления воздушной армией занимают заранее отведенные для них районы, развертываются передовые пункты управления, заместитель командующего воздушной армией с оперативной группой переходит на командный пункт ПВО фронта для управления истребительной авиацией. В боевых условиях, в зависимости от характера поставленной боевой задачи и условий обстановки, авиационные соединения и части могут находиться в готовности к боевому вылету № 1, 2 или 3.

Авиационные полки перемещаются на аэродромы рассредоточения или могут оставаться на прежних аэродромах и приводятся в состояние Готовность № 1 или 2. В состоянии Готовность №1 экипажи находятся в самолетах и по сигналу полка могут подняться в воздух за 8-10 минут, при этом экипажи не должны оставаться в Готовности №1 более одного часа. В состоянии Готовность №2 экипажи находится рядом с самолетами и по сигналу полка могут подняться в воздух за 20 минут. Перемещение каждой эскадрильи с одного аэродрома на другой (включая взлет, перелет, посадку и пополнение запасов) может занять 30-60 минут. Поэтому иногда целесообразно решать неотложные задачи с постоянных аэродромов, а после боевого вылета садить самолеты на запасных аэродромах.

Военная история

Previous post Next post
Up