Вопросы взаимодействия истребительной авиации и зенитных ракетных войск

Sep 16, 2024 19:04


Боевое применение истребительной авиации планируется совместно командующим воздушной армией и начальником войск ПВО на основании решения командующего фронтом. В зависимости от характера действий противника и группировки истребительной авиации, определяются рубежи перехвата из положения дежурства на земле и в воздухе, состав различных эшелонов авиации, на каждом вероятном направлении действий противника определяются количество и районы дежурства в воздухе, степень боевой готовности, способ маневра и т.д. Боевые действия истребительной авиации организуются по районам и направлениям, в зависимости от количества истребительных авиационных дивизий и полков в составе воздушной армии фронта (как вариант, 6-9 авиаполков в составе 2-3 авиадивизий).



Начальник ПВО фронта вместе с командующим воздушной армией при организации взаимодействия войск ПВО и истребительной авиации определяет следующие моменты:

- способы боевых действий истребительной авиации на разных этапах операции;

- способ обмена разведывательной информацией о воздушном противнике;

- уточнение зон боевых действий зенитных ракетных войск и истребительной авиации, районы дежурства в воздухе, рубежи перехвата целей из положения дежурства в воздухе и на аэродромах;

- способ действий истребительной авиации при отражении первого массированного удара противника, а также действия истребительной авиации и зенитных ракетных войск в одной зоне;

- действия войск ПВО и истребительной авиации по прикрытию десантно-штурмовых частей, а также меры по координации действий средств ПВО и истребителей;

- коридоры пролета истребительной авиации;

- порядок передислокации войск ПВО и перебазирования истребительной авиации, а также их маневр в ходе операции.

Первый рубеж ввода истребительной авиации в бой из положения дежурства в воздухе может проходить вдоль линии фронта. Последующие рубежи указываются на таком удалении, чтобы обеспечить достаточное пространство для маневра при отражении налетов противника до тех пор, пока он не достигнет зоны огня средств ПВО. Если такие условия не могут быть обеспечены, предусматриваются совместные действия истребительной авиации и зенитных ракетных войск в одной зоне, или между их зонами, или в тылу этих зон. Как вариант, дежурство в воздухе может вестись в зонах 20-30 км и 40-50 км от линии фронта.

Во время дежурства на аэродроме взлет истребителя в Готовности №1 занимает до 5 минут. Для МИГ-21 с подвесным топливным баком на высоте 11000 метров и удалении в 300 км от аэродрома время дежурства с последующим перехватом дозвуковой цели на высоте 10-12 км составляет 40-50 минут. В зависимости от выбранного способа несения дежурства и удаленности цели, наведение истребителя с наземного КП и перехват цели может занимать 5-15 минут. Самостоятельный поиск и поражение воздушной цели является преобладающей боевой задачей истребительной авиации и осуществляется путем ведения воздушного боя, который включает в себя обнаружение цели, приближение к ней, одну или несколько атак и маневр между атаками.

Под зоной боевых действий зенитных ракетных войск понимается пространство, ограниченное дальней границей зоны пуска ракет, а под зоной боевых действий истребительной авиации - все остальное воздушное пространство, в пределах которого возможны ее боевые действия. Взаимодействие зенитных ракетных войск и истребительной авиации осуществляется по отдельным зонам, либо в одной совместной зоне. Сложнее организовать совместные боевые действия авиации в одной зоне с зенитными ракетными войсками. Для наиболее эффективной координации усилий и обеспечения максимальной безопасности истребителей необходимо строго разграничить зоны ответственности каждого из средств ПВО. Такое разграничение может осуществляться заблаговременно или непосредственно в ходе отражения налетов воздушного противника.

Взаимодействие по отдельным зонам является основной и самой простой формой взаимодействия. В этом случае каждое средство ПВО действует в своей зоне, во всем диапазоне высот и по всем направлениям, чтобы нанести противнику максимальный урон и создать благоприятные условия для последующих действий авиации и других средств ПВО. Вместе с тем этот способ организации взаимодействия имеет и некоторые недостатки: он предусматривает лишь распределение сил и исключает возможность сосредоточения усилий истребительной авиации и зенитных ракетных войск по групповым воздушным целям, затрудняет определение границ зон поражения войск ПВО вследствие частого перемещения их боевых порядков и временной утраты боеспособности отдельными дивизионами и батареями в ходе боя.

Взаимодействие в одной зоне предусматривает распределение усилий истребительной авиации и зенитных ракетных войск по высотам, направлениям, рубежам, времени и целям. В первом случае устанавливаются диапазоны высот для неограниченных действий каждого из взаимодействующих средств, при этом для истребителей назначаются преимущественно верхние эшелоны. При распределении усилий по направлениям взаимодействующим средствам определяются полосы (сектора), в которых они действуют без ограничений во всем диапазоне высот. По рубежам боевые действия организуются в случаях, когда условия обстановки позволяют использовать зенитные ракетные войска и истребительную авиацию последовательно. Распределение усилий по времени заключается в последовательном чередовании боевых действий войск ПВО и истребительной авиации, а по целям - в их выборочном назначении взаимодействующим средствам.

Учитывая тактико-технические характеристики вооружения, целесообразнее всего провести это разграничение по высотам и установить следующие зоны ответственности:

Первая зона - зона ответственности войсковых зенитных средств малой и ближней дальности (Стрела-1М, ЗСУ Шилка, зенитные пулеметы). В первой зоне ведется обстрел всех воздушных целей, наблюдаемых стрелками и ракетчиками визуально или с помощью приборов, за исключением дружественных самолетов, проходящих с предварительным уведомлением. Поскольку упомянутые средства ПВО не имеют надежной системы опознавания, действия истребительной авиации в этой зоне крайне нежелательны, поскольку ее безопасность не гарантируется. Размеры первой зоны по фронту и глубине зависят от зон боевых действий дивизий первого эшелона, по высоте - до 3000 метров.

Вторая зона - зона ответственности истребительной авиации. Нижняя граница действий в этой зоне определяется верхней границей первой зоны и составляет 3000 метров. Верхний предел высоты второй зоны не является строго постоянным. Он устанавливается по взаимной договоренности между войсками ПВО и истребительной авиацией с учетом конкретной воздушной обстановки и может составлять 7000-10000 метров. В этой зоне истребительная авиация действует без ограничений.

Третья зона - зона ответственности зенитных ракетных войск, до верхней границы первой зоны и от верхней границы второй зоны до потолка ЗРК, т.е. до 3000 м и от 10000 м.

В условиях сложной и напряженной воздушной обстановки ЗРК с системами опознавания (КРУГ-А, КУБ, С-125, С-75) могут действовать во второй зоне для поражения воздушного противника, а истребители - в третьей зоне. Распределение целей между средствами ПВО и авиацией в этом случае будут осуществлять начальники войск ПВО фронта и армий. На маневренном этапе боевых действий, когда плотность средств ПВО будет меньше, не исключены действия истребителей в первой зоне. Полет дружественной авиации, в частности истребителей-бомбардировщиков, через зону ответственности войсковых средств ПВО для решения боевых задач осуществляется в установленных зонах, на заданных высотах с обязательным оповещением войск.

Выбор способа взаимодействия во второй и третьей зонах будет зависеть от конкретной складывающейся обстановки. При распределении усилий по высотам, направлениям (секторам) и времени командиры взаимодействующих соединений и частей самостоятельно принимают решения на поражение воздушных целей на установленных для них высотах, или на установленных для них направлениях, или в назначенное для них время, если средства ПВО поражают воздушного противника в определенное время без ограничений. Решение о том, где и в каких формах осуществлять взаимодействие на общей территории, принимается на командном пункте ПВО фронта (армии), как правило, в начале действий по отражению налетов противника и после оценки характера его действий.

Наиболее полно взаимодействие в одной зоне обеспечивается совмещением пунктов управления и наведения истребительной авиации с пунктами управления ПВО:

- центр боевого управления истребительной авиации воздушной армии на КП ПВО фронта;

- пункт боевого управления на КП ПВО общевойсковой (танковой) армии первого эшелона;

- представитель группы боевого управления на КП ПВО мотострелковой (танковой) дивизии первого эшелона;

- пункт наведения и целеуказания на КП зенитной ракетной части.

В целях обеспечения безопасности полетов своей авиации определяются коридоры (зоны), а также высоты и время полета. Однако нужно иметь в виду, что противник может их вскрыть и использовать в своих интересах. Поэтому желательно иметь несколько таких коридоров и надежно прикрывать их средствами ПВО с системами опознавания. Для обозначения границ зон полета используются заметные ориентиры и устанавливаются специальные радионавигационные посты. Пролет фронтовой авиации в направлении противника осуществляется во всей полосе фронта на предельно малых высотах. Возвращение на свои аэродромы после выполнения боевых задач осуществляется на малых высотах в установленное время и в обозначенных зонах.

Порядок пролета авиации и способ ее возвращения на аэродромы устанавливается и доводится до войск штабом фронта с учетом конкретно складывающейся обстановки и на основе согласованного предложения начальника войск ПВО и командующего воздушной армией. Коридоры пролета наносятся на планшеты воздушной обстановки и индикаторы положения, расположенные на КП ПВО фронта, армий и дивизий, а также на ​​пунктах управления всех зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и радиотехнических соединений, частей и подразделений. Весь личный состав, осуществляющий разведку и оповещение или участвующий в управлении и ведении огня, получает указанные зоны, маршруты, высоты и время пролета через зону поражения данной части (подразделения).

При организации взаимодействия войск ПВО с истребительной авиацией начальник войск ПВО фронта (армии, дивизии) доводит до сведения командиров соединений и частей порядок действий истребителей в зонах огня ЗРК в различных погодных условиях, порядок выбора целей при совместных действиях с истребителями, порядок передачи информации о действиях собственных истребителей и сигналы взаимодействия. В тех случаях, когда одно из средств ПВО временно потеряло боеспособность, выполняется маневр или подготавливается повторный боевой вылет (последующие боевые действия), остальным средствам ставится задача без ограничений уничтожать воздушного противника в зоне ответственности временно потерявших боеспособность средств ПВО.

Оповещение войск о вылете собственной авиации, наведение самолетов и контроль за доведением до войск установленных сигналов оповещения и безопасностью пролета авиации осуществляется центром боевого управления воздушной армии при общевойсковой (танковой) армии, группой боевого управления при мотострелковой (танковой) дивизии и группой наведения на пункте наведения и целеуказания (посту наведения). Обозначение на местности передовых подразделений осуществляется войсками по установленным сигналам, а контроль своевременности маркировки - представителями авиации. 

Военная история

Previous post Next post
Up