Вообще, замена термостата тут очень простая. Но есть пара подводных камней, которые делают эту историю достойной поста. Так что поехали.
Как понять, что термостат надо менять
На Opel Astra H нет указателя температуры ОЖ - как минимум, на моем. Поэтому то, что машина плохо прогревается, я понял только когда похолодало до -7. Когда через полчаса поездки печка дует едва теплым воздухом - поневоле заподозришь неладное.
Смотреть фактическую температуру можно либо читалкой OBD2 (умеет по стандартному протоколу, любым приложением), либо можно перевести центральный экран в сервисный режим. Для этого на заведенной машине надо удерживать кнопку SETTINGS до звукового сигнала (короткий "пик"), и потом нажатием кнопки BC переключаться между экранами. Примерно на втором и будет температура:
Ну, если температура не растет выше, а во время движения со скоростью 40 км/м и выше еще и норовит упасть - тут обсуждать нечего, антифриз не ходит по малому кругу, а охлаждается в радиаторе. Надо чинить.
Как выбрать термостат
В теории все просто. Идешь в каталог, выбираешь подходящий мотор (Z18XER в моем случае), находишь там оригинальный номер термостата, ищешь аналоги, выбираешь по карману. В моем случае это оказался Luzar LT0550.
Как выяснилось на практике, "термостат, подходящий к Z18XER" в каталоге - это еще и "термостат, подходящий к A16LET на Opel Astra H". Все бы ничего, но на этих двух термостатах разъем подогрева повернут в разные стороны. Я эту историю уже проходил лет пять назад - нынешний термостат Pierburg, стоящий на Z18XER, когда-то покупался на A16LET, но не встал именно потому что разъем смотрит в другую сторону, и разъем не дотягивался. Иллюстрация - в следующем разделе.
Как выяснилось, термостат от A16LET на Z18XER становится норм, но в паре мест придется подогнуть кронштейн, на котором крепится проводка.
Как заменить термостат
Старый термостат:
Красным обведены болты крепления. Они под "обратный торкс" - E-"сколько-то там", увы, размер не помню. Зеленым обведен как раз разъем подогрева.
А вот куда смотрит разъем у Luzar:
Снимаем хомут и сдергиваем трубку с термостата. Трубка за 5 лет прикипела намертво, утомился поддевать ее:
Дальше откручиваем болты и снимаем термостат:
Как ни смешно, а старый термостат умер не подогревом и не самим исполнительным элементом, а банально что-то случилось с резинкой:
Теперь сравниваем два термостата рядом, чисто для понимания, что один встанет на место другого:
Ну и ставим, а чего тянуть?
Конкретно на этой фото еще не надет разъем лямбды, и не надета трубка на радиатор. Очевидно, их надо надеть. И кабель лямбды прикрепить куда-нибудь стяжкой, т.к. штатное крепление отогнуто, а болтаться ему неправильно.
Дальше заливаем антифриз в расширительный до максимума, закрываем расширительный бачок, заводим и греем.
Печку выставляем в режим обдува горячим воздухом, и после прогрева до какой-нибудь приличной температуры (градусов 80. контролируем теми же способами, что при диагностике) включаем максимальный обдув. Ожидается, что печка будет дуть горячим воздухом, не остывая. Если полминуты дуло горячим, а потом стало дуть холодным - значит, там где-то воздушная пробка, и жижа не циркулирует через радиатор печки. Лечить это можно двумя путями:
1) Заглушить мотор, открыть расширительный, сдернуть с него верхний шланг, опустить ниже уровня расширительного и дождаться, когда через него начнет вытекать ОЖ без пузырьков воздуха.
2) Если лень - покрутить пару-тройку минут на ХХ с 3000-4000 об/мин. В моем случае это помогло, я в таком режиме и дожидался прогрева до 95 градусов. После 95 градусов сначала была кратковременная просадка температуры, т.к. термостат открылся и ОЖ пошла в радиатор. Потом температура выросла обратно, и на 96 градусах опять поползла вниз - это уже включился вентилятор системы охлаждения. Это прекрасно, значит, все у нас работает штатно, ОЖ циркулирует и вообще, можно ехать.
Для порядка можно еще оставить на ХХ, дождаться 105 градусов (штатного открытия термостата без подогрева) и включения вентилятора.
Но в целом, достаточно и того, что все работает на 95 градусах.
На этом процедуру замены можно считать оконченной. А о ресурсе выбранного термостата надеюсь узнать не меньше, чем через 5 лет. А лучше через 10.