Тут один коллега озаботился покупкой первого в своей жизни подержанного автомобиля. Попросил помочь.
Я вспомнил пару случаев неудачной покупки, и понял, что совесть не позволит мне бросить его наедине с этой проблемой.
Теперь имею интересный опыт, которым хочу поделиться в публичное пространство.
Исходные критерии были такие:
- до 5 лет;
- до 1100000 рублей;
- автомат (в смысле, не механика).
Сразу отбросили по моей инициативе:
- Lada Vesta, Lada X-Ray - практика показывает нестабильность качества. Можно купить и жить счастливо, а можно собирать проблемы;
- Peugeot/Citroen - при всей моей любви к французам, их современные моторы уровня EP6 не пожелаешь и врагу;
- форды с мотором Ecoboost - это как EP6, только еще хуже (подробно об этом здесь -
https://www.drive2.com/l/558346299309555831/). UPD от автора статьи на д2: это EP6 как экобуст, только хуже: "гитара для привода помпы, ненадежный уебищный вальвотроник, управляемый маслонасос (вроде). всего этого у кокобуста нет. управляемого термостата тоже нет.";
- китайцы - я про них ни черта не знаю, а выбирать без понимания - так себе идея.
Сюда же попадали Renault Logan/Sandero - отброшены заказчиком по критерию "не нравится".
Итого, в нашу выборку попали:
- Ford Focus 1.6 Duratec+робот;
- Ford Fiesta 1.6 Duratec+робот;
- Volkswagen Polo 1.6 MPI+традиционная АКПП;
- Skoda Rapid 1.6 MPI+традиционная АКПП;
- Kia Rio/Hyundai Solaris 1.6+АКПП.
Все, что попало в список, было 2018 года выпуска. 2019 уже не проходил. Kia Ceed/Hyundai i30 тоже в выборку не попадали, этих годов они стоят уже под полтора миллиона.
Из продавцов сразу отфильтровали салоны типа "Мамой клянусь-моторс", оставили только условно надежные Major Expert, Rolf, Favorit. Надежные не в смысле "продают хорошие машины", а в смысле "не замечены в откровенном кидалове типа изменяющейся суммы в ДКП и подобного". Состояние машин, безусловно, исследовать требуется не хуже, чем у частников.
Упоминать, какие машины в каком салоне были, смысла не имеет, какой-то специфики не было.
Теперь последовательно:
1) Сначала поехали в автосалон, где стоял первый подходящий под требования Ford Focus в кузове хэтчбэк. Менеджеру сразу обозначили, что интересны и другие варианты. Он нашел нам приличный, судя по истории, Skoda Rapid, а также упомянул, что у них есть несколько более свежих VW Polo и Renault Kaptur, но - из каршеринга.
Ради любопытства сходили посмотреть на машины из каршеринга, чтобы понимать, как это бывает. Ну что сказать, раньше я безосновательно считал, что брать эти машины можно только под дулом пистолета. Теперь у меня есть все основания для этого мнения. Ну, техника там вполне может оказаться живой, но кузов и салон... Ну спасибо, если на сиденье не срали, в общем.
Поэтому пошли смотреть изначальные варианты.
Skoda Rapid оказалась вполне приличной с виду, не докопаться. Но я смог! Сначала я думал, мне кажется, что задние колеса повернуты чуть влево. Потом я померил расстояние от колеса до колесной арки у левого заднего колеса и у правого заднего колеса, и нашел разницу в 2-3 сантиметра. Думал уже перечитать в википедии статью "Ипохондрия", но потом подошел к соседнему Rapid, и померить расстояния там. Нет, я был прав - действительно, какая-то лажа с задней осью присутствовала. Менеджер убедительно делал удивленные глаза, но мы все же отказались от этого варианта.
Дальше был, наконец, форд, ради которого приехали. Там сложно. Визуально докопаться было не к чему. Со всех сторон обошел, всюду заглянул - ну живой он, и все работает, что есть, и комплектация приличная. Из странных моментов - он на зимней резине (это в августе-то!), и почему-то в заднем бампере нет заглушки под буксировочный крюк.
Вернулись к столу менеджера и стали ебать ему мозг. Оказалось, что у него за 4 года - 3 или 4 владельца, и последний его сдал в салон в апреле 2022 года. То есть, уже 4 месяца машина стояла, да и между предыдущими владельцами паузы порой были в несколько месяцев. То есть, не было владельца, который бы владел этой машиной больше года. Здесь, конечно, менеджер прибесил с формулировкой "Ну вы же покупаете машину, а не бумажку". Но я сдержанный, поэтому лишь сказал, что это может свидетельствовать о технических проблемах с машиной, которые никак не починят. На это мне сказали "Вы хотите сказать, что машина столько обслуживалась у официального дилера, и за это время не смогли найти причину проблемы?", и только небо свидетель тому, как удерживал я в себе положительный ответ с нелицеприятными дополнениями.
В общем, отложили этот вариант, ибо ну очень мутно. Ну и ужимки менеджера в данном случае продаже не поспособствовали, а скорее, наоборот.
2) Следующим был другой салон. Там был фокус-универсал. Он, правда, нес на себе следы не слишком бережной эксплуатации, но это именно небрежность, а не убитость машины. Потертый руль, пара потертостей в салоне от груза, отсутствующая решеточка в радиаторе, вот это вот все. Кузовных повреждений не было, пробег если и смотан - то несущественно.
Тут мы поняли, что в кузове универсал заказчику форд не нравится, поэтому отбросили все варианты с этим кузовом.
3) Дальше был частник, продающий фокус 3 в кузову хэтчбэк. Там была машина, до которой я не смог докопаться по технике. Из организационных минусов - нынешний хозяин был аж третьим, но он владел ей более двух лет. Но в целом, каких-то странностей за ним замечено не было, что в итоге (спойлер) и стало причиной выбрать именно этот форд.
4) Но день еще не кончился, поэтому стали шерстить дальнейшие варианты. Сначала был еще один салон, в котором стоял Rapid с чистой историей, но с отметкой о работе в такси и подозрительно маленьким пробегом. Состояние салона и кузова оказалось прям очень живым - видимо, владелец получил лицензию и проработал недолго. Но потом машину завели, я понюхал густой запах масла из выхлопа, и предложил отказаться от рассмотрения этого варианта.
5) Дальше был еще один салон. Там был подходящий под требования Kia Rio и Hyundai Solaris. Первый был почти в идеале, но даже на таком идеальном четырехгодовалом рио уже были пятнышки ржавчины на задних крыльях в точках сопряжения с задним же бампером. Соларис же был на сотку дешевле, и при этом поубитей - как визуально, так и по предъявленным результатам диагностики - что-то там было чем заняться по подвеске, и непонятно было, ради чего все это.
По счастью, соларис заказчику тоже не понравился чисто потребительски, и дилемма "рискнуть ли ради рио" перед нами не возникла.
6) Наконец, последним вариантом была фиеста-хэтчбэк от частника. Имела косяки в виде царапин по нескольким кузовным элементам (царапины не как следствие ДТП, а как следствие ключа в чьих-то шаловливых руках). Там принципиально можно было бы скинуть на стоимость устранения царапин, но в конечном итоге фиеста заказчику тоже понравилась меньше, чем фокус, поэтому отказались и от нее.
На точке "беру фокус у частника" мое участие, как подборщика, кончилось. Оформление сделки и т.п. заказчик проводил уже самостоятельно, и вот пара интересных фактов, которых я раньше не знал:
1) У авто.ру сейчас есть "Безопасная сделка", когда деньги перечисляются на счет авто.ру, и к продавцу они поступают только после какого-то этапа. Это реально работает, знаю один достоверно известный случай. Хотя детали не проверял.
2) Для постановки на учет нынче нужно проходить техосмотр. Хотя для оформления ОСАГО - не нужно. Ну да это быстро меняющиеся нормы, так что актуальность этого пункта под вопросом.
Резюмирую. Автоподбор - интересное занятие, но профессией мечты я бы это не назвал. Только что физических усилий не требует и дает относительно свободный график.
ЗЫ: кстати, фокус 2010 года выпуска так и стоит в районе 400-500 тысяч рублей, так что если сильно приспичит найти бюджетный автомобиль кататься в офис - кажется, не пропадем.