Моя подруга позвала меня послушать оперу «Орфей и Эвридика» на оперный фестиваль в Акко. Я с энтузиазмом согласилась и записала дату в календарь. А ближе к делу позвонила подруге - ну что, берем билеты?
И тут начались странности. Подружка вдруг стала заикаться, бекать и мекать, говорить, что ее муж скорее всего не согласится. Тогда я сказала - ну и подумаешь, мой муж вот уже тоже не согласился, если и твой не согласится, то пойдем вдвоем, делов-то! Подружка в ответ заныла, что дети по ней соскучились и вряд ли ее отпустят. Этот пассаж я вообще не поняла. Пока мы вели переговоры, нормальные билеты, которые, к слову, стоили 200 шекелей и выше, все раскупили. Поэтому в следующий раз я позвонила подружке и выпалила: «У меня есть две новости, хорошая и плохая! Хорошая новость - появились дешевые билеты всего по 126 шекелей! А плохая - что это билеты без места!». «Ой, а как это - без места?» - засомневалась подруга. «Да какая разница!» - закричала я. - Лишь бы в зал пустили, а там разберемся! На ступеньках сядем, на травке, в оркестровой яме, под сценой танцевать будем под пение Орфея! Давай, решайся, пойдем!». Но подружка сомневалась, тянула кота за хвост и так явно страдала, что мне даже стало ее жаль. Я прислала ей линк на билеты, и мы договорились, что она поговорит с мужем и перезвонит или напишет.
Прошел день, второй, третий... Четверговый спектакль прошел, и неумолимо надвигался субботний. Я сделала три шага назад и терпеливо ждала. Свой один билет, раз все равно он без места, я уже купила, и спокойно ждала, пока подруга поговорит со своим мужем и решится на покупку билета на оперу, на которую она сама же меня и пригласила. Ее молчание было мне непонятно, но из него уже можно было сделать выводы. Тушкой или чучелком, одна или с подругой, а на эту оперу я попаду, - решила я.
Так и не дождавшись ответа, я позвонила другой своей подружке с мыслью соблазнить ее послушать оперу. И вдруг оказалось, что она уже давно купила билеты (дорогие, с местами!), и едет на оперу с мужем, и совершенно даже не против захватить меня с собой. Радости моей не было предела! Как все удачно складывается!
А опера была прекрасна! Представление проходило настоящей в средневековой крепости госпитальеров, признанной Юнеско мировым наследием. Мы приехали заранее, и нам повезло припарковаться прямо возле входа, и мы еще успели поглазеть по сторонам, посидеть в кафе и поболтать, пофотографироваться, побродить по специально открытому ради нас косметическому магазинчику фирмы Ahava, не спеша прогулявшись по рыцарским залам крепости, занять свои места согласно купленным билетам - она с мужем поближе, а я подальше.
Это мы с подружкой в кафе перед концертом. Обратите внимание на минарет на заднем плане, это ружье еще выстрелит.
Дешевые билеты без места оказались билетами с местами на последние ряды (места распределяли организаторы в день спектакля), и мне все было прекрасно видно и слышно. Мы сидели в огромном зале под открытым небом, это было безумно красиво и очень торжественно. Над нами носились летучие мыши, а сбоку виднелся шпиль мечети с зеленым огнем в бойницах.
Так выглядел зал:
А это панорама зала, как она была видна с моего места, от соседки справа до соседей слева. Зеленый огонек вверху - это минарет.
Все вокруг были очень нарядными и торжественными, выгуливали вечерние платья и сумочки, и обмахивались программками, как веерами. Было довольно жарко, хотя после адского пламени Эйлата наши влажные плюс тридцать казались мне детским лепетом, и мне хватало движения воздуха от программки дамы слева и дамы справа, а также от летучих мышей сверху. Все это немножко напоминало мне лайт-версию знаменитых израильских оперных постановок в Масаде для сливок общества, где я, к слову, ни разу не была и вряд ли туда попаду в ближайшую десятилетку из-за долгой дороги из Хайфы, а также неудобного времени выступления, которое не предполагает, что купившему этот билет предстоит на следующий день рано утром открывать поликлинику на другом конце страны, а билеты стоят столько, что дешевле слетать послушать эту оперу за границей или на ютубе.
Представление началось. Посреди сцены стоял гроб, на котором убивался безутешный вдовец Орфей, потерявший любимую жену Эвридику в день свадьбы от укуса змеи. Орфей был в мешковатых штанах и плохо сидящем пиджачке. Его наряд мне ужасно не понравился, он показался мне чересчур современным, от костюма Орфея я ожидала чего-то более средневекового. Но как оказалось дальше, костюмы всех остальных героев были такими ультрасовременными, что брючный костюм Орфея на их фоне стал казаться мне даже старомодным.
Click to view
У меня челюсть отвалилась от вида феи с крылышками, которая вылупилась из священника. Фея была толстенькая, в черных сапожках на каблуках на огромной платформе и в розовом кожаном платьице. И с плеткой! Остальные черти, то в черных, то в красных одеждах, были в коже, с татуировками, с пирсингом и цепями. А, да, гроб Эвридики по ходу дела поднялся, открылся и оказался дверью в загробный мир. А Эвридика-то, Эвридика появилась на сцене в нарядном коротком платьице и так ловко забондаженная, что ассоциации навевались совсем не оперные. Она совсем-совсем не была похожа на ту Эвридику, которую нам показывали в начале спектакля на большом экране, и вообще явно предпочитала Орфею предводителя всех чертей Гадеса.
Click to view
В общем, пьеса была - атас, было и что послушать, и на что посмотреть. Пели на итальянском, а над сценой показывали субтитры на английском и на иврите.
Click to view
А ровно в 9 часов, через полчаса после начала спектакля, действие неожиданно прервалось. Нас об этом предупредили перед началом оперы, но мы все равно удивились. Торчащий над крепостной стеной шпиль мечети начал изрыгать заунывные протяжные звуки. Актеры застыли на сцене, как соляные статуи, и только Орфей, который в качестве главной звезды, видимо, мог позволить себе больше остальных, исчез за кулисами. Зрители оживились, засмеялись, начали болтать, фотографировать и даже снимать сцену на видео - уж очень необычно все это смотрелось, оперные декорации в самом разгаре постановки и этот протяжный, пробирающий до костей призыв к молитве.
Click to view
Без преувеличения скажу, что это был лучший момент спектакля. Пару минут мы так развлекались, потом муэдзин замолчал, и в полном молчании на сцену на четвереньках вышел Орфей, встал в позу, и действие продолжилось с той самой точки, в которой прервалось.
Click to view
Там еще было много чего интересного. Например, Эвридика, которая отказывалась подчиняться Орфею, рвалась с веревки, как бодливая коза, и в конце концов заставила его себя обнять - и в результате вполне предсказуемо умерла второй раз и досталось богу мертвых. Орфей снова начал убиваться, и тут насмешливые боги-черти их пожалели и снова воскресили Эвридику. Аллах с вами, раз вы так любите друг друга, наслаждайтесь! У меня глаза на лоб полезли от такого оригинального прочтения известной пьесы. Влюбленные обнимаются, счастливый Орфей заливается от счастья, как соловей, а тем временем симпатичный черт (который, к слову сказать, был намного симпатичнее толстенького немолодого Орфея) снова тихонько утаскивает Эвридику в подземное царство, и все заканчивается так, как и должно было закончиться. А в современной трактовке сюжета Орфею вообще все это приснилось.
Мне очень, очень все понравилось! Это был настоящий пир духа и отличная возможность выгулять заскучавшее платьице, новое ожерелье и туфли, сделать пару десятков селфи на фоне сцены и снять десяток роликов. К слову, пригласившая меня подружка молчит до сих пор. Я не стала ее троллить и посылать ей фотографии и ролики оперы (хотя очень хотелось), я хороший человек, местами даже добрый. В конце концов, про этот оперный фестиваль у себя под боком я узнала именно от нее, а
официальный анонс оперного фестиваля попался мне на глаза только сегодня, когда все представления уже закончились.. Может, в следующий раз она еще раз меня на что-нибудь интересное пригласит, ей даже ходить со мной необязательно, дальше я сама-сама.
Фотка для несостоявшегося троллинга: