Текст далее, который будет публиковаться по кусочку каждый день, - моя последняя пьеса. Можно думать, что это пьеса о консультантах и клиентах, а можно - о трудоголиках вообще.
А более всего, пожалуй, пьеса продиктована желанием осовременить любимый мною с детства текст «Обыкновенной истории» Ивана Гончарова. И почему-то донести ее до публики мне хочется сильнее, чем многие мои прежние опусы. В конце концов, я видела его читку хорошими актерами, и происходящее на сцене понравилось не одной мне. Правда, больше, как и в нескольких прежних случаях, не деятелям театра, а «просто людям».
Эта пьеса вчерне написана год назад, в ходе белорусской версии «Драмофона». Тогда же она читалась со сцены Театра белорусской драматургии, читку режиссировал Виктор Красовский. По прямому совету Виктора в пьесе появилась линия влюбленных коуча и супервизора, за что Виктору большое спасибо. Участники и зрители читки сделали дельные замечания по поводу ненужных архаизмов, а также неясности линии младшего из героев, клиента, которую я за прошедший год, как могла, прояснила. Ну и от архаизмов избавлялась всеми силами.
Публикую текст здесь, потому что мне кажется, что по несколько страничек читать пьесу начать проще, чем весь текст сразу. И аудитории здесь и на литературных ресурсах отличаются, что меня тоже вдохновляет.
Марина Куновская
НЕВРОЗ ПЕРЕНОСА
Сценическая фантазия по мотивам «Обыкновенной истории» Ивана Гончарова.
Действующие лица
Петр Иванович, около 40 лет, бизнесмен и начинающий коуч.
Александр, около 20 лет, выпускник провинциального вуза, клиент Петра Ивановича.
Евсей, земляк и сверстник Александра, делит с ним квартиру.
Василий, около 30 лет, помощник Петра Ивановича.
Елизавета Александровна, женщина без возраста, коуч и супервизор Петра Ивановича.
Место действия - большой город, возможно, столичный, в постсоветском государстве во времена первоначального становления рынка.
Система координат, в которой разворачивается действие - то, что одни называют коучингом, другие - психологическим консультированием. Автор предпочитает первое из названий потому, что не хочет отсылок ни к какой конкретной психологической школе. А коучингом называют что угодно.
Надеюсь, что и обычные педагоги, тренеры и прочие наставники юношества тоже могут найти в этих диалогах что-то для себя близкое.
Картина первая
Кабинет Елизаветы Александровны. Петр уже на пороге, собирается уйти после консультации.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Петр, вот еще что. У меня есть для тебя дело. Не хочешь ли сам начать консультировать?
ПЕТР ИВАНОВИЧ. У меня, вроде, работы и так хватает.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Ты у нас в группе самый опытный, пора уже передавать опыт.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Опыт, конечно, надо передавать, а то его просто уже девать некуда. Вчера на заводе мне мастер говорит, мол, глину опять плохую завезли. А я ему - посмотри на эту проблему под другим углом зрения, может, это послание твоего бессознательного. Потом, правда, опомнился, пошел звонить на карьеры.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Сочиняешь?
ПЕТР ИВАНОВИЧ.Фантазирую. Общение с тобой пробуждает воображение.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Воображение - это хорошо, если в меру. Но ты не ответил.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ты уже присмотрела мне клиента?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Ну, в общем, да. Я его ребенком знала, так что не хочу собственных проекций. Но обещала его матери, что за ним присмотрю. Думаю, вы друг другу понравитесь.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Думаешь, мои проекции будут как-то ярче и интереснее, чем твои?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. У тебя сегодня какое-то странно игривое настроение.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ага. Я понял, что общение с симпатичной женщиной, которая знает тебя насквозь, и при этом сохраняет уважение, - это радость. Вот и радуюсь.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Смехом можно обесценить суть.
ПЕТР ИВАНОВИЧ.Суть я уловил. Ты озабочена судьбой некоего юноши и хочешь поручить его мне как клиента. И при этом заботишься и о моем развитии. Спасибо за заботу. А что у него, кстати, за проблемы?
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Ничего трагического. Не хочу тебя настраивать заранее. Будешь ему позитивным примером.
ПЕТР ИВАНОВИЧ.Я - примером? Все-таки удивила. Ты же говорила - проекцией.
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА. Ну так что, согласен?
ПЕТР ИВАНОВИЧ.Сомневаюсь, но не могу тебе отказать. Давай.
Картина вторая
Кабинет делового человека. Петр Иванович у зеркала, тщательно причесывается. Входит Александр. Петр Иванович продолжает прихорашиваться. Александр робко застывает у порога.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Слушаю, молодой человек.
АЛЕКСАНДР. Э-э. Я пришел… Мне хотелось бы… Дело в том, что я нуждаюсь в мудром житейском руководстве в этом шумном и беспокойном городе.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Да? А я причем?
АЛЕКСАНДР. Мне Елизавета Александровна сказала, что вы предлагаете индивидуальный … индивидуальное…индивидуальные консультации. Я всегда мечтал поучиться правилам разумной жизни у настоящего практика, мастера этой жизни. А не просто у знатока университетских наук.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Елизавета Александровна… Кто она вам?
АЛЕКСАНДР. Родственница, дальняя, но когда-то часто бывавшая у нас. Она считает неправильным сама меня наставлять. Да и мне ваш опыт кажется более привлекательным. Я имею в виду, я же не собираюсь специализироваться только…в советах и наставлениях.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. А в чем собираетесь?
АЛЕКСАНДР. Э-э-э…
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Понятно. Вы способны оплатить свою работу?
АЛЕКСАНДР. Матушка дала мне с собой тысячу. Ну и потом, я ведь не думаю сидеть сложа руки, буду как-то добывать деньги.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ну что ж, хорошо. Запишитесь на следующую неделю у Василия.
АЛЕКСАНДР. Вы не можете представить себе, как я вам благодарен… дядя Петя!
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Какой я тебе дядя?
АЛЕКСАНДР. Извините, вырвалось. Просто мне всегда не хватало…кого-то вроде дяди.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Интересно… А что с твоим настоящим дядей?
АЛЕКСАНДР. Просто мне хотелось бы, чтобы он у меня был. Понимаете?
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Не совсем. Ты, вроде, взрослый и на сироту не похож. Да и сиротам чаще не хватает отца.
АЛЕКСАНДР. Отец будет…командовать. А дядя…он же за меня не отвечает, и я его слушаться не обязан. Только слушать. Понимаете?
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Так ты же пришел, чтобы я тобой немного покомандовал, нет?
АЛЕКСАНДР. Не совсем, дядя Петя.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Я бы предпочел, чтобы ты звал меня Петром. Лучше на ты, у нас так принято.
АЛЕКСАНДР. Как можно, Петр Иванович…Я не смею.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Кстати, а с чем, собственно, ты пришел?
АЛЕКСАНДР. Я оставил небольшой гостинец в приемной. Мед со своей пасеки, сушеная малина, варенье.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Это еще что за глупости? Я спрашиваю, что ты хочешь получить от нашей работы?
АЛЕКСАНДР. Понимаете, здесь, в этих каменных джунглях, все как-то не так, и с этим трудно смириться. Здесь дома, дома и дома, камень и камень, все одно да одно... нет простора и выхода взгляду: заперты со всех сторон, кажется, и мысли и чувства людские также заперты.
Однако же при этом я чувствую, что мне нужно быть здесь. Я мечтаю о благородном труде, о высоких стремлениях, и вижу, что энергию для этого я найду здесь, а не у себя, среди милых сердцу палисадников. Понимаете?
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ты-то сам понял, что сказал? И, главное, как?
АЛЕКСАНДР. Мой профессор эстетики очень хвалил мое красноречие.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Забудь своих сельских олухов. Говори проще. Чего тебе не хватало дома?
АЛЕКСАНДР. Дома все одно и то же, все скучно.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ты снимешь квартиру в центре, откроешь клуб?
АЛЕКСАНДР. Ведь это очень дорого.
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Значит, ты приехал не развлекаться. Тогда зачем?
АЛЕКСАНДР. Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности; во мне кипело желание уяснить и осуществить...те надежды, которые толпились...
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ты, наверное, пишешь стихи?
АЛЕКСАНДР. И прозой тоже. Хотите послушать?
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Нет, что ты, я просто спросил! Ты, кажется, хочешь сказать, что приехал сюда делать карьеру?
АЛЕКСАНДР. Именно, дядя…Петр Иванович, вы поняли правильно!
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Вряд ли получится. Ты мечтатель, а мечтать здесь некогда. Лучше сразу назад вернуться.
АЛЕКСАНДР. Я постараюсь приноровиться к современным понятиям, если вы не оставите меня вашими советами...
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Ну, мы здесь не совсем советуем. Ладно, разберешься по ходу. Василий! Запиши молодого человека ко мне на следующую неделю. А теперь пока, мне пора на завод.
АЛЕКСАНДР. У вас целый завод?
Петр Иванович молчит, складывая бумаги в папку. Александр секунду мнется на пороге, потом уходит.
Входит Василий.
ВАСИЛИЙ. Записал, на четверг. Какой трепетный юноша. Хочет что-то продать, купить, или на должность претендует?
ПЕТР ИВАНОВИЧ. Бери выше, Вася. Буду учить жить молодежь. Мой первый клиент.