Продолжение:
Начало тут:
Возможно ли в России "Японское качество" Как оценить квалификацию руководителя Ну что, крестясь неистово, таки начали.
Потраченное время на аудит производства Сам Самыча привело к следющему результату:
Коллектив вполне нормальный и вполне управляемый. Специалисты в основном адекватные и знающие, но безмерно уставшие от бардака, в котором они живут и который (пусть они меня простят) старательно воспроизводят.
Поэтому каждый выпуск очень даже неплохой (по любым меркам) продукции и отгрузка очередного заказа покупателю - это всегда подвиг.
Выглядит это примерно так:
- Что это за машина у склада?
- Ну как же? Казахи приехали - встали под загрузку...
- Та-а-а-ак, и что мы им отгружаем?
- Пока еще ничего, но должны отгружать модель 555888.
- Какую нах... 555888? Откуда?
- Ну как же! Вот заказ - оформлен еще в августе, оплачен в сентябре. Сегодня - отгрузка... Вот они и приехали..
- Бля-а-а-а-а-а... Срочно сюда 1го, 2го 3го! Где, сукины дети, модель 555888 по заказу, который должны сегодня отгрузить? На какой-такой покраске? Ну и что, что ножки вовремя не пришли?! Они что, красить мешали?!!! Когда будет готова к отправке? Как через 3 дня?!!! Да я вас всех через три дня отправлю...!!!
- Сам Самыч, у нас на складе модель 888555 стоит, почти готовая к отправке... Её через 5 дней только в Тверь отгружать. Отличается от 888555 только накладками, ручками и еще одной хреновиной, которую надо заменить на фиговину.
- А что значит «почти»?
- Ну... саморезов Т2 на сборку не хватило.
- Как не хватило? Почему?
- Ну как же почему? Вам же снабженцы принесли счет на 7 000 таких саморезов... А Вы сказали: «Слишком много хотите!» и оплатили только половину... Типа - израсходуете - еще купим... Вот их и не хватает...
- Ну так а почему вторую половину не закупили?
- Так у нашего поставщика таких уже нет... Вот он ждет, когда придут... и мы, значит тоже ждем...
- Ну, сцуко, дождались? Срочно закупить недостающие...
Снабженец пулей вылетает... через какое то время возвращается грустный:
- Сразу столько не купим нигде, только если в рознице пособирать...
- Срочно - выделить три машины - по магазинам - пулей!
Пока одни занимаютя шопингом, другие срочно меняют ручки-накладки, прилаживают фиговину вместо хреновины, а покупателей поят, кормят и всячески развлекают, чтобы не скучали, и заговаривают зубы, чтобы - не дай бог, они не поняли, что происходит.
И в назначенное время взмыленные гонцы возвращаются с нужными саморезами, фиговина, недовольно пофыркивая, начинает подавать признаки жизни, весь человеческий потенциал, до которого можно дотянуться, в том числе находящийся на больничных и в отпусках - собран, мобилизован и брошен на сборку, доводку, упаковку, погрузку, и с опозданием на каких то три часа машина покупателей отчаливает с выполненным заказом...
Вытирая пот со лба, Сам Самыч наконец то выдыхает, и, уже расслабленно произносит: «Ну слава Богу, успели...»
Потом звонит, как всегда «вдруг» притихший на время аврала телефон, и Сам Самыч узнает, что ищет адрес склада и никак не может найти экспедитор, прибывший за моделью 444222... Какой-какой моделью?... И всё начинается сначала...
Так вот причины всего этого «счастья» коренятся в лоскутном, фрагментарном планировании и таком же клиповом учете, когда рядом с идеально отстроенным участком, где все происходит «Just-in-time” безмятежно существуют другой, где неведомое количество входящих деталей превращается в никем не учитываемое количество выходящих комплектующих.
И попытка связать вход - выход до сих пор терпела крах по причине не очень хороших отношений начальников этих участков и отсутствия сквозной и единообразной системы учета.
Поэтому лекарства выбираю старые - стандартизация и конвейеризация производственнного процесса, где роль ОТК будет выполнять следующее в конвейере операционное звено по отношению к предыдущему.
Придется пойти на выделение в структуре предприятия менеджера, который будет «вести» заказ в день его получения и отвечать как за сроки, так и за качество выполнения. Этакий представитель покупателя на производстве. Ну и конечно - диаграмма Ганта со сроками и отметками выполнения заказов должна висеть у всех учетчиков и управленцев на мониторах - вместо заставки. И у Сам Самыча - в первую очередь...
Так как махать мечом в день отгрузки товара - процесс увлекательный, но уж больно утомительный, придется установить промежуточные точки контроля - их роль идеально сыграют склады на участках, только надо вменить в обязанность заведующим - оперативно учитывать приход - расход полуфабрикатов не только на вес, но и с привязкой к конкретным заказам и также оперативно информировать того самого ответственного за выполнение заказа - чтобы все просрочки хотя бы были заранее известны, а не в день отгрузки.
Попутная задача - освободить тех, кто производит продукцию от несвойственных им функций учета и составления отчетности. Пусть они лучше свои прямые обязанности выполняют - варят, гнут, привинчивают, а то 2 часа в день уходит на заполнение всяких отчетов, которые потому все равно никто не читает.
И начнем мы есть этого «слона» сразу с двух концов - с введения корпоративных стандартов, первым из которых будет «Стандарт проектирования, учета и контроля поручений, заданий и приказов» и с изменения существующих должностных инструкций, которые начнутся с невинной просьбы описать свои собственные обязанности.. Но обо всем по порядку и в следующий раз....
Продолжение следует.