Россия - страна патриархальная, где Главная и Основная надежда на изменения к лучшему должна обязательно исходить от царя-батюшки, или кто там сегодня его замещает? Поэтому слова одного из них, а именно Сталина - «Есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств всегда сильнее логики намерений» воспринимаются абсолютно отстраненно: ну да, есть какие-то обстоятельства у правителя, которые изменяют его намерения, ну а мы-то тут при чем?
При этом вопрос «а кто создаёт обстоятельства, которые изменяют намерения правителей и что это за обстоятельства?» у обычных граждан просто не стоит в повестке дня. И зря, потому что он - ключевой, базовый. Зная ответы на него, можно не только легко вскрывать корни происходящих сегодня геополитических процессов, но и самим постепенно переходить от этого вопроса к практическому: как создавать обстоятельства, которые меняют логику намерений правителей?
В статье «
Исповедь рашиста», в разделе «Собственное домашнее задание» я уже резюмировал, что русская цивилизация имеет шанс на выживание только в том случае, если её экономическая модель и собственные правила взаимодействия и общежития будут на порядок эффективнее, чем конкурирующие англосаксонская и китайская, и анонсировал, что этой конкурентоспособностью придется заниматься, даже если этого делать не хочется и кажется, что «от меня ничего не зависит» и «всё равно ничего не получится».
Всю сегодняшнюю заметку прошу считать преамбулой, в ходе которой я постараюсь вас убедить на конкретном примере, что обстоятельства, которые меняют намерения правителей, создают, часто даже не желая того, простые люди, которые удачно попадают в нужную точку в нужное время, после чего процессы начинают приобретать лавинообразный характер…
Когда в 2011м году три томских журналиста Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев формулировали принципы некоммерческой неполитической негосударственной гражданской инициативы «Бессмертный полк», они наверняка не задумывались над тем, на какие тектонические потрясения эта инициатива способна. Просто социально активные люди считали своим гражданским долгом увековечить память о ветеранах и об их подвиге.
Однако, резонанс в гражданском обществе оказался настолько широким и глубоким, что правящая элита, будучи в массе своей космополитичной и западнической, скрепя сердце, была вынуждена солидаризироваться с ней, в результате чего всего через 5 лет в этом шествии участвовали практически все значимые политики РФ, а
президент России провозгласил в феврале 2016 Патриотизм национальной идеей России…
Абсолютное количество элитариев согласилось с этой идеей сквозь зубы, так сказать, под давлением обстоятельств, признав логику этих обстоятельств сильнее логики своих намерений и изменив (хоть зачастую и формально) ранее популярному лозунгу о патриотизме, как о «последнем прибежищем негодяев»…
«Бессмертный полк», будучи абсолютно мирной, негосударственной и неполитической инициативой, оказался вызовом не только для политической элиты (элита - группа людей, которая имеет возможность влиять на государственные решения). Он стал вызовом для организаций, на внимание которых даже не претендовал и на авторитет которых не покушался, например для Русской православной Церкви.
«Бессмертный полк» опроверг расхожее утверждение о нашем народе, как о народе-атеисте, ибо его шествие - это как раз и есть тот самый Крестный ход, когда самые разные люди, объединённые общей памятью, сливаются в мощную реку, неся портреты своих героических почитаемых предков, как святых, становясь единым целым и демонстрируя такие интеграционные возможности, которые сегодня недоступны никаким другим публичным акциям.
«Бессмертный полк» поставил церковь перед очень неудобным фактом свершившейся народной канонизации героев - защитников Отечества, к чему она оказалась не готова, ибо, как же можно канонизировать безбожников-комсомольцев-коммунистов? Церковь в это же время канонизировала последнего императора России, но попытка вписать его портрет в «Бессмертный полк» встретила, мягко выражаясь, непонимание и отторжение…
Совершенно неожиданно никак не относящаяся к религии гражданская инициатива поставила официальную церковь перед крайне серьёзной (в рамках существующих догматов) дилеммой - или поддержать почин, (но тогда придётся канонизировать или другим способом выделить отдельно ВСЕХ павших защитников Отечества, независимо от их веры и убеждений), или проигнорировать народную инициативу, оставаясь один на один с ныне существующим риском превращения из цивилизационного интеграционного центра в бюро оказания ритуальных религиозных услуг.
А результат самой частной негосударственной, некоммерческой неполитической гражданской акции продолжает лавинообразно нарастать, охватив за 5 лет 80 государств и территорий. И вот совсем недавно, Кнессет Израиля принял решение о признании 9 мая государственным праздником. Совпадение?
Благодаря инициативе трех самых обычных, отнюдь не топовых журналистов, подхваченной у народа, а не у яйцеголовых аналитиков и ученых (В Пермском крае ещё в 1985 году женщины, жёны и дочери солдат пронесли по улицам Соликамска портреты своих родных.), в мире создались обстоятельства, с которыми вынуждены считаться правители, какими бы не были их намерения.
На этом примере я остановился более подробно - уж очень он показателен. Но имеются и другие, инженерные и социальные изобретения, меняющие обстоятельства бытия, которые меняют намерения правителей.
В частности:
1. Распространение смартфонов, представляющих собой готовый инструмент кино-фото-репортера,
2. Развитие коммуникаций, позволяющих передать фото-видео-аудио контент на любые расстояния
3. Появление глобальных социальных сетей, с помощью которых любой желающий может опубликовать свою информацию, доставив её до самой широкой - мировой аудитории.
Всё вышеперечисленное вкупе дает возможность любому самому обычному человеку в любой момент стать средством массовой информации (третьей или четвертной, это как считать, властью), и этот фактор народной легитимизации элиты уже запустил глубинные социальные процессы, которые постепенно приобретают необратимый характер.
Думаю, к указанным мной примерам каждый сможет добавить еще несколько не менее эффективных инструментов формирования обстоятельств, изменяющих намерения.
Резюме:
Обстоятельства, которые меняют намерения политиков, создаются простыми людьми, зачастую совсем без умысла влиять на какие-то геополитические процессы. Решая собственные, локальные и совсем неполитические задачи, самые обычные люди создают обстоятельства, логика которых может противостоять и даже менять логику намерений власть имущих. Причем не только в социальной сфере и сфере идеологии, но и в экономике, о которой мы поговорим в следующем материале, затронув и классовую борьбу, и создание-распределение прибавочной стоимости, и всё, что формирует такое банальное словосочетание, как безопасность и бытовой комфорт. Продолжение следует.