Московский скоростной транспорт: гармонизация названий
Jun 17, 2019 10:49
Эскиз перспективной схемы скоростного транспорта Москвы с forum.nashtransport.ru, устаревший, но пусть будет Система скоростного внеуличного транспорта Москвы бурно развивается. Основная ее часть - метрополитен - растет буквально семимильными шагами, недавно было запущено МЦК, с этого года планируется постепенный ввод системы МЦД. И сразу о названиях: если "центральное кольцо" хоть как-то себя оправдывает, хотя по сравнению с той же Кольцевой линией метро оно далеко не центральное, но "центральные диаметры" - это то ли оксюморон, то ли плеоназм, а в целом просто маразм. Но тем не менее, теперь Москва, а в ближайшем будущем и ближний пояс агломерации, опутана двумя переплетающимися "спрутами" из линий скоростного транспорта - метрополитена и "городской электрички", штадтбана.
Одна из первых очевидных проблем, возникающих или даже обостряющихся при росте размеров и запутанности транспортной сети - это удобство навигации, завязанное прежде всего на систему обозначений, названий. Не буду говорить сейчас об оптимизации самой сети, о перспективных линиях и пересадках - это отдельная тема, здесь отталкиваюсь только от уже запущенного и бесповоротно запланированного и строящегося.
При присоединении пригорода к крупному городу практически всегда приходится убирать дублирующие названия улиц во избежание путаницы. Подключая уже сложившуюся систему железнодорожных платформ к метрополитену, мы приходим к тому же самому: уже сейчас нередки случаи, когда человек, выезжая на автобусе из Шереметьево к метро "Планерная", выходит у ж/д платформы "Планерная", не проехав и полпути. Плюс есть пересадочные узлы, в которых на данный момент разброд и шатание: где-то станции называются по-разному, где-то - одинаково (и требуют указывать еще и линию), есть и гибриды 2+1, так, что даже при 200 станциях у неискушенного гостя столицы голова идет кругом. У москвича с этим попроще в силу привычки, однако не стоит переоценивать - если я хорошо знаю схему метро и не путаюсь, это скорее исключение, чем правило (жаль, что большинству метрофанатов это не очевидно).
Кроме того, имеются факторы: 1) длины названий (и их легкозапоминаемости и легкопроизносимости); 2) ассоциативной привязки названий к другим топонимам местности; 3) необходимости дублировать навигацию на иностранном (английском, как повелось) языке для интуристов; 4) естественно, идеологический фактор, в общем, попунктно по проблемам, затронутым в моем стародавнем посте о переименованиях. Кстати, перед дальнейшим прочтением этого поста рекомендую заглянуть туда.
Да, я считаю, что многие названия необходимо менять. Причем - понимая, сколько это вызывает волнений - менять всё одновременно и затем законодательно урегулировать последующие операции с названиями, чтобы бардак не множился. Экономическая составляющая - минимальна: вывески и указатели меняют и ремонтируют регулярно, звуковые объявления - тоже периодически заменяются, проблема адресации различных компаний в "желтых страницах" - в век Интернета не проблема, настенные вывески - тут да, но это копейки по сравнению с постройкой даже одного нового перегона. Если вы в корне не согласны с самой идеей что-то менять - пост не для вас, не создавая паники, проходите мимо. Если не хотите мимо - можно сюда, но строго добровольно.
Итак, гармонизация названий складывается из двух этапов: названия линий и названия станций. С линиями есть три практики: традиционные названия, цвета и номера. Проблема первых - чрезмерная длина и одновременно с этим схожесть друг с другом, что весьма затрудняет восприятие - всем, кто не попадает в наиболее "продвинутое" меньшинство. Как говорится, "кто отличит корейца от корейца" - одну ***овско-***овскую от другой? На названия работает только сила привычки, но среди молодых поколений она уже уступила свое место цветовым обозначениям. (Борцы за права дальтоников, спокойно, в столице самой политкорректной страны мира линии называются только по цветам, и ничего страшного). Обозначения "красная линия", "зеленая линия" для диаметров в обиходе уже давно не вызывают замешательства, осталось их закрепить. Кольцевые линии в силу их уникальности могут называться соответствующе, то же касается и локальных линий вроде Бутовской, монорельса, возможно Филевской ветки (которая и на самом деле ветка). А диаметры МЦД можно и пронумеровать, пока иной привычки не сложилось.
Пока вижу примерно так (всё, конечно, обсуждаемо):
Линии метрополитена 1 Красная линия (Red line); 2 Зелёная линия (Green line); 3 Синяя линия (Blue line); 4 Филёвская ветка (Fili branch) (голубая, cyan - для различимости); 5 Первое / Малое кольцо (1st / Small ring) (коричневое, brown); 6 Оранжевая линия (Orange line); 7 Фиолетовая линия (Purple line, пусть и неточный перевод); 8 Жёлтая линия (Yellow line); 9 Серая линия (Gray line); 10 Салатовая линия (Lime line, пусть и неточный перевод); 11 Второе / Большое кольцо (2nd / Large ring) (бирюзовое, teal); 12 Бутовская линия (Butovo line) (свинцовая, lead, вроде как); (13) Монорельс (Monorail) - исключить из метро-нумерации, будет отдельно, как канатная дорога на Воробьевых; (14) МЦК (MCC) - исключить из метро-нумерации, объединяя с нумерацией будущих МЦД; (15) Розовая линия (Pink line) - становится №13; В перспективе - ну, например, еще оливковая линия, есть и другие варианты - становится №14. Номера можно и тасовать, они не так важны.
Линии городской электрички (может, Московские городские поезда, МГП? Звучит нормально, в любом случае понятнее МЦД) - по номерам: Кольцевая - "нулевая", 1-я, 2-я и т.д., на схеме - несплошными линиями, чтобы отличалось от метро. Возможно, штриховой заливкой, традиционный железнодорожный знак.
Станции метрополитена и других видов скоростного транспорта
А здесь Остапа понесло. Из 269 открытых станций метро, МЦК и монорельса предлагаю к переименованию 107, а также 44 ж/д платформы в пределах будущей системы МЦД. Общие принципы:
1) Один пересадочный узел - одно название для всех входящих в него станций; 2) Привязка к называниям других объектов, исторических районов; 3) Громкое "нет" обезличиванию - если есть район -ово, ни к чему -овская и т.д.; 4) Громкое "нет" неоправданно длинным названиям: все "-ский проспект" заменяются на "-ская" и т.д. (особенно если на этом проспекте куча станций); 5) Недопустимость схожих по названию или "сбивающих" относительно другой топонимики названий; 6) Деидеологизация в нагрузку, как правило, идеологически окрашенные названия убираются еще по какому-либо из пунктов.
Очень, очень много спорных моментов, требующих обсуждения - но оставаясь в пределах вышеописанной общей парадигмы. Список ценен хотя бы тем, что даже на Наштранспорте настолько подробно никто свой проект по "ребрендингу" еще не расписывал.
И главное - переименования в дальнейшем следует запретить на длительный период, и не отклоняться от закона об одинаковых названиях для пересадочных станций. Рецепт прост - не заморозить как есть, а прибраться и заморозить. В течение нескольких месяцев можно указывать прежнее название в скобках, но в век приложений вроде Яндекс.Метро привыкание к новому названию происходит довольно быстро, см. недавно переименованные станции - пропадает необходимость запоминать названия, ввиду чего они не застревают в памяти. Да, порой необходимо вывести людей из зоны комфорта, чтобы впоследствии стало легче.