Вчера было про то,
что есть шанти. Завтра - про их виды.
А сегодня - про историю.
Шанти - рабочие морские песни. А точнее, рабочие песни времён, когда процветало парусное судоходство. А это примерно XIX век. В Атлантике в качестве морского лидера на передний план вышли Соединенные Штаты, в основном из-за введения почтово-пассажирских судов собственной конструкции, работающих по фиксированным графикам по всей Атлантике.
Эти почтово-пассажирские суда плавали с меньшим количеством экипажа, чем суда более ранних эпох. Малое число людей и работа по строгому графику требовали эффективного и дисциплинированного использования человеческого труда. Американские офицеры требовали высоких результатов от своей команды и получили репутацию самых суровых. Штанти XIX века - своего рода новая «технология», принятая матросами для адаптации к этой судовой жизни. Зенит жанра пришелся на 1870-е, а уже в 1890-х шанти начали исчезать из-за распространения пароходов. Тем не менее, до начала XX века они всё-таки дотянули.
Но откуда взялись все эти песни? Словарь морских терминов, составленный в XVIII веке, описывая механическое устройство для подъема якоря - брашпиль, отмечает использование рабочего пения.
Конструкция требовала от рабочих постоянно вынимать и снова вставлять деревянные брусья в этот самый брашпиль, чтобы повернуть его и намотать на него якорную цепь. Как на картинке ниже, только на носу, и не канат, а тяжеленную цепь с якорем.
Это действие требует ловкости и точности всех участников процесса. Вытащили из пазов, повернули, вставили. И пока другие перемещают брусья, всё это дело нужно поддерживать. Зазеваешься - размотается. Поэтому матросы регулировали процесс песней. А когда вместо матросов цепная передача к паровому движку, то песня уже не нужна.
Правда, прям вот песней этот пример, приводимый в словаре морских терминов, можно назвать только с натяжкой:
Haul-in, haul-two, haul-belay! haul-in, haul-two, haul-belay!
Есть много свидетельств из первых рук того, что эти вот простые или короткие "кричалки" часто использовались всякий раз, когда нужны были слаженные действия для быстрой задачи. Так, американец Ричард Генри Дана, написавший в 1840 году книгу про своё морское путешествие простым матросом на паруснике из Атлантического океана в Тихий, упоминает эти "кричалки".
"Ветер свистел сквозь такелаж, пролетая между свисающих канатов. Громко и неразборчиво для меня, постоянно отдавались и тут же исполнялись приказы, а моряки хрипло пели "кричалки" в своём своеобразном напряжении."
И вот из этих "кричалок" и появились шанти. Самая первая, документально зафиксированная - "Cheerily, men"
Тот же Ричард Генри Дана :
"Когда собравшись поднимать топсель (передний треугольный парус), мы всеми руками схватились за фалы (снасти для спуска/подъема парусов), все затянули «Cheerily, men». Хором, который, возможно, был слышен на полпути к Стейтенской земле"
Click to view
Первоначально, шанти начали распространяться на торговых судах. На королевском военно-морском флоте запрещали петь во время работы - считалось, что в таком шуме можно не услышать команд. Хотя работа и сопровождалалась трубами, барабанами или скрипкой. Писатель из 1830-х годов:"На борту военного корабля с хорошей дисциплиной, никакому человеку кроме офицеров не дозволено говорить во время выполнения различных манёвров. Когда очень много человек работают вместе, флейтист или скрипач обычно играют некоторые их любимые мелодии; и это довольно восхитительно, видеть ликование, с которым встречают "Stamp and go","Jack's the lad," или жe "College Hornpipe"."
Click to view
И это, конечно, прикольно.. Но я бы лучше пошёл на торговое судно.