Станция метро "Обводный канал"

Jan 17, 2011 20:19

После новогодних праздников я скатался посмотреть на новую станцию метро, "Обводный канал". Вот только фотоаппарата у меня не было, и я думал съездить туда ещё раз, пощёлкать, и уже после писать отчёт. Однако фотоаппарат я так и не раздобыл, потому пишу только сейчас, а иллюстрации - не обессудьте - будут из интернета, большей частью с форума metro.nwd.ru (сразу имейте в виду: на картинки можно кликать, они увеличиваются).

Начну со статистики. "Обводный канал" - 64-я станция Санкт-Петербургского метрополитена. Расположена на 5-й (фиолетовой) линии между "Звенигородской" и "Волковской". Глубина заложения - 70 метров, тип станции - пилонный (три параллельных "трубы", соединённые узкими проходами), с укороченным центральным залом. Ближайшие к "Обводному каналу" (пешком по кратчайшему маршруту) станции - если кто захочет прогуляться:

- "Лиговский проспект" (750 метров),
   - "Звенигородская" (1350 метров),
   - "Пушкинская" (1650 метров),
   - "Фрунзенская" (2300 метров),
   - "Технологический институт" (2500 метров),
   - "Волковская" (2750 метров),
   - "Московские ворота" (3400 метров),
   - "Площадь Александра Невского" (3600 метров через промзоны - прогулка сомнительной приятности).

Новая станция расположена вот здесь:



Станция оформлена в индустриальном (знаете такое слово: "стимпанк"? :)) стиле, что делает её одной из самых необычных и примечательных станций питерского метро. Определённо, "Обводный канал" занял первую позицию в списке моих метрошных предпочтений и будет удерживать её самое меньшее до открытия "Адмиралтейской" - там тоже обещают свои неземные подземные красоты.

Две "фишки", создающие колорит на "Обводном канале", - это фотопанели (о них чуть ниже) и декоративные металлоконструкции - выгнутые под потолком двутавровые стальные балки, с заклёпками и круглыми отверстиями по всей длине, выкрашенные под сурик.













Вторая особенность станции - стеклокерамические фотопанели, расположенные на стенах вдоль путей и по концам центрального зала. Не станция метро - настоящая историческая фотоэкспозиция. Две 150-метровые полосы из фотопанелей представляют виды Обводного канала в конце XIX века, вдоль правой платформы - правого берега, вдоль левой - соответственно. Изображения - коллажи из старинных и современных постановочных фотографий, рисунков, пояснительных надписей - ни разу не повторяются; места под рекламу нет (что неимоверно радует).



















В мозаике изображений спрятано своеобразное "пасхальное яйцо": если пройти вдоль одной из платформ почти до самого конца, можно разглядеть среди старинных видов фотографию самой станции метро, замаскированной под арку моста, и рядом табличку с фамилиями архитекторов и художников-оформителей.




Центральный зал короче боковых и с двух сторон заканчивается глухими торцами, лестница-выход уведена вбок, над путями. Из-за такой планировки, необычной для метро, станция кажется очень уютной, даже несмотря на некоторые "вокзальные" ассоциации.










Из "индустриальных" элементов оформления планировались ещё сделать: пол, мощёный брусчаткой (заменили сплошными гранитными плитами, легче мыть) и подвесные светильники над путями. Брусчатку и светильники можно видеть на проектных рендерах:







Здание, в котором должен был разместиться верхний вестибюль станции, поначалу хотели сделать зеркальным отражением дома на противоположной стороне канала, затем планировали построить нечто вот такое:



...а в результате получился типичный многофункционально-офисный монстр с окнами, похожими на штрих-код:







Причём "получился" - это громко сказано, к моменту открытия станции здание ещё вовсю строят; впрочем, такая последовательность для нашего города не внове, я слышал, дома строили поверх уже открытых станций "Петроградская" и "Площадь Мужества". На осеннем совещании по перспективам метро руководитель "Метростроя" Вадим Александров предложил официально "открыть" станцию в плановые сроки, в декабре, а фактически пустить в неё пассажиров в конце января, однако губернатор Валентина Матвиенко отвергла такой вариант (причём отвергла в резкой форме). И вот - станция работает, а дом над нею всё ещё строят. Наверное, это хорошо. Но дом всё равно некрасивый.










Для того, чтобы вывести метро на поверхность и построить верхний вестибюль, были снесены два здания 1914-го года постройки. Одно из них - до 2004-го охранявшееся как объект культурного наследия - примечательно тем, что было первым зданием в Петербурге, построенным специально для размещения в нём кинотеатра. До революции кинотеатр назывался "Нордъ", а ещё раньше "Пчёлка", в 30-е годы его переименовали в "Север", он работал во время Ленинградской блокады, работал после войны - и закрылся в эпоху Перестройки. В 90-е годы бывший кинотеатр стал культовым местом: здесь работали клубы "Гора", "Нора" и "Полигон". Однако в новом тысячелетии здание пришло в упадок, опустело, какое-то время здесь размещался рынок, но... Как там у Высоцкого: "Стоял тот дом, всем жителям знакомый..." Ну и да, в итоге его снесли. Подробнее о том, что было в здании кинотеатра "Север" в девяностые-двухтысячные можно прочитать здесь.







На открытии станции один из её архитекторов, Павел Малмалаев, представил журналистам эскизы оформления "Обводного канала - 2". Его тоже хотят выполнить в промышленном стиле, но гораздо смелее: из бетона, металла и стекла, открывающего анатомию станции; наклонный ход в форме цилиндра будет выдвинут из земли, причём над ним не планируют строить никаких торгово-развлекательных комплексов и бизнес-центров. Будет этакое наглядное пособие: "как устроено и почему работает метро".









"Обводный канал - 2" построят к 2015-17 гг., станция будет пересадочным узлом с 5-й (фиолетовой) на 6-ю (салатовую) линию. К слову: первоначально "ОК - 1" хотели делать сразу двухэтажным, как "Спортивную", - однако в итоге построили то, что построили (и чему я неимоверно рад: двухэтажная станция в Питере уже есть, а "стимпанковой" до недавнего времени не было). "Обводный канал - 2" будет выходить на поверхность в районе автовокзала, т.е. где-то тут:



Пока станцию строили, на тематических форумах слышались время от времени недовольные возгласы: какой, дескать, смысл открывать станцию в полукилометре от существующей (имеется в виду "Лиговский проспект"), да ещё рядом с промзоной?! Я думаю так: во-первых, в центре города (а Обводный - это всё-таки центр) такая плотность станций допустима, Москва в пример; во-вторых, "Лиговский проспект" на другой ветке. Наконец: промзона в этом районе не навсегда, уже сейчас разрабатывают проекты "окультуривания" территорий, прилегающих к Обводному каналу - а где цивилизация, там должен быть транспорт, и станция метро здесь лишней определённо не будет. (О проектах реновации промышленных территорий вокруг центра Питера я ещё буду писать, и не раз, всё это очень интересно - чего стоит одна Измайловская перспектива!)

Вот такие новости. А теперь на очереди - станция "Адмиралтейская" (её откроют уже в этом году), а ещё "Бухарестская" и "Международная" (их ждём в 2012-м).

северная столица, метро

Previous post Next post
Up