Наверное, все уже знают: в этом году в северной столице появится новая ветка метро. И все понимают, как это важно и здорово для Петербурга. Метро растёт, и с каждой новой станцией у нас появляется ещё немножко города, становится меньше неудобного "далеко"; метро меняется, и скоро можно будет, увлёкшись книжкой, заблудиться в хитрых переходах "Спасской - Сенной - Садовой", и ездить на самом длинном в Европе эскалаторе, и торопиться в центр с далёкой "Южной", и волноваться перед свиданием на "Звенигородской".
Вооружившись терпением и любопытством, я решил узнать, каким станет питерское метро в ближайшие годы.
Петербургское метро сегодня
Метро в Питере - это 60 станций, расположенных вдоль четырёх линий (на самом деле линий пять, 4-я и 5-я временно объединены, но не всем об этом сказали); наше метро - самое глубокое метро в мире, 53 из 60-ти его станций - глубокого заложения (50-75 метров).
Принято считать, что достаточная для города подземка - когда каждый горожанин может дойти пешком от дома (или работы) до ближайшей станции за 15 минут; по этому показателю мы сильно отстаём от других развитых мегаполисов, у нас 50-70% населения добирается до метро наземным транспортом.
В постсоветское время строительство Петербургского метрополитена сильно замедлилось: если до 1991-го года строилось по 10-15 станций каждые 10 лет (т.е. в среднем 1-2 станции в год), то после 1991-го года построили всего 6 станций. Впрочем, теперь ситуация изменилась: сегодня метро Санкт-Петербурга по активности работ - второе в стране (после Московского), значительно увеличено финансирование из городского бюджета, в ближайшие годы обещают направить на развитие метро дополнительные федеральные средства. Нас с вами ждут удивительные события.
(Следует понимать, что информация, приведённая ниже - не истина в последней инстанции, а частное мнение, основанное на словах официальных товарищей, на публикациях в прессе, на современных и прежних планах развития метро, на рассуждениях знающих людей. Чем дальше будущее - тем менее надёжна информация, и многое ещё может поменяться. Впрочем, собирая материал, я избегал заведомо недостоверных сведений и не включил в схему многие станции, по моему мнению не подтверждённые достаточным числом источников.) Итак...
Планы развития метро на 2008 год
Итак, к концу этого года в схемах Петербургского метрополитена станет на линию больше. 1-го декабря будет запущен восьмикилометровый участок 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии со станциями "Спасская" (с переходом на "Сенную площадь" и "Садовую"), "Звенигородская" (с переходом на "Пушкинскую"), "Обводный канал" и "Волковская" (впрочем, хотя станция "Обводный канал" уже практически готова - её погодят открывать до 2010-го года). Также к 5-й линии отойдёт половина нынешней 4-й, Правобережной, - от "Садовой" до "Комендантского проспекта", 4-я линия теперь будет заканчиваться станцией "Спасская".
К моменту открытия "Спасская" и "Звенигородская" не будут иметь собственных выходов в город.
В первом квартале этого года на 14 долгих месяцев закроют станцию "Горьковская"; вестибюль станции будет разрушен, вместо него построят более современное здание. Это грустно, но зато в первом же квартале года после реконструкции снова заработает станция "Владимирская".
Планы развития метро на 2009-2010 годы
В 2009-м году собственный выход появится у станции "Звенигородская", закроется на длительный ремонт "Нарвская", а в 2010-м построят, наконец, вестибюль "Обводного канала" (на месте бывшего кинотеатра "Север") - и откроют станцию.
На 2010 год запланирован пуск второго участка Фрунзенского радиуса 5-й линии, что за "Волковской": заработают станции "Бухарестская" и "Международная".
После 2010 года в Санкт-Петербургском метрополитене, вероятно, будет введена зональная оплата проезда (как на пригородных электричках).
Планы развития метро на 2011-2012 годы
К 2011-му году завершатся работы на станциях "Спасская", "Спортивная" и "Адмиралтейская". "Спасская" получит собственный выход в город, а "Спортивная" - второй выход, на Васильевский остров (сразу за Тучковым мостом). "Адмиралтейская" - знаменитый долгострой питерского метро, "станция-призрак" - также обретёт выход, для чего в историческом центре города, на углу Малой Морской и Кирпичного переулка снесут, а потом построят обратно (уже с вестибюлем метро) злосчастный дом (во время войны он был разрушен, его строили заново). Кстати сказать, станция "Адмиралтейская" - это самая глубокая станция метро в Европе, она расположена на глубине 102 метра; таких длинных эскалаторов не бывает, поэтому здесь будет два эскалаторных пролёта.
В 2012-м году построят третий участок Фрунзенского радиуса 5-й линии, включающий станции "Проспект Славы", "Дунайский проспект", "Балканская" и "Южная" (в районе Южной промзоны). Вестибюли всех этих станций будут расположены вдоль Бухарестской улицы.
Планы развития метро до 2015-го года
До 2015-го года планы туманны и потому, как кажется, велики. Следует учитывать, что это только планы, что работы здесь ещё не начинались, а трассировка линий и названия большинства станций окончательно не утверждены.
Итак, возможно уже после 2012-го года будет запущена 6-я (Красносельско-Калининская) линия Петербургского метрополитена. Эта линия будет дуговой (т.е. пересекающей радиальные линии), она разгрузит пересадочные узлы в центре города. Первый участок будет включать станции "Черниговская" (с пересадкой на "Московские Ворота"), "Новоизмайловская", "Броневая", "Путиловская" (с пересадкой на "Кировский завод") и "Казаковская".
Уже после 2010-го года начнётся строительство очень важной для города 7-й - Охтинско-Петроградской (или Кольцевой) - линии (правда, согласно схемам генерального плана, эта линия всего лишь полукольцевая, неизвестно, как и когда она будет замкнута). До 2015-го года будут открыты станции "Средний проспект" ("Василеостровская - 2"), "Спортивная - 2", "Введенская", "Ботаническая" (с пересадкой на "Петроградскую"), "Гренадёрская" и "Сампсониевская" (с пересадкой на "Выборгскую").
На северном Приморском радиусе 5-й линии, за "Комендантским проспектом", планируется построить ещё две станции с проектными названиями "Магистраль №27" (возможно, она будет называться "Ждановская" или "Долгоозёрная") и "Магистраль №30" (она же "Улица Шаврова", она же "Коломяжская").
Прискорбно укороченная в 2008-м году 4-я линия до 2015-го года прирастёт всего одной станцией, "Театральной площадью", но в далёком будущем... впрочем, об этом позже.
Ещё в период до 2015-го наконец соединят две пересекающиеся, но прежде несвязанные линии: 3-ю и 5-ю; будет построена станция "Адмиралтейская - 2" (между "Гостиным Двором" и "Василиостровской") с переходом на "Адмиралтейскую".
Планы развития метро до 2025-го года
6-я линия от "Московских Ворот" двинется на северо-восток, в сторону Красногвардейского района. Будут построены станции: "Боровая", "Обводный канал - 2" (с пересадкой на "Обводный канал"), "Лиговский проспект - 2" (с пересадкой на "Лиговский проспект"), "Знаменская" (с пересадкой на "Площадь Восстания" и "Маяковскую"), "Суворовский проспект", "Смольная" (и "Смольная - 2"), "Площадь Калинина" (с пересадкой на Кольцевую линию), "Улица Замшина", "Пискарёвская" (рядом с железнодорожной станцией "Пискарёвка") и "Ручьи" (рядом с железнодорожной станцией "Ручьи").
Также 6-я линия будет продлена на юг от "Казаковской" станциями "Брестская", "Петергофское шоссе", "Сосновая Поляна" и "Лигово".
4-я линия через Васильевский остров (станции "Большой проспект", "Шкиперская" и "Приморская -2") уйдёт на север, в Приморский район; разные источники предполагают различное количество и последовательность станций, наиболее часто повторяются "Стадион им. Кирова", потом "Улица Савушкина", потом "Лахта".
На 4-й линии за "Улицей Дыбенко" строится станция "Народная", вторая станция Петербургского метрополитена, расположенная за пределами города (первой была станция "Девяткино"); её строительство осложнено необходимостью постоянно взаимодействовать с Правительством Ленинградской области.
Кольцевая линия, возможно, будет продлена в обе стороны: станции "Арсенальная", "Площадь Калинина - 2" (с пересадкой на "Площадь Калинина"), "Полюстровская", "Большеохтинская" (с пересадкой на Ржевско-Канонерскую линию), "Ладожская - 2" (с пересадкой на "Ладожскую") - это по часовой стрелке; "Большой проспект - 2" (с пересадкой на "Большой проспект"), "Площадь Репина", "Нарвская - 2" (с пересадкой на "Нарвскую"), "Московские Ворота - 2" (с пересадкой на "Московские Ворота" и "Черниговскую"), "Волковская - 2" (с пересадкой на "Волковскую") - против часовой стрелки. Удивительно, но она по-прежнему не замкнута.
Ржевско-Канонерская линия, которая упоминалась абзацем выше, станет 8-й линией Петербургского метрополитена. На ней будут станции: "Порт", "Коломенская", "Спасская - 2", "Грибоедовская", "Литейный проспект", "Чернышевская - 2", "Смольная - 2", "Большеохтинская - 2", "Проспект Энергетиков", "Проспект Косыгина", "Ириновский проспект" и "Ржевка".
В интернете встречается информация о 9-й линии, которая предположительно будет называться "Северной", но, поскольку нет сведений ни о том, где и как она пройдёт, ни о её станциях, - я не нанёс её на схему; это либо вымысел, либо нечто очень отдалённое по времени.
Резюме
В ближайшие 17 лет число линий увеличится с 4-х до 8-ми, включая Кольцевую, будет построено 68 новых станций. А ещё в городе появится новый вид транспорта - надземный экспресс - но о нём я расскажу в другой раз.
Такие вот подземные дела.
П.С. Статья написана мною для журнала "Белая полоса" и опубликована в №3 за 2008 год.
Upd.
Схема метро на 2025-й год с учётом нового генплана; на схеме обозначена 9-я линия и надземный экспресс.
Upd2.
Новый генплан 2011 года, схемы развития и мои комментарии.