Нанга-Парбат - 1934 (9)

Oct 16, 2008 04:02

Поезда, паромы и караваны.

Назад

Кому-то показалось тесно на сиденье, и в ответ тут же следует реплика Туркевича: "А если бы два года назад тебе сказали бы, что будешь ночевать без удобств? Наверное, согласился бы ночевать на штычке ледоруба, не то что в автобусе..."
С. Бершов, Да обойдут тебя лавины

Носильщики ждут экспедицию

В Бомбее основную группу ждёт письмо от руководителя, в котором он предписывает им отправляться в Сринагар немедленно, не задерживаясь для осмотра индийской экзотики. Участники и сами не склонны к промедлению, и 27 апреля все собираются в столице Кашмира. Их уже ждут шерпы и два английских траспорных офицера - капитан Фриер и капитан Сангстер. Там же к экспедиции присоединяются швейцарец Эмил Кюнн - участник прошлогодней попытки - и дипломатический работник Капп, который таким образом решил провести свой отпуск.

1 мая экседиция отправляется в путь. 570 грузомест погружены на корабль, который, несмотря на шторм, пересёк озеро Вулар, и 3 мая доставил экспедицию в точку старта пешего марша - город Бандипур. Отсюда начинается старый караванный путь из Сринагара в Гилгит, с переваливанием двух хребтов, долгим обходом массива Нанга-Парбат и спуском в долину Инда. Когда корабль причаливал к берегу, участники увидели картину, которая поначалу их ошеломила: на берегу озера на корточках сидела большая толпа. Это 600 кашмирских носильщиков собрались здесь в ожидании заработка. Началась выгрузка и распределение грузов, для "тигров" это была знакомая работа. Вся толпа была разбита на партии по 50 человек и по присмотром двух шерпов каждая, отправлена по тропе. Теперь экспедиция действительно началась.



Перевал Трагбал

Первым препятствием на пути стал перевал Трагбал (3650 м), преодолеть его с грузом было непросто, и сирдар стоял с палкой на самом трудном месте, готовый "подбодрить" нерадивого. На перевале был снег, а очков на всех носильщиков, разумеется, не было. В качестве некоторого успокоения, доктор экспедиции стоял на тропе, закапывая каждому в глаза капли. При отличной погоде перевал был пройден без эксцесов. Спуск в долину Кишанганга, и надо преодолевать следующий хребет. Перевал, по которому шли два года назад - Камри (4100) - сильно заснежен и опасен, поэтому принято решение идти через Бурзил (4200), который хотя и выше, но находится в лучшем состоянии. Переход был тяжёл, потому что на спуске долго не попадалось подходящего для ночлега места.
Дальнейший путь по долине Астора доставил удовольствие только гелогу Мишу. Он единственный был рад каменистому безжизненному пейзажу - ничто не мешало его исследованиям. Остальные участники получили мало удовольствия.

Дипломатические усилия Меркля сильно облегчили путь экспедиции. В 1932 году долина Инда была для немцев закрыта, поэтому каравану пришлось добираться до Сказочной Поляны, по практически нехоженной местности, пересекая множество боковых отрогов. Теперь же разрешение на спуск в долину Инда было получено, и экспедиция, переправившись через реку на двух паромах (один из которых по легенде помнил ещё Александра Великого), двинулась вверх по сравнительно приличной дороге. 14 мая караван по Ракиотскому мосту опять пересёк Инд и остановился на отдых. Подходы к Горе были закончены, от выезда основной группы из Германии прошёл месяц, до вершины оставалось почти семь тысяч метров по вертикали.

Читать дальше
Оглавление

горы, Нанга-Парбат

Previous post Next post
Up