Предыдущая часть К2 не отпускает
Когда Хьюстон узнал о неудаче Висснера, он сразу решил, что ещё раз попытается взойти на К2. Но уже шла Война, и о гималайских экспедициях пришлось надолго забыть.
Приложение 1а. Портрет героя. Чарлз Хьюстон (продолжение) Чарлз Хьюстон
Но как только война закончилась, Хьюстон сразу вспоминает о Горе. В 1947 году Чарлз пытается добиться разрешения на восхождение, но безуспешно - получение независимости Индией, отделение Пакистана, приграничные конфликты с КНР - всё это делало невозможным проведение экспедиции. Бейтс и Хьюстон уже выбрали себе другую цель, и даже получили разрешение на восхождение на Макалу, но тут неожиданно дела с К2 сдвинулись с мёртвой точки. В 1952 году посол США в Пакистане Авра Воррен приехал в Нью-Йорк и нанёс визит своему давнему знакомому - Оскару Ремпелу Хьюстону. Во время ужина Чарлз, разумеется, нашёл возможность поговорить с послом, и вопрос с разрешением въезда в Каракорум был решён.
Тони Стритер
Хьюстон считал главной причиной трагедии, случившейся в 1939 г. неудачный подбор Висснером участников. Поэтому он обратил основное внимание на то, с кем ему придётся штурмовать Гору. Альпинистские достижения кандидатов не были главным аргументом, Хьюстон и Бейтс смотрели, прежде всего, на умение работать в команде, умение пожертвовать личным успехом ради командной победы. По поводу некоторых кандидатов Хьюстону пришлось выдержать сильное давление со стороны Клуба. Но Чарлз и Роберт были непреклонны: выбор участника на К2 - это выбор не только между успехом и неудачей, это может стать выбором между жизнью и смертью. В участии было отказано Барри Бишопу и Вилли Ансолду - альпинистам, которых AAC считал лучшими, оба впоследствии, в 1963 г., совершили восхождение на Эверест. В американских альпинистских кругах в то время ходила легенда, что последнее слово в выборе участника принадлежало ретриверу Хьюстона. Если кандидат чем-то не нравился собаке, никаких шансов у него не было. Что касается альпинистской квалификации, то прежде всего обращали внимание на то, насколько разносторонен кандидат и имеет ли экспедиционный опыт. Сначала Хьюстон и Бейтс хотели, как и в 38-м ограничиться шестью участниками. Но в этот раз им предстояло лезть по склонам Горы без шерпов - с 1947 года им был запрещен въезд в Пакистан. Поэтому количество участников увеличилось до восьми. Наверное, было бы резонно увеличить состав экспедиции до 12 человек, но столько альпинистов вряд ли смогут с достаточным комфортом жить на маленьких и крайне неуютных площадках лагерей.
Бейтс, Хьюстон и Белл с флагом Гарвардского альпклуба
Первым, кто был зачислен в состав - Джордж Белл - физик-атомщик из Корнелльского университета. Он имел опыт восхождений в Перу, где погодные условия - очень сильные ветра - похожи на условия на К2. Боб Крейг из Колорадо был известен восхождениями в британской Колумбии, к тому же обладал хорошим чувством юмора. Крейг порекомендовал Ди Моленара из Сиэтла. Моленар - геолог и художник - совершал восхождения на Юконе и был давним партнёром Крейга. Арт Гилкей - студент-геолог - понравился своей неуёмной энергией. Помимо сложных восхождений, он участвовал в гляциологических экспедициях. Пит Шонинг из Сиэтла был известен как хороший товарищ в восхождениях, умеющий и работать и сплачивать коллектив. К тому же он имел большой опыт работы спасателем. В качестве транспортного офицера экспедиции придавался капитан Стритер. С ним экспедиции повезло, поскольку она получала не только ответственного за транспорт, но и полноценного участника - в 1951 году в составе норвежкой экспедиции Стритер взошёл на семитысячник Тирич Мир. Он, и пакистанский офицер связи полковник Ата Улла должны были встретить экспедицию в Сринагаре.
Ди Моленар
Предположительная стоимость экспедиции составляла 25000 долларов (экспедиция 1938 г. обошлась в девять с половиной тысяч), реальные расходы в итоге составили более 30 тысяч долларов. Сначала непростую работу экспедиционного казначея взял на себя Пауль Петцолд. после его гибели на Аконкагуа в феврале 1953 г., эту обязанность возложили на ещё одного ветерана 38-го - Билла Хауза. К сожалению, сам он из-за работы поехать в экспедицию не смог. Примерно четверть суммы внесли сами участники, четверть поступила от продажи прав на кинофильм и статьи, четверть - подарки и добровольные взносы, четверть было взято в долг.
Наконец, сборы закончены, и, после прощального ужина в Клубе, 25 мая участники вылетают из Нью-Йорка в Карачи. Полёт был долгий и утомительный (через Лондон, Франкфурт и Бейрут), но гораздо быстрее, чем довоенный путь на корабле. Из Карачи местным рейсом - в Равалпинди, где произошла встреча со Стритером и Ата-Уллой. Наконец, ещё один рейс, и 5 июня участники и грузы прибывают в Скардо, откуда начинается пешая часть маршрута.
Караванный путь прошёл без приключений, конфликтов в пути не было, экспедицию встречали криками: "Пакистан зиндабад! Америка зиндабад!" (Да здравствует Пакистан! Да здравствует Америка!). США в числе первых признала и всячески поддерживала независимость Пакистана, поэтому американцев принимали со всем радушием. 19 июня экспедиция прибыла в Базовый Лагерь, и уже 20-го первые участники вышли на разведку.
Читать дальше Оглавление