Шивта на сегодняшний день представляет собой развалины древнего набатейского города в северном Негеве. Для сохранения это место объявлено национальным парком. И в 2005 году вместе с руинами еще трех набатейских городов: Авдат, Мамшит и Халуца включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как участок Дороги благовоний...
Стоило бы конечно поговорить отдельно и про Набатейское царство и про Дорогу благовоний. Но моих познаний увы не хватит, чтобы полностью раскрыть эту тему. Поэтому я лишь поверхностно прикоснусь...
Откуда на самом деле взялись набатеи и куда в итоге делись - история умалчивает. Известно лишь, что Набатейское царство было создано группой арабских племен примерно в III веке до н.э. и просуществовало где-то до VIII или IX века н.э.
Государство их простиралось на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства -
Петра сейчас находится в долине Вади-Муса (Иордания).
На пике своего развития территория под набатейским влиянием простиралась от современного Йемена до Дамаска и от западного Ирака до Синайской пустыни… по крайней мере, согласно некоторым историкам. Никто точно не знает, насколько велика была их сфера влияния. Вот какими неуловимыми и загадочными были набатейцы. Хотя их караваны много путешествовали, трудно быть уверенным в границах их политического контроля или продолжительности их путешествий.
Письменные записи о набатейском царстве немногочисленны, так как сохранилось лишь несколько документов, разбросанных надписей и граффити. Это также странно, поскольку тысячи граффити, вырезанных на скалах и стенах каньона, ясно демонстрируют, что почти каждый набатеец мог читать и писать; даже пастухи.
Так почему бы не написать их историю? Египтяне писали на стенах своих храмов, евреи писали на свитках папируса, а вавилоняне писали на глиняных табличках. Короли и правители на протяжении веков записывали свои победы и подвиги. Однако набатеи, похоже, отказываются писать. Стены их храмов голые. В их городах нет библиотек, и на сегодняшний день археологи нашли лишь несколько обрывков письменности. Почему? Какие секреты были у набатеев, которые они хотели скрыть?
Интересно, что набатейцы были арабским племенем, но писали они по-арамейски, используя при этом набатейское письмо, развившееся из арамейского. Впоследствии набатейское письмо стало той основой, на которой сформировалось классическое арабское письмо.
Древние историки Греции и Рима, которые упоминали о набатеях, записывали в основном удивительные сказки, которые набатейцы придумывали, чтобы скрыть свою историю, свои торговые пути и источники своих товаров.
Есть и другие непонятные вопросы. История говорит нам, что до I века н.э. набатеи были кочевниками, жившими в палатках в пустыне. А затем за короткий период они занялись сельским хозяйством и построили хорошо обустроенные города. Великолепный город Петра настолько впечатляет,
и меня в том числе, что даже сегодня туристы с трепетом осматривают его величественные руины.
Следующей ступенькой был переход набатев в христианство что, безусловно, наложило отпечаток на повседневную жизнь и внешний облик городов.
С пришествием арабов набатеи не ушли с насиженных мест, но могущество их уже не было столь грозным, как прежде. По одним данным в VIII, по другим только в XIII веке набатеи исчезли с лица земли, по-видимому, растворившись среди бедуинов или арабов. И на этом великая культура прекратила своё существование...
Кстати, кроме упомянутых мною выше набатейских городов: Шивта, Авдат, Мамшит и Халуца, на территории Израиля сохранились еще остатки двух мест связанных с набатеями: Ницана и Реховот в Негеве.
Сегодня мы поговорим, вернее Вы посмотрите картинки, о Шивте. Данное фото вида сверху не моё, я его позаимствовал у
k0ev из его
поста про Шивту.
Шивта выросла из набатейского постоялого двора, появившегося в I веке до н. э. на пересечении двух торговых путей (хотя точных троп до сих пор не найдено): из Авдата в Реховот в Негеве и из Ницаны в Халуцу, и основой его экономики являлись услуги путешественникам и купцам, двигавшимся по ним.
Когда набатеи стали заниматься в Негеве сельским хозяйством, экономика Шивты стала основываться на виноделии и разведении лошадей. Расцвет города пришелся на конец византийского периода...
Город не был окружен забором или укреплениями. Вместо этого дома и улицы планировали так, чтобы стены крайних домов образовывали сплошную стену, прерывавшуюся только выходами нескольких главных улиц за пределы города.
Есть часы для посещения, однако, вход в национальный парк бесплатный, забора вокруг нет, воды нет, полезных ископаемых нет, заселена... Административные здания, кроме туалетов, были закрыты и никого из персонала я не увидел... Основные раскопки производились американцами и англичанами в 1933-1935 гг. Экспедицию возглавлял доктор Кольт. На фото дом Кольта (1).
Заходим в город через Западные ворота (2). Хотя на самом деле, ворот, как таковых не было :)
Судя по табличке это дом византийского периода, который почти полностью восстановили. Но попасть или даже просто заглянуть внутрь мне не удалось. Последствия Пандемии? Шабат? Снаружи ящик для брошюрок с информацией по парку, но к моему визиту его не пополнили ;)
Но в век интернета это все поправимо. С
сайта Управления Национальных парков можно скачать
электронную версию, правда, исключительно на иврите :)
Для привязки карты к местности, есть указатели. Заблудиться сложно. Будем следовать по указанному маршруту, все равно особо некуда сворачивать, повсюду одни руины ;)
Это конюшня (3). В ёмкости, что расположены внутри арок клали корм.
Такие колодцы, возможно использовались для смыва нечистот.
Также есть мнение, что в этом же здании был постоялый двор
и верхний этаж здания использовался, как гостиница.
Но сейчас тут проживают исключительно голуби :)
Следующий дом обозначен, как дом-бассейн (4)
Это большой частный дом построенный в поздний набатейский период.
В этом доме были предусмотрены собственные закрытые цистерны для сбора и хранения воды.
Рядом расположены открытые общественные бассейны (5) для сбора дождевой воды с суммарной ёмкостью около 2000 кубических метров.
По фотографиям улиц, а особенно снимка сверху, обратите внимание на замысловатые линии улиц. И это не случайно, ведь улицы проложены в соответствии с топографией участка. Благодаря такой планировке дождевая вода стекала и собиралась в данные резервуары.
Где вода - там и место сбора и центр жизни, поэтому тут расположена самая старая (Южная) церковь, которая функционировала, как городской собор.
В самой церкви были найдены две надписи, согласно которым она была построена в 350 г. и была отремонтирована и перестроена в 500 и 640 гг. Всего же в городе было 3 церкви.
При Южной церкви есть баптистерий с монолитной крестообразной купелью. Купель довольно большая и явно предназначена для взрослых. На основании этого и сделали вывод, что южная церковь была построена первой, когда происходило массовое крещение набатеев. Впоследствии крестили только младенцев и в новых церквях большие купели уже не требовались.
К зданию южной церкви примыкает один небольшой зал с двумя рядами колонн, отделяющих главное пространство от двух боковых проходов. Форма базилики, характерная для византийских церквей. Но есть одно но! Зал ориентирован не на восток, как это принято в церквях, а на юг, как это принято в мечетях (в сторону Мекки). К тому же в южной его стене характерная для мечетей молельная ниша - михраб. Итак, это мечеть (7), построенная после прихода в эти места мусульман. Интересно, что саму церковь не стали переделывать в мечеть, как это обычно происходило позже. Вместо этого, мечеть построили рядом, по соседству. Это позволяет предположить, что мечеть и церковь какое-то время функционировали одновременно!
Двигаемся дальше. Во время дождей эта лестница превращалась в поток водопадов :)
Следующее здание на нашем пути - это дом губернатора (8), или дом старосты, или же дом очень зажиточного горожанина.
Самое высокое здание в городе. Это видно даже по останкам сохранившихся стен.
В здании было, как минимум, 3 этажа. Вход очень искусно украшен.
Дом и прилегающие к нему постройки занимали довольно внушительный участок.
Смотровая площадка (9). Сейчас город практически слился с окружающим его пейзажем, ведь стены домов все песочного цвета. Однако, раньше, по свидетельству историков и археологов, город утопал в садах.
Перед Северной церковью большая площадь (10), которая скорее всего использовалась для торговли.
Северная церковь (11) - самая большая и новая. По размерам можно даже сказать, что это Базилика. Кроме основного нефа разделенного колонами, были еще несколько боковых капелл. Изначально она была построена за городской чертой, а с развитием города в V-VI вв. крайние дома Шивты подошли к ней вплотную.
К церкви примыкал комплекс построек. Там размещался монастырь и ремесленные мастерские. Монахи, в том числе, занимались и сельским хозяйством.
Вернемся немного назад в город и подойдем с обратной стороны к дому губернатора(8). В те давние времена тут размещалась центральная церковь (12). По размерам она относительно небольшая и не имела отдельного предбанника, как другие церкви. Вход был прямо с улицы.
Практически рядом следующий интересующий нас объект - арочный дом (13). Он как бы примечателен, не тем, что именно он арочный, а тем, что у него сохранились арочные перекрытия, что характерны для большинства городских построек :)
Последний пункт на маршруте - остатки винного пресса (14)
Но с набатеями мы пока не прощаемся, я в обозримом будущем хочу рассказать и показать вам остальные города, что сохранились от этого загадочного и малоизученного царства :)
Надеюсь, что Вам понравился этот мой небольшой перессказ про набатеев. В подготовке текста я использовал материалы Википедии, брошюру Управления Национальных парков, пост
yozhik_ -
Шивта, статьи сайта
nabataea.net, а также фотографию
k0ev с его сайта
lookatisrael.com.
На сегодня всё. Пока. Пока! :)
Кстати, я буду искренне рад, если Вы
добавите меня в друзья ;)