Недавно вышедшие "Бесчеловечные небеса" накрыл эффект "Сталкера" - на волне завлекательных обещаний игрушку купили многие, и многие пожалели об этом. Уже пошёл стёб над разработчиками:
Однако эта штука оказалась идеальной ловушкой для меня. Итак, No man's sky:
Можно летать меж звёзд, отбиваться от пиратов, "грабить корованы", торговать ресурсами... Погодите, скажете вы, это ж рестайлинг лохматых годов "Фрилансера". По сути так и есть, но добавилась пара оригинальных фишек. Во-первых, наш звездолёт теперь не привязан к инфраструктруре - никаких звёздных врат и трасс, врубил гипердвигатель и вперед, покорять просторы. И во-вторых - планеты!
Здоровенные планеты со всяким зверьём и растительностью, который генератор случайных чисел печёт из стандартных частей, и получается вполне ничего. Ядовитые планеты, радиоактивные планеты, жаркие планеты, ледяные планеты, голые и безжизненные планеты... Снежные и пыльные бури, радиоактивные осадки, внезапные ночные заморозки или полуденное пекло. Или, внезапно, вполне милая и пригодная для жизни планета. Можно накопать ресурсов, заблудиться в пещерах, исследовать подводный мир
отбиваться от хищников, прикармливать травоядных... деревоядных... железоядных... иридиевоядных? о боже мой, да, тут и такие есть, как только звездолёт не сжевали до сих пор.
Звездолёт, кстати, в начале игры таки весьма пожёван и придётся его собрать самому из обгорелого корпуса, палок, проволоки и изоленты, навесить на него кое-какие гравицапы и разыскать топливо... В общем, отдельный начальный квест. Да, вблизи планеты звездолётом рулит автопилот, так что убить себя об стену не выйдет. Но и место посадки выбирает автопилот, и выбирает весьма странно - иногда ювелирно садится на пятачок среди волн морских, а иногда промахивается мимо посадочной площадки в чистом поле.
В-третьих, инопланетяне. Пять рас, с четырьмя из которых вполне можно поболтать при встрече... Если выучишь язык! У каждой расы свой язык, и приходится побегать по руинам старых храмов и поискать "камней знаний", чтобы герой начал понимать, что собственно от него хотят инопланетяне. Планетные базы рас немного отличаются, но стандартизация (а на самом деле копипаста дизайнеров) прошлась по ним железной гребенкой.
Некоторые планеты - заповедники, и местная полиция сначала стреляет, а потом разбирается... На самом деле стреляет не разбираясь. Но можно палить в ответ без последствий и даже с пользой. Пистолет универсален - одинаково хорошо разбирает на запчасти и деревья, и рудные запасы, и противников. Ах да - некоторые технологии тоже придётся поискать по Галактике. Герой со временем учится варганить всё больше полезных материалов и предметов из подножного корма, однако для получения наиболее полезных чертежей временами надо будет угадывать желания инопланетян, обшаривать заброшенные базы, отбивать автоматические заводы у роботов и разгадывать на станциях связи простенькие математико-логические загадки. Да, математико-логические! Разработчики внезапно воскурили учебник арифметики, так что выведите формулу для этого ряда чисел, пожалуйста, хе-хе. Или угадайте один правильный ответ из трёх.
Только есть нюансы. Во-первых, разработчики напрочь укурились и положили болты не только на космологию, но и на таблицу Менделеева и физический справочник, не говоря уж об экологии и прочих мелочах. Причём положили радикально, с размахом, трёхметровые крупнорезьбовые болты - алюминий в этой вселенной образует зелёные кристаллы, плутоний валяется под ногами как грязь, цинк и платина растут на деревьях, а медь вообще парит в небесах, аки легендарный унобтаниум. То есть не думайте, что какие-то знания из реальности вам тут помогут. Ну, может, в этом тоже скрыт какой-то глубокий смысл - инопланетяне-отступники, по крайней мере, по ходу действия намекают, что все эти глюки тут не просто так.
Во-вторых, не менее упоротая система инвентаря. Ячеек мало, а каждая гайка и каждое улучшение занимает место. Причём в скафандр ячейки можно добавлять, а в звездолёте место увеличивается только с покупкой (или ремонтом на местах крушения - тоже вариант) нового звездолёта. В результате непрерывных апгрейдов через некоторое время скафандр начинает вмещать барахла раз в пять больше, чем звездолёт, а в начале игры постоянно думаешь, чего оставить, а что уже пора выкинуть или продать.
Сюжета как такового нет. Герой вообще не знает кто он и зачем он тут, некие инопланетяне ему ставят вялотекущую цель добраться до центра галактики. Можно добираться с помошью сил условного "порядка", не менее условных "отступников", можно добираться самому по себе, а можно на всё забить и никуда не добираться, а просто шляться по галактике и любоваться на красоты местной виртуальной природы. Всем в целом по фигу, только раса Атлас время от времени шлёт смски "гражданин, вам не пора ли уже?". Ах да, можно составлять атлас красот местной природы - штатный бинокль распознаёт и запоминает местные виды.
Ах да - не оглядывайся уходя, странник, ты уже не увидишь эту замечательную систему с месторождениями иридия на планетах. Если не зарисовал на бумажке маршрут, ха-ха-ха. Потому что КАРТ НЕТ!! Ну просто от слова вообще. Ни карты планеты, ни карты системы, ни карты звёздных трасс нам не дадут. Вернее, карта гиперпереходов вроде как есть, но там несколько триллионов звёзд, а разработчики жмут вам руку и желают удачи в поисках системы, из которой вы улетели полчаса назад. Вроде в интерфейсе игры предусмотрен поиск по названию, но эту фишку, то ли забыли, прикрутить, то ли так и задумано во имя победы дзена во всём мире.
В общем, это очередной звёздный калейдоскоп, отличная игрушка для желающих бесцельно побродить по виртуальным тропинкам далёких планет и полетать меж виртуальных звёзд. Конечно, всегда хочется чего-то большего - игрушка могла бы взять от Евы, Элиты и Фрилансера намного больше, а то и - чем чёрт не шутит, - даже от Орбитера и Space Engine кое-чего уцепить могла бы! Но не судьба. Уж что выросло то выросло. В целом на мой вкус семечки получились вполне забористыми, играю по вечерам вторую неделю.