Частичка истории...

Jun 03, 2014 01:14


15 мая сего года под ковшом экскаватора была похоронена ещё одна частичка истории города - дача Токарева и Войновой. Было направлено несколько обращений по инстанциям (об этом в следующий раз).

Подробнее о том кем были прежние владельцы дачи можно почитать здесь, а пару слов, выражающих общую атмосферу здесь. Любимым моим авторам СПАСИБО!

После было пару постов о том, что не плохо было бы иметь в своей коллекции частичку памятника - клейменный кирпич.

Ну кто-то мечтает, а кто-то...

В общем, вчера, прогуливаясь по вечерней Советской, решила попытать счастье (шальная мысля-то сидит в голове и жить мешает). И, о чудо, перевернув добрую кучу кирпичных осколков и "пустых" кирпичей, нашла таки то, что искала.
Конечно, вчера и сегодня услышала пару реплик типа "У всех жёны как жёны, а моей кирпичи подавай..."

Сегодня, вооружившись старой зубной щёткой и молоточком, очистила "нашу прелесть" от векового раствора. И вот она - частичка истории в моей коллекции, точнее первые её экземпляры (и что-то подсказывает не последние)))













Был ещё один кирпич с клеймом "П.Г.", но его не взяли...

Оказывается, народ реально коллекционирует старые кирпичи: Анна Боковня, Коллекция старых кирпичей, Кирпичное наследие и много много ещё.

Даже есть музеи кирпича в Питере и Омске.

Для чего клеймили кирпичи?

В Российской империи в конце XVIII - начале ХІХ века, в связи с началом массового каменного строительства, были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах» (27 января 1847 г.). Согласно им, владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Клейма были анималистические (похожие на лапы животных), аббревиатурные (инициалы владельцев) и редко - числовые (год изготовления). Штамповать кирпичи обязывали еще и для того, чтобы в случае каких-либо бедствий или разрушений (которые действительно случались) можно было определить их производителя.

Безусловно, идеальным вариантом клейма вообще было бы наличие в нем даты, обозначение изготовителя и сведения о месте производства. Такие клейма на российских изделиях встречаются нечасто и в основном относятся ко второй половине XIX - началу XX вв.

Иногда клеймо могло стать удачным маркетинговым ходом на фоне конкурентов - например, владельцу завода «Подкова» генерал-майору Виктору Александровичу Спечинскому за ратные заслуги офицера кавалерийского лейб-гвардейского полка разрешили клеймить кирпичи этим известным символом. Неудивительно, что дела у предпринимателя, использовавших такой приносящий удачу «товарный знак», быстро пошли вверх.
Прим.: такой знак встречается и на кирпичах в п.Прохладный Терской Области, но производитель не известен.

Клеймение кирпичей буквами - это информация об изготовителе. Иногда это инициалы, иногда название местности, или их сочетание.

Изучение и «разгадывание» клейма - весьма увлекательный и познавательный процесс с привлечением чрезвычайно важных
дисциплин - истории (краеведения), архитектуры и археологии. Кирпичные клейма могут рассказать забавные, трагические, а иногда - и мистические истории.

И так, кто же эти В.Кузменко, Р.Х. и П.Г.?

В Терской губернии было очень много кирпично-черепичных заводов. Самым крупным из них был завод Штейнгеля и Грозмани (производил более 1/3 всей продукции, кол-во рабочих - 156 человек). Вторым был завод Симонова и Петросова ( 120 рабочих).







П. Г. ,скорей всего (хотя могу и ошибаться, кто знает точно прошу поправить и дополнить биографией), - это Петросов Григорий Павлович.

А вот Кузменко и РХ пока не идентифицированы и даже нет догадок.

Ссылки на источники:

История кирпича.
Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование.

Владикавказские кирпичи.

Терский календарь.

старый кирпич, памятник, Терская губерния, Ессентуки

Previous post Next post
Up