Jul 01, 2013 14:51
Кусочек не вышедшей и не доведенной до ума моей статьи про корпоративную фотографию.
Актуальность статьи связана с тем, что в конце ХХ и начале ХXI века в нашей стране наблюдается взрывное развитие корпоративных средств массовой коммуникации, в которых активно используется фотография. Фотография является важнейшим фактором влияния на мнение целевой аудитории, на характер обсуждения различных проблем во всех сферах жизнедеятельности общества, экономики, культуры, политики, а в конечном итоге на принимаемые народонаселением и даже руководителями различных уровней решения и совершаемые действия. Корпоративная фотография представляет собой еще не изученное явление, значение которой в информационном обеспечении общества, в формировании мнений и даже мировоззрения части общества, по-видимому, очень велико. При активном использовании корпоративной фотографии, средства массовой коммуникации не только информируют читателей об уже известных событиях и проблемах, но и дают новую информацию. От того, как подается информация, зависит, как люди отнесутся к тому или иному человеку, событию, проблеме. Население в целом и, в частности, сотрудники компаний и организаций должны быть информированы о том, кто принимает решения, о фактах и событиях, о проблемах, о том, какие шаги в решении проблем реально предпринимаются. Корпоративная фотография придает достоверность печатной информации.
Однако состояние российской корпоративной фотографии позволяет сказать, что ей не удастся в полной мере решать стоящие перед ней задачи без достаточных исследований с применением серьезного научного подхода. Российская корпоративная фотография - явление молодое, но в целом консервативное, не динамичное. Для иллюстраций в корпоративных изданиях, как правило, используются простые по компоновке снимки. Композиция, несущая авторское послание, в публикуемых снимках в большинстве публикаций отсутствует. Из-за этого корпоративные издания оказывают меньшее эмоциональное воздействие и менее притягательны, чем другие издания.
Явление корпоративной фотосъемки возникло лишь немного позже самой фотографии. Однако сегодня корпоративная фотосъемка - это уже не просто коллективная фотосессия сотрудников, а съемка всего того, что, так или иначе, связано с трудовой жизнью и деятельностью организации.
Следует отметить, что, несмотря на наличие профильной литературы за рубежом, в России автор статьи не обнаружил никаких научных исследований по рассматриваемому вопросу, ни печатных изданий, ни определения понятия «корпоративная фотография». Это требует от нас обозначить смысловые границы этого термина самостоятельно. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности. Учредители часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество». Существуют специализированные виды деятельности, ассоциированные с подобными юридическими лицами, не направленные на получение прямой экономической выгоды. Например, корпоративная реклама - тип рекламы, направленный на улучшение репутации компании, не связанный с рекламой каких-либо конкретных продуктов. Другим примером могут служить корпоративные медиа - «полифункциональный механизм, основной целью которого является способствование выработке норм и правил, единых для всех сотрудников, корпоративной философии, представления о миссии компании»(1). И коммерческие организации, чьей непосредственной целью является получение прибыли, и государственные и общественные, чьими целями могут быть, например, защита интересов страны или воцерковление населения, фактически используют корпоративную рекламу и корпоративные медиа. Таким образом, корпоративным можно считать информационный продукт любой организации, целью которого является коммуникация и декларирование ее целей и ценностей. Нельзя не согласиться с тем, что неотъемлемое место в корпоративных медиа занимает пресса. Фотография, в свою очередь, безусловно, является важнейшим инструментом практически любого информационного печатного продукта, будь то ежедневная газета, ежемесячный журнал, уличная реклама или годовой отчет компании. «В настоящее время редко встречаются печатные издания без фотографий и других видов иллюстративных материалов, поскольку стало вполне очевидно, что фотографии привлекают внимание и повышают интерес»(2).
Основываясь на вышеизложенных тезисах, можно дать следующее определение: корпоративная фотография - это фотографии (одиночные, серии или циклы), которые сняты для коммуникации и декларирования политики и культурных ценностей, с теми же целями опубликованы, исходя из представлений, понятных конкретной, обособленной группе и доступные пониманию широким слоям населения. Корпоративная фотография - это не просто результат работы фотографа, соответствующий творческо-техническому заданию клиента, выполненная в соответствии с требованиями заказчика и отредактированная в соответствии с его представлениями. Важным отличием корпоративной фотографии от бытовой и художественной является то, что требования к стилистике и эстетике фотоснимков диктуются исходя не из частных представлений человека, а исходя из представлений конкретной, обособленной группы. Размытые представления о понятии корпоративной фотографии приводят к путанице как среди фотографов, так и среди клиентов. Очень часто, особенно в Интернете, можно встретить объявления, в которых фотограф предлагает снять корпоративный праздник компании или портрет руководителя. Просто фиксация праздника, пусть даже в акционерном обществе, это еще не корпоративная фотография, а скорее бытовая. Но если в рамках такой съемки фотографу поставлено творческо-техническое задание, оговаривающее, что нежелательно делать фотографии, которые впоследствии могут быть неправильно интерпретированы и нанести вред репутации компании (например, пьющих алкоголь или в комичных позах сотрудников компании), то это уже будет корпоративная съемка.
Корпоративная фотосъемка занимает одно из ведущих мест на рынке фотоуслуг. Сейчас корпоративная фотосъемка - это не дань моде, без качественных фотографий руководителей, производственного процесса, трудовых будней сотрудников и праздников коллектива, не обходится ни одна серьезная компания. С появлением корпоративных Интернет-порталов ее значение выросло еще в десятки раз. Фотографии сегодня представляют «существенный сегмент общего поля российского и мирового коммуникативного пространства. Это связано с конкурентной борьбой печатных средств массовой информации, которые пытаются с помощью эффектных иллюстраций потеснить конкурентов, с небывалым количественным и качественным ростом рекламной коммуникации, с развитием российского Интернета, все большей иллюстративности и зрелищности его порталов. А больше всего связано с распространением новых технологий съемки и обработки ее результатов, прежде всего с развитием цифровых технологий»(3).
Корпоративную фотосъемку можно считать одним из жанров фотоискусства, назначение которого - показать в выгодном свете компанию или ее отдельных сотрудников. «Жанр - это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания»(4). Профессиональная фотосъемка, проводимая по заказу предприятия, преследует имиджевые цели: формирование позитивного образа компании и демонстрация ее открытой политики путем иллюстрирования ее деятельности, что приводит росту доверия к компании и ее продукции со стороны потенциального потребителя. Помимо решения имиджевых задач, корпоративная фотосъемка способствует достижению ряда маркетинговых целей: популяризации бренда и улучшения его узнаваемости, как следствие - рост спроса на выпускаемый продукт или предоставляемые услуги. Исследованиями доказано: до тех пор, пока потребитель не осознает, что за деятельностью компании стоят реальные люди, он будет воспринимать предприятие как нечто виртуальное, соответственно, уровень доверия к продукции такой компании будет невелик, а доверие потребителя - ключевой момент в бизнесе.
Корпоративная фотосъемка - это информативные изображения, способные передать атмосферу жизни коллектива, его успехи, достижения и, конечно же, характер отдельного сотрудника компании. Фотоиллюстрации, как инструмент коммуникации, необходимы и для формирования единой внутренней коммуникативной среды в организации, и для транслирования ее целей и ценностей в общество в целом.
Большинство рекламных web-сайтов фотографов, предлагающих свои услуги в области корпоративной фотографии сверх съемки конференций и корпоративных праздников, утверждают, что корпоративная фотография является постановочным форматом фотосъемки и все атрибуты, присущие постановочному жанру, а также портретной фотосъемки являются залогом успешного кадра корпоративной фотографии. Целевая аудитория таких web-сайтов, в основном, это руководители PR-отделов и HR-отделов мелких компаний. Руководители служб по связям с общественностью больших и сверхбольших организаций прекрасно осознают, что, кроме телевидения, единственным способом сформировать позитивный образ, продемонстрировать открытую политику и увеличить уровень доверия у целевой аудитории компании и населения в целом является публикация фоторепортажей и фотофактов. Причем не столько в корпоративной прессе, сколько в федеральных и краевых регулярных газетах и журналах. Такие фотографии не только привлекают внимание, но и несут впечатление достоверности, а фоторепортаж, как метод рассказа, во многих случаях оказывается понятнее и убедительнее, чем самая лучшая статья. «Идет ли речь о телевидении, графическом оформлении Интернет-сайта или о какой-либо поразившей нас фотографии в газете, следует понимать одно: в начале ХХI века ключевым элементом новостной коммуникации является виртуальный образ. Наша сегодняшняя психология такова, что во всем мы хотим убеждаться собственными глазами, - когда нам о чем-то рассказывают, нам этого недостаточно»(5). «Фоторепортер отображает действительность, полагаясь в первую очередь на возможности фотографии. Таким образом, реальности мира он воспроизводит с помощью не только языковых знаков, но и иконических. Объект в фотожурналистике предстает в наглядном виде. Читатель становится как бы очевидцем действительности, показанной на фотоснимке; достигается эффект воздействия во многом сходный с тем, который мог бы быть получен от непосредственного наблюдения события»(6).
Работа с информацией связывает PR-деятельность и журналистику. Можно сказать, что их интересы одинаковы, но цели их совершено разные. Цель журналиста - рассказать все о проблеме, а цель PR - специалиста представить проблему с наиболее выгодной для компании позиции.
Роль PR состоит в том, чтобы сформировать положительное общественное мнение в пользу фирмы, организации и т.д. Так как средства массовой коммуникации являются главным источником информирования о происходящем событии, то PR использует массмедиа, чтобы «достучаться» до своей целевой аудитории. А основным иллюстративным материалом ведущих информационных газет и журналов являются не постановочные и студийные снимки, а репортажные.
Поэтому основными жанрами корпоративной фотографии нужно считать не жанры рекламной фотографии, а жанры фотожурналистики, что подтверждают иллюстрации в корпоративных газетах, журналах и на web-сайтах крупнейших отечественных компаний, организаций и министерств, таких, как РЖД, Газпром, МЧС, Министерство транспорта, Министерство обороны, РПЦ и других. «Фотожурналистика никогда особенно не гарантировала точности передачи ею смыслов окружающего нас мира; сегодняшняя же цифровая технология в этом плане еще менее надежна так как в любой образ могут быть внесены весьма существенные изменения и никто этого не заметит. В то же время, хотя это и звучит парадоксально, роль фоторепортера в электронный век резко возрастает, поскольку все же именно фотография ближе всех остальных видов искусства приближается к реальности. Но и человек, воспринимающий фотографию, должен понимать, что это не просто продукт нажатой кнопки, а сложное явление со своим культурным, политическим и историческим значением»(7).
Очевидно влияние приведенных в качестве примера сверхкрупных правительственных, общественных и коммерческих институтов на деятельность значительной части фотожурналистов. Такие организации, имеющие свои цели и задачи, значительные финансовые и административные инструменты, формирующие в рамках своей деятельности отдельные общественные группы и активно влияющие на население в целом, как в пределах России, так и за рубежом, ежедневно используют результаты труда фотографов.
Логично предположить, что даже такое простое новостное событие, как начало присутствия какой-либо организации в новом регионе (открытие нового филиала, завода или высадка десанта), может быть воспринято разными слоями общества диаметрально противоположно. Очевидно, что только один из вариантов интерпретации новостного события или общего состояния дел организации представляется ее руководству наиболее приемлемым, и оно различными способами активно влияет на работу фотожурналиста, протоколирующего, иллюстрирующего, осмысляющего и транслирующего фабулу обществу.
«Каждая фотография есть результат целого комплекса решений, принятых в разное время не только тем человеком, который нажал кнопку аппарата, но и другими людьми и даже институтами. Первые из этих решений принимаются задолго до того, как «заряжается пленка», и принимаются теми, кто заказывает фотографии: как правило, это газета или информационное агентство. …Конечно, собственно работа фотографа может быть сделана им самим: именно он принимает самые важные решения относительно содержания и стиля своих фотографий. Но, как указывал Ролан Барт, эти решения в любом случае будут чем-то таким, что опирается на смысловые коды, принадлежащие не фотографу-индивиду, а обществу в целом»(8).
С одной стороны, значительное количество авторов, работая по заказу на взаимно выгодных условиях, создают произведения, соответствующие целям деятельности различных организаций и декларациям их политики, как внешней, так и внутренней. С другой стороны, обладая значительными возможностями, большие организации зачастую сильно помогают авторам реализовать их творческие амбиции, создать значительные произведения и донести их до общества, без оценки которого, по мнению многих, произведение творчества, тем более искусства, не является состоявшимся. Примерами могут служить альбом работ известного российского фотожурналиста и фотохудожника В. Ю. Вяткина, изданный на средства энергетической компании ОГК-6 и совместный проект фотографа А. Л. Ланге и компании РЖД «Россия из окна поезда». Последний проект, возможно, наиболее полно на сегодняшний день в рамках одного альбома показал читателям Россию. Таким образом, можно говорить о существовании определенного круга совместных интересов различных организаций и фотографов, дающего последним определенную работу и возможность самореализации. При этом работа фотографов или публикация их работ корректируется в соответствии с нуждами организаций, поскольку именно они являются заказчиками, работодателями и диктуют творческо-технические задания. Приведенные примеры взаимодействия между фотожурналистами и заказчиками работы демонстрируют актуальность изучения отношений между ними, в том числе этики и общепринятых правил работы, а также цензуры, как диктуемой «свыше», так и предъявляемой фотографами к самим себе.
Термин - «корпоративная фотография» в нашей стране не является общепринятым. Это связано с особенностями экономического и политического развития нашей страны. За срок существования фотографии и, что важнее, за время существования коммерческой фотографии, в нашей стране не существовало корпораций в прямом смысле слова, а преобладала плановая экономика. Одновременно декларировался отказ от западных культурных и экономических ценностей. Практически не использовались многие термины, связанные с рыночной экономикой. В настоящее время, в связи с нивелированием культурных и экономических различий между странами, в России все больше используют западные экономические стратегии, что не может не влиять на различные аспекты нашей жизни. Среди прочего, не так давно свое место в современном лексиконе занял термин "корпоративная фотография".
Цитаты:
1. Дегтяренко Д. К. Корпоративные издания в России. Виды, функции, задачи // «СРЕДА». -2002.
2. Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
3. Березин В.М. «Массовая коммуникация: сущность, каналы действия» М.: Изд. РИП-холдинг, 2004. С. 150
4. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики. Москва, 1991.
5. Медиа. Введение. Под. Ред. А.Бриггза и П.Кобли. Пер. с англ. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.510.
6. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики. Москва, 1991.
7. Медиа. Введение. Под. Ред. А.Бриггза и П.Кобли. Пер. с англ. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.521.
8. Медиа. Введение. Под. Ред. А.Бриггза и П.Кобли. Пер. с англ. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.517.