Орган. Возвращение легенды.

Oct 07, 2014 16:44

Оригинал взят у dmagog в Орган. Возвращение легенды.

Ломать не строить. Писать не строить. Снимать не строить. Одним словом, все "не строить", кроме как строить. Таким замысловатым способом я решил начать заключительную часть своего сдвоенного рассказа про орган Свердловской государственной академической филармонии.



Главное увидеть орган за лесом кресел


В первом отделении посте вы вместе со мной являлись свидетелями разбора этого величественного и уникального в своем роде (по чести сказать, все органы уникальны) инструмента. Когда король слагает корону, пусть и на время, это повод для экзистенциальной грусти или хотя бы небольшой тоски по сильному, глубокому, теплому и всеобъемлющему звучанию. Согласитесь, когда звучит орган, кажется, что в зале не остается ничего, кроме того настроения, которое он приносит с собой. Ну и его музыка как будто бы тебя обнимает. Но то было в мае, а теперь - по прошествии лета, с началом осени - орган собран вновь. В минувшую пятницу его презентовали на открытой пресс-конференции, а на следующий день состоялось открытие органного сезона.

О спасительной реконструкции органа принято говорить в цифрах: рублях, штуках, вольтах и прочих единицах. Но, как и в прошлый раз, мне кажется интересным не это. Для воспроизведения таких целочисленных значений на пресс-конференциях и существуют журналисты. Мне же, даже в свою бытность беспринципным математиком, смотреть на цифры неинтересно. Стоит их только мне дать, так я начну их складывать, делить, перемножать, извлекать корень и всяческими иными способами находить в них скрытый и менее очевидный смысл. Иногда, ради этого только и стоит задавать вопросы.



Новые регистры располагаются внутри и закрыты решеткой



Орган разбирался полностью. Все трубы снимались. Фасадные - отправлялись в Бонн в заботливые руки органостроительной фирмы "Klais Orgelbau", где выправлялись и реставрировались. Все прочие просто чистились и изнутри, и снаружи. Тихо прозвучала фраза, что чистили их высунув в окно, потому как за последние 16 лет, прошедших с прошлой реконструкции, пыли в них накопилось изрядно. Профессия трубочиста и так никогда не считалась простой, а тут 3840 труб, которые предстояло почистить (ну, хорошо, часть ведь еще уехала в Германию, так что здесь их осталось чуть меньше). После чистки каждую возвращали на место, после чего интонировали и настраивали. Как по-вашему, что отнимает больше сил: чистка или настройка? :О)

Суммарно добавлено 7 регистров, как и обещалось ранее. Только тут есть хитрость: говорили про добавление пяти, и их добавили. Однако, еще два было заменено за невостребованностью. Признаться, мне интересно, как удается отразить, какие из регистров ни разу не использовались за все это время и понять, что не потребуются в дальнейшем. Однако ж, профессионалы на то и мастера своего дела, что им виднее. И никто так ведь и не выспросил, что это были за регистры. По итогу, в органе добавилось работы для будущих трубочистов: теперь в нем 4200 труб. Если бы все сидящие в зале захотели разделить их между собой, то каждому досталось ровно по 6 (если не считать откидных мест). Так что, если вы за справедливость, считайте, что там внутри 6 труб, которые играют специально для вас.







Трубы трубами, но простому обывателю, которому, однако, довелось оказаться на сцене, интереснее будет обновленный пульт. Вообще, ремонт органа включает в себя не только прочистку от пыли и добавление труб. Заново проклеиваются меха и воздуховоды, полностью меняется система электропитания. Пульт выглядит современно и лишен стрелочных вольтметров, без которых невозможен стимпанк. Так что, смена панели - образа - литературного жанра. Да и наличие новых регистров обязывает и на панель их вывести неким образом.

Новый пульт содержит элементы компьютерного управления. Он, конечно, не стал подключаться к интернету и транслировать название композиции в твиттер, однако, обзавелся разъемом для флешки. Орган как и любой инструмент нужно готовить к концерту. И если все прочие нужно всего лишь  подстроить и проверить их целостность, то у короля инструментов нужно к каждому произведению подготавливать регистры, которые будут задействованы в предстоящих произведениях. Многое делается заранее, что-то необходимо менять уже в процессе, если происходит нахлест регистров. И если раньше для этого существовал ассистент органиста, то сейчас новый пульт позволяет запоминать необходимые положения. Помимо этого, их можно записать не флешку, и облегчить настройку при повторном воспроизведении классики в дальнейшем. Если я правильно понимаю систему, регистры есть регистры, и даже притом, что все органы отличны друг от друга, при наличии подобного пульта, можно воспользоваться сохраненными наработками.

О наличии и объеме встроенной памяти, а также возможности заряжать через этот USB разъем телефоны - тоже никто не спросил. Можно лишь сказать, что это USB 2.0... а можно ли его подключать к компьютеру или планшету, а также прочую ересь - не спрошено, потому и не отвечено. Мучатся мне теперь в неизвестности, либо впасть в безумство и пристать к органисту.



Новое зеркало с расшириным углом обзора и функцией регулирования угла наклона



Кнопки заменены на вытяжные рычаги





Нижний ряд кнопок позволяет переключаться между запомненными положениями регистров







Разъем для флешки с сохраненными положениями регистров или заряки телефона



Педали тоже притерпели изменения



А лавочка стала ощутимо шире, что позволит при игре в четыре руки не ютиться на одной "табуретке"



В момент презентации "подиум" органиста был временным. Тем временем в фойе рабочие собирали уже постоянный. Сверлили и шуроповертили звучно и со вкусом. Последняя стадия реконструкции органа, которую обещаются доделать к его дню рождения (31 октября), - новый деревянный корпус, который должен будет освежить не только его, но и вид всей сцены.



Сбор подиума для органиста



Чертеж подиума

Как выглядела старая панель, да и сам орган, вы уже не раз могли посмотреть в прошлых постах с тегом " филармония" и конкретно в первой части истории про разбор органа. В настоящее время она стоит в большом фойе - прямо у входа в зал. В дальнейшем, из нее планируется сделать музейный экспонат и явным образом отгородить от посетителей. А пока что, любой желающий имеет возможность заебашить себе лук в инстаграмм, как будто бы он известный органист и, вообще, его застали на сцене. Либо еще что.

Мы, то есть я и те, кого я вдохновил на маленькие безумства, решили прокачать старую панель, добавив ей мультимедийных экранов. За ними можно было бы и следить за партитурой, и за отдельными параметрами инструмента, а также смотреть за транслялцией из аппаратной, в которой транслируют тебя самого. Король инструментов как большой Брат - должен знать что происходит вокруг него и его касается. Так вот похулиганили чуть-чуть, пока было возможно.



Ну а теперь, о том же самом можно рассказать в лицах - точнее, фотографиях людей, которые рассказывали, которые задавали вопросы, которые на вопросы отвечали... и просто вызвали мой интерес. Тем более что обилием фотографий с пресконференсной посиделочной части я вас не стал утомлять.



- а вы можете подойти и сделать вид, будто бы что-то играете?
- я могу подойти и просто сыграть - зачем делать вид?!




Вебер Александр, представитель органостроительной фирмы
Тарас Багинец - главный органист Филармонии



Опытные читатели знают, что это не директор филармонии, это - музыковед Оля!






На этом все. Органный сезон открыт. Инструмент функционирует в полную силу. В концертный зал на гастроли приезжают другие известные органисты мира. Так что если вы хотите узнать что-то новое про орган, то вам остается прийти самим на концерт. А я все пытаюсь перестать писать столько про филармонию, а то уже мои рассказы начинают привлекать внимание "Новосибирского клуба зрителей" и я начинаю дружить их филармонию в твиттере. (Того и гляди меня еще куда не туда занесет). Однако ж, тема меня отпускает плохо и если вы спросите меня, что я думаю о нашей филармонии, то вот вам:

"Это заведение культурное, и многие из страха и тяжелых детских воспоминаний обходят его стороной, ибо те воспоминания полны муки, детских слез и протертых штанов из-за активного верчения на месте. Память - штука хорошая, пока не начинает идти во вред. В зрелом возрасте музыка воспринимается по-иному. Поэтому, если вы последний раз были здесь в глубоком детстве, это уже повод прийти сюда сейчас." Отзыв целиком на Флампе.

P.S. От летающих оргАнов и прочей потусторонней штуки на фотографиях я решил в этот раз отказаться.

Previous post
Up