Кургинян и "высшие смыслы"

Oct 16, 2013 20:32

Недавно, на одном из ресурсов, я назвал Кургиняна гностиком и антикоммунистом.

Это вызвало бурную, хотя и вполне ожидаемую реакцию поклонников это политолога, медийного и политического деятеля. На меня посыпались самые разные обвинения, большинство из которых не представляют интереса. Но в числе прочего меня обвинили в том, что я вообще не имею понятия о гностицизме и просто облил грязью Сергея Ервандовича Кургиняна. И когда я не стал углубляться в эту тему - отпраздновали победу и то, что доказали моё невежество.

Потому поясняю, с чего я это сказал.

Итак, гностицизм и Кургинян.

Не так давно, три года назад, Кургинян создал организацию, изначально заявленную, как «красная», коммунистическая. Название это организация получила по медийному проекту Кургиняна - «Суть Времени».

Что есть интересного в этой организации и в её создателе, кроме того, что при объявлении себя коммунистами они ни разу не выступили ни под одним коммунистическим лозунгом?

Интересной является структура, в которой все идеи, все истины, все «Высшие смыслы» идут только от Кургиняна. Более ни одного идеолога в организации нет. Есть только оттачивание и совершенствование способов донесения до людей идей самого Кургиняна. Пытаются выдать это за авторитет учителя, но авторитет поддерживается решительным изгнанием тех, кто не находится под «божественным фаром» этого авторитета. Сомневаться можно в чём угодно, кроме правоты Кургиняна.

Это может быть связано с гностицизмом. Может и не быть. Но смотрим дальше.

Интересным является и то, что вся внутренняя дискуссия сводится только к обсуждению до принятия решения неким «политсоветом» («политцентром»). То есть высказываются все. Но потом «политсовет» принимает решение и это автоматом означает, что нужно прекратить споры и выполнять. То есть «политсовет», конечно, выслушивает, что говорят участники Сути Времени. Это необходимо, что бы не потерять контроль. Но он никогда не спрашивает. А роль рядового участника СВ никогда не повышается выше роли исполнителя.

Есть ли здесь гностицизм? Смотрим дальше.

Весьма интересным является наличие «внутреннего круга», которые ближе к Кургиняну, которые обладают большим знанием, и которые являются наиболее важными эмиссарами «Сути Времени». Но при этом основная масса членов «Сути Времени» не имеет ни малейшего отношение к тому, кто войдёт во «внутренний круг», они даже не знают, что это круг может быть не один, и может иметь внутри себя ещё более «внутренний круг». Хотя члены «внутреннего круга» могут выбираться из членов СВ, они могут выбираться и со стороны. И выбираются они одним единственным человеком либо совсем по своему произволу, либо по предложению кого-то из членов внутреннего круга.

Может здесь гностицизм? Смотрим дальше.

У движения «Суть Времени» нет никакой ясной и однозначной идеологии. То есть - вообще нет. Есть определённый набор идеологем и штампов, которые преподносятся в виде идеологии. При этом все идеологемы спускаются сверху, из единственного источника. И даются людям не как развитие мысли, а как набор аллегорий, который даёт видимость обоснования идеологемы. Например, что бы убеждать людей с коммунистическим мировоззрением, используется коммунистическая риторика, но с её помощью вводятся совершенно иные принципы устройства общества, выдумываются новые классы (когнитариат, криминально-капиталистический), рассказываются легенды о размывании и исчезновении классов и под это продвигаются реваншистские и буржуазно-патриотические идеи, внушается идея мессианства русского народа.

Не ли здесь гностицизма? Да что это вообще за зверь - гностицизм?

Гностицизм - это не какая-то стройная единая теория, вроде зороастризма. Это система взглядов, объединённых понятием Гносиса - знания. Но не знания, как мы понимаем его в большинстве случаев - система представлений о мире, основанная на опыте и изучении этого самого мира. Гностическое знание, это высшее, сакральное знание, доступное лишь немногим. Эти немногие, кому доступно высшее знание, духовные сущности, стремящиеся к освобождению, к возвращению к первооснове - пневматики.
И эти пневматики, «игроки на великой шахматной доске», вершащие судьбы мира, ведут за собой «душевных», достойных идти следом за пневматиками. И эти «душевные», психики - они составляют основную силу пневматиков в их воздействии на мир. Они получают от пневматиков часть знаний, крупицы, им доступные. И верно следуют заветам высших сущностей, игроков, отдав им своё доверие полностью и без остатка.
И основная масса людей - это люди плотские, не способные даже к частичному освобождению духа и приближению к высшему знанию - гилики. Их просто нужно вести, куда нужно, куда укажут «высшие» - пневматики. И поведут их туда «душевные» - психики.

И вот Кургинян в своих видеовыступлениях «разоблачает Маркса и Ленина» (не забыв оговориться, то они - гении) и преподносит классовый интерес, как шкурный интерес представителей данного класса. При этом Кургинян либо просто врёт, либо сам не понимает, что это такое. Но гностик и не может этого понять! Ведь не может быть высших и духовных смыслов у гиликов. А любой класс в основе своей состоит из гиликов, значит все интересы его страстные, меркантильные. Источником высших, духовных смыслов является пневматик, а осознать их величия и лишь частично понять их могут только психики (преданные Кургиняну члены «Сути Времени»).

Именно отсюда, из гностических взглядов, идёт ахинея про уход в катакомбы, вместо выхода в народ, в массы.

Именно отсюда идёт рассмотрение всех проблем исключительно через деятельность конкретных групп людей и организаций, «игроков большой игры».

Именно отсюда идёт вся метафизика, союз с РПЦ, рассуждения о синтезе религии и коммунизма, идеи про первородность духа и «высшие смыслы».

Отсюда идёт стремление везде договорится или решить вопрос с «элитами». То с элитой во власти, с «патриотическим крылом Кремля», то с элитой науки в виде функционеров РАН - главное, выявить элиту и работать с ней.

Даже определение коммунизма по Кургиняну, «Коммунизм есть освобождение людей от страстных потребностей и раскрытие высших творческих способностей каждого человека». Только Кургинян скрывает от своих последователей, то в его картине мира способности каждого человека ограничены в рамках иерархии. Что творческие способности гиликов не подымутся выше обычного стада.

Кстати, гностические взгляды совершенно не мешают критиковать и ругать гностицизм )

Всё сказанное выше - мой личный взгляд, сформировавшийся в результате двухлетних наблюдений за деятельностью Кургиняна, его идеями и в результате попыток выяснить идеологию движения «Суть Времени».

Он может быть ошибочным, но это то, что я вижу.

PS: Тут уже поступили комментарии )

"При чем сам Кургинян это признавал.
Но есть один нюанс. Он признает гностическую картину мира, но сам гностиком себя не считает. Он говорит что гностик воюет на стороне предвечной Тьмы, а он на стороне Света".

Поясняю:
Гностик не воюет на стороне "предвечной тьмы". Гностик воюет только на своей стороне. Он сам - богочеловек, который может быть подвержен как добру, так и злу.
И нельзя признавать гностическую картину мира и не быть гностиком. Само признание этой картины и есть определение гностика.

Кургинян

Previous post Next post
Up