Вслед за
реквием танку Армата, пришла очередь попрощаться еще с один эпическим проектом современной РФ - якобы "истребителем 5-го поколения" ПАК ФА.
Было:
(с)
https://ria.ru/defense_safety/20100719/256391099.html Стало:
(с)
http://www.interfax.ru/russia/532483 (с)
http://xn--b1aga5aadd.xn--p1ai/2016/232066/ Как же так получилось, что едва ли не флагманский проект перевооружения РА, который
собирались поставить на крыло еще в 2009 году и на который возлагались большие надежды нейтрализации превосходства в воздухе авиации НАТО, был фактически остановлен и его наработки уже
становятся жертвой "канибализма" для других менее затратных и сложных проектов? Все дело в срыве сроков - обычном в принципе явлении для столь сложных мегапроектов? Или же в неподъемной для разваливающейся экономики стоимости проекта, еще на старте которого, вызывавшая
недовольство руководства ВВС РФ? А может все дело в электронике, которой должен быть напичкан самолет последнего поколения и с которой теперь, после ввода санкций, в РФ одна бЯда (несмотря на все увещевания патриотов РФ о якобы наличии собственной элементарной базы)? Видимо, что нет. Проект не просто сырой. Проекта по сути нет. Вернее его назвать пиар-кампанией. Рассмотрим детально некоторые его составляющие:
- двигателя - нет (
еще даже не установлен на летные прототипы и его испытания не начались)
- пушка - есть (модернизированная версия пушки ГШ-301 1977 года лишь
начала свои испытания)
- боеприпасов для пушки - нет (
испытания только начались )
- бомб -
нет - ракетного вооружения - нет (
Х-59МК2и
Х-58УШКЭ, предназначенные для проекта, только находятся на стадии испытаний. Шесть типов ракет обещают подготовить только в следущием годуи еще шесть к 2020-мугоду)
- системы обнаруженияи сопровождения целей - нет (
в разработке)
- радар с АФАР - статус неясен (
производство началось лишь в этом годуи пока он установлен лишь на 3 испытательных машины)
К этому моменту за 6! лет ПАК ФА
совершил немногим более 700 полетов из 3000,
требуемых для принятия его на вооружение. Такими темпами производства - по одной машине в год в среднем - необходимый летный стаж эта машина заработает еще лет через 10. Что характерно, во времена СССР срок приема на вооружение самолета нового типа составлял 15 лет...
Тогда к чему весь этот информационный шум? Сегдня на этот вопрос можно уже смело дать ответ - пиар. Буйно разрекламированный проект преследовал 2 основные цели:
Мы тоже можем!
Мировая держава обязана иметь все гласные и негласные ее признаки. Одним из таких негласных внешних признаков является мощная армия, вооруженная по последней моде. Так по крайней мере до сих пор считают некоторые неразвитые страны с большими амбициями. Купить на Западе такие вундервафли в РФ по понятным причинам не могут, поэтому было принято решение попытаться собрать истребитель 5-го поколения своими руками. Руководству страны было дано понять, что "Могём!" и денежные потоки пошли. Результат? А он и неважен совсем! Главное это процесс. Власть делает вид, что перевооружение армии идет полным ходом (на деле даже по официальным данным уровень обеспечения "современным вооружением" едва
достиг 50% спустя 6! лет беспрецедентных трат на Гособоронзаказ), ВПК снова пилит бюджет, как в лучшие годы совка, и обеспечивает административный ресурс на выборах (в ВПК РФ заняты миллионы граждан), а народ вновь полон оптимизма и готов превратить всю планету в ядерный пепел в полной уверенности, что с таким чудо-орудием ему за это ничего не будет. Профит!
Маркетинг
Несмотря на тучные годы на первом этапе проектирования, в РФ быстро смекнули, что новый самолет с заявленными ТТХ влетит в копеечку и практически сразу стали искать партнеров, которые бы разделили нелегкое бремя. Так, еще до первого своего полета, ПАК ФА был
предложен индусам, которые по наивности и щедрости отстегнули целых 300 миллионов долларов за кота в мешке. С тех пор РФ всеми силами пытается протолкнуть им проект, расчитывая получить за него до 6 миллиардов, в нынешних условиях уже необходимых, как воздух. Но, несмотря на скудные данные, которыми делятся с ними из РФ, индийские военные давно
поняли, что самолет весьма далек от того, что им столько лет пытаются представить. Спустя 8! лет, Индия раз за разом отказывается подписать контракт на участие в проекте даже после того, как ценник
упал до 4 миллиардов.
Но не только индусам эти годы пытались втюхать эту машину. В 12 году, спустя всего 2 года после первого полета, самолет был
предложен Перу. Неудачно.
Годом ранее в
Корею. Тоже безрезультатно.
В 2013 года Бразилии было
предложено войти в долю как партнер. Провал.
Планов было
громадье. В итоге, никто за 14 лет существования проекта так и не купился на этот маркетинговый воздушный замок. Для сравнения: в финансировании проекта американского F-35 принимали участие 9 стран, причем одна из них (Австралия) формально даже не состоит в блоке НАТО. Заказали же его на сегодняшний день армии уже 12 стран. Так же отнюдь не все члены альянса (Южная Корея и Израиль, например).
***
Картина, как видим, удручающая. Да, на публику еще долго будут делаться бравурные доклады и обещания, время от времени вбрасывать в Сеть красивые картинки и с такого ракурса и с такого, но фактический отказ РА от закупки этой машины говорит сегодня сам за себя - военные не видят в этом проекте ничего, кроме бездонной бочки, куда улетают миллиарды, когда на эти деньги (которых все меньше) можно купить "старые", но уже проверенные машины. И намного больше. Вояки они ведь люди простые - хоть и патриоты по определению гораздо большие чем вся чинушно-ВПКушная рать, но втюхать им пустышку гораздо сложнее, чем наивному обывателю.
Уже бывший командующий ВДВ Шаманов несколько лет назад на встрече с производителями военной техники сказал:
- Вы поймите - нам не воевать на этих машинах, мы в них умирать будем!
На ПАК ФА военные летчики РФ ни воевать ни умирать не хотят ни сегодня ни в обозримом будущем. И, видимо, никогда не придется.