Картина, известная в Германии с 1970-х годов, то есть уже почти полвека, оказалась поддельной.
«Черный прямоугольник, красный квадрат», датировался 1915 годом.
Полотно это известное, и в 2014 году оно уже заставило плакать музей в Людвигсхафене. Дело было так:
Музей имени Вильгельма Хака в Людвигсхафене в 2014 был вынужден расстаться с двумя ценными полотнами из своей коллекции - "Черный прямоугольник, красный квадрат" (1915) Казимира Малевича и "Картина с белыми линиями" (1913) Василия Кандинского. Потому что они не были частью музейного фонда, а находились там на временном хранении.
По желанию их законной владелицы Марлен Хак (Marlene Hack) картины были переданы другому музею -- изобразительных искусств земли Северный Рейн - Вестфалия Kunstsammlung NRW в Дюссельдорфе.
Для Людвигсхафена это существенная потеря - картина Малевича даже была прообразом логотипа музея.
Но воспрепятствовать "переезду" нельзя, поскольку музей был построен на общественные средства и открыт в 1979 году для коллекции, которую собрал и передал в дар Людвигсхафену предприниматель из Кельна Вильгельм Хак (Wilhelm Hack). Некоторые произведения искусства остались, однако, в собственности семьи, в том числе и шедевры русского авангарда, которые по желанию вдовы сына Хака и его наследницы, Марлен Хак, переехали в дюссельдорфский музей (
источник).
Ну вот, потревожили по желанию владелицы картину, и это все испортило. Правильно говорят: не буди лихо, пока оно тихо. Не тревожь лишний раз авангард.
Музей в Дюссельдорфе, не дурак, стал изучать, что именно ему перепало-то. И доизучался.
Для проведения экспертизы были наняты сразу две группы исследователей: одна из Университета Киля, а другая из Технического института Кельна. Картина датирована 1915 годом, но на самом деле, как утверждают специалисты, она была написана между 1972 и 1975 годами. В каталогах работ авангардиста она фигурирует с 1975 года. (
источник) Дальнейшие испытания краски показали, что картина не могла быть создана до 1955 года.
Вместе с «Черным прямоугольником, красным квадратом» в Дюссельдорф были переданы еще примерно 40 рисунков Малевича. Но действительно ли он является автором, пока неизвестно. Экспертам предстоит выяснить этот вопрос в ближайшее время.
Маленький забавный нюанс: экспертизу "малевича" заказала директор дюссельдорфского музея Мэрион Акерманн покидая свой пост, чтобы на новой должности управлять музеями Дрездена. Подложила свинью преемнику, честное слово.
А в Людвигсхафене небось злорадствуют немного.
http://theartnewspaper.com/news/malevich-painting-in-dusseldorf-state-collection-exposed-as-forgery upd из комментов
crazy__cucumber Ну, собственно, вопросы к этой картине в литературе были давно (как минимум из-за фактически отсутствующего провенанса). Просто людвигхафенский музей не мог провести экспертизу без согласия владельца, а те отказывалась. Собственно потому Акерман и настояла на том, чтобы в договор о дарении был вписан пункт об обязательной экспертизе всех работ (мы готовы их принять, хранить и выставлять, но только если...).
А то, что работы из Людвигсхфена рано или поздно уедут, было известно достаточно давно - Харальд Хак (сын Вильгельма) ещё в 1980-х разругался с городом потому что считал, что тот даёт только минимум денег на коллекцию и - кажется - ещё в 1988 году вписал в завещание "после моей смерти - где угодно, только не в Людвигсхафене". Город тогда действительно начал развивать музей, однак Хак завещание так и не поменял.
Проверил - действительно, вписал в завещание в 1988 (хотя общественности стало известно только после его смерти в 2011 или 2012 году).
Вот на всякий случай пару источников (правда, немецкоязычных):
http://www.rp-online.de/nrw/staedte/duesseldorf/kultur/kunstsammlung-nrw-gemaelde-von-kasimir-malewitsch-ist-faelschung-aid-1.7193180http://www.ludwigshafen.de/presse/detail/news/2015/02/13/veraenderungen-in-der-sammlung-des-wilhelm-hack-museums-zwei-werke-verlassen-ludwigshafen/