Считается, что Крис Офили (
Chris Ofili) сделал имя на слоновьем навозе. И отчасти это действительно так, потому как слоновьи экскременты активно присутствуют в его картинах и в составе палитры и в отдельных элементах.
Я предпочитаю видеть в этом не только присущее искусству нашего времени коммерчески ориентированное стремление эпатировать, но и дань мистическим традициям культуры своего народа - Офили художник, в котором течет африканская кровь и, не смотря на то, что родился и вырос в Лондоне, влекомый корнями, много времени отдал изучению традиций своего народа в сердце его исторической родины. Отчасти наверное этим объясняется и его привязанность к трем
слонихам, проживающим на территории Лондонского Зоологического общества на субсидии от гонораров за проданные на аукционах картины - юноша умеет быть благодарным друзьям за причастность успеху.
Работы Офили живописны и разнообразны по материалам и технике, в них есть чувственность и сексуальность, множество ссылок на исследования библейских тем и конечно черную историю и культуру.
Одна из самых известных на сегодняшних день его работ -
No Woman No Cry (1998) , сочетающая коллажи из краски, слоновьих экскрементов, бумаги и лака была написана как дань памяти чернокожему Лондонскому подростку Стивену Лоренсу, убитому по расовому мотиву. Картина соткана из множества символов. Каждая слеза, падающая из глаз женщины - коллажированное изображение убитого подростка, а под слоями краски можно прочесть надпись 'R.I.P. Stephen Lawrence' (rest in peace Stephen Lawrence) В качестве ожерелья и подставок для картины, разумеется, использованы продукты жизнедеятельности трех Лондонских слоних.
![](http://pics.livejournal.com/shamahanskaya/pic/000gk8g5/s320x240)