В должность главы Военного Раввината ЦАХАЛа вступил генерал-майор авиации Рафи Перец. Генерал-майор рав Рафи Перец, родившийся в 1956 году в семье репатриантов из Марокко, не только дипломированный раввин, но и опытнейший военный летчик - он налетал на боевых вертолетах 5 тысяч часов, участвовал во множестве боевых операций.
Главный раввин ЦАХАЛа генерал-майор авиации рав Рафи Перец
Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2004-2010
© 2004-2010 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора - запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.
Александр Шульман
Военный Раввинат израильской армии
Среди многочисленных управлений и командований Генерального Штаба ЦАХАЛа есть одно, не решающее боевые задачи, но исполняющее важную духовную миссию в армии. Это Главный военный Раввинат (Раббанут Цваит), основным назначением которого является удовлетворение религиозных запросов военнослужащих и контроль за соблюдением законов Галахи в армейских условиях
Весной 1948 года, вскоре после создания государства Израиль, правительство приступило к созданию регулярной армии. Среди прочих управлений Генерального штаба, было принято решение и о создании Главного военного раввината. На должность главного армейского раввина был назначен раввин Шломо Горен, в течении многих лет сочетавший духовную деятельность раввина с армейской службой.
Эмблема Военного Раввината
Шломо Горен был хорошо известен в армии, он пользовался доверием солдат и офицеров. Став в 18 лет раввином, он вступил в еврейскую боевую организацию Хагана и принял участие в обороне еврейских поселений во время арабского мятежа 1936-1939 гг. В дни Войны за Независимость 1948 года раввин Горен в составе пехотной бригады участвовал в боях по прорыву блокады Иерусалима. Нередко он рисковал жизнью, оказывая во время боя помощь рядовым солдатам, вытаскивая с поля боя тела павших воинов для подобающего захоронения.
Перед назначением на высокий пост раввин Шломо Горен прошел весьма сложный курс офицеров парашютно-десантных войск, в ходе которого выполнил нормы бойца-парашютиста, совершил десятки прыжков с парашютом, участвововал в марш-бросках. Только после успешного завершения этого курса раввину Шломо Горену было присвоено воинское звание генерал-майора и он был назначен на пост главного военного раввина - руководителя военного раввината.
Во время Синайской кампании 1956 года генерал рав Горен вместе с бойцами парашютно-десантной бригады участвовал в боевом десантировании в Синайской пустыни и принял участие в восхождении на гору Синай, где провел религиозную службу. В дни Шестидневной войны 1967года генерал рав Горен вновь был вместе с десантниками, штурмовавшими Иерусалим. Он обратился к командующему фронтом генералу Наркису, со словами: "Твои люди делают историю...". Вместе с бойцами-парашютистами генерал рав Горен одним из первых пробился к священному месту иудеев в Иерусалиме - к Котелю (Западной Стене Храма, называемой христианами Стеной Плача). Уже 8 июня 1967 года генерал рав Горен провел там первое богослужение.
Генерал-майор рав Шломо Горен заложил основы деятельности военного раввината. Он опубликовал десятки респонсов, регулирующих соблюдение религиозных предписаний в специфических условиях воинской службы, а также проблемы агунот - жен военнослужащих, пропавших без вести в ходе боевых действий. При нем оформилась структура армейского раввината и подчиненных ему подразделений.
Главный военный раввин назначается начальником Генерального Штаба ЦАХАЛа. Формально военный раввинат находится в подчинении Управления кадров Генерального штаба, но фактически от него независим.
Недавно в должность главы Военного Раввината ЦАХАЛа вступил генерал-майор авиации Рафи Перец. Генерал-майор рав Рафи Перец, родившийся в 1956 году в семье репатриантов из Марокко, не только дипломированный раввин, но и опытнейший военный летчик - он налетал на боевых вертолетах 5 тысяч часов, участвовал во множестве боевых операций.
За долгие годы службы в ВВС он командовал вертолетной частью, был летчиком-инструктором в летном училище. В последующие годы рав Перец возглавлял военную подготовительную школу-интернат - религиозное учебное заведение для мальчиков 13-18 лет, где изучение религиозных предметов сочетается с интенсивной военной подготовкой. Выпускники таких школ отличаются, как правило, высокой мотивацией к армейской службе и идут служить в боевые части
via
plasmastikГлавный раввин ЦАХАЛа генерал рав Перец с Торой в руках во главе процессии на празднике Симхат Тора
Назначению рава Рафи Переца на высокий пост едва не воспрепятствовал инцидент, произошедший в ходе учений спецназа ночью 10 августа 1992 года: тогда в ходе подьема бойцов подразделения 669 на борт вертолета, командиром которого был Рафи Перец, оборвался трос и двое спецназовцев погибли, упав с высоты 15 метров.
Генерал рав Рафи Перец сменил на посту главного раввина генерала рава Авихая Ронски. Генерал рав Авихай Ронски также кадровый боевой офицер, вся воинская служба которого прошла в парашютно-десантных войсках.
Рав Авихай Ронски был командиром парашютно-десантной роты во время Войны Судного дня. За мужество проявленное в бою, он неоднократно награждался высокими боевыми наградами, на его счету сотни прыжков с парашютом. Генерал рав Ронски - житель поселения Итамар, командовал региональной бригадой Самария.
Предыдущий главный раввин ЦАХАЛа генерал-майор парашютно-десантных войск рав Авихай Ронски
В годы службы в должности главного военного раввина генерал рав Ронски провел определенные структурные изменения в военном раввинате - он считает, что место военного раввина не только в синагоге,но, в первую очередь - плечом к плечу с солдатами в рядах боевого подразделения, выполняющего боевую задачу. Под руководством генерала рава Ронского вышло в свет наставление «Прими участие в моём сражении: Система правил для ежедневного изучения для солдат и командиров в военное время», распространявшееся в войсках в ходе операции "Литой свинец" (см. ниже)
Структура военного раввината в общем и целом сответствует иерархии воинских частей соединений в армии. В подчинении Главного военного раввина находятся раввины войсковых частей и соединений, родов войск и военных округов.
Раввины полков и бригад имеют воинское звания капитан-майор и приравнены по положенным им правам к выпускникам высших учебных заведений. Главные раввины военных округов (Центрального, Южного и Северного) имеют воинское звание полковник. Главные раввины родов войск (Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Сухопутных войск и др.) имеют воинское звание подполковник. Главному военному кантору также присваивается звание подполковник.
В военном раввинате есть отделение кашрута, выполняющее контроль соблюдения религиозных норм службами продовольственного снабжения, и оделение Шаббата, контролирующее исполнение религиозных законов в армейских частях. В этих отделениях проходят службу инспекторы, осуществляющие надзор за кашрутом и соблюдением Шаббата.
На военнослужащих раввината возлагается также предоставление необходимых услуг религиозным солдатам. Это может быть выдача им молитвенников и предметов культа, нербходимых для организации религиозных служб в полевых условиях, решение вопросов по спорные с религиозной точки зрения ситуациям в армейской службе, то есть ответы на вопросы типа "Могу ли я в шаббат ездить на джипе НЕ в качестве водителя".
Офицеры и солдаты военного раввината носят форму и эмблемы тех воинских частей и соединений, в которых они проходят службу. На них распространяются те же уставные и дисциплинарные требования, что и на всех военнослужащих ЦАХАЛа. Считается важным, чтобы военнослужашие военного раввината, проходящие службу в войсках, полностью разделяли все тяготы и лишения армейской службы наравне со всеми офицерами и солдатами армейских подразделений. Военный раввин имеет право носить оружие и в случае боевых действий или нападения на расположение воинских частей, тоже обязан вступить в бой.
В дивизиях, которые в израильской армии формируются из отдельных бригад во время военных действий, имеются роты военного раввината, основным назначением которых является поиск и погребение военнослужащих, павших в бою, в соответствие со всеми требованиями иудаизма. Формируются такие роты из резервистов. Многие офицеры военного раввината являются выпускниками ешивот-хесдер (военных иешив), в которых изучение религиозных предметов сочетается с интенсивной армейской подготовкой по различным воинским специальностям. Выпускники ешивот-хесдер проходят службу в боевых частях и участвуют в боях.
В воинских частях и на армейских базах военный раввин находится в подчинении, как правило, командира части, или его заместителя по кадрам. В аппарат военного раввина входят офицеры по религиозным вопросам ("кциней дат"), а также проходящие срочную службу солдаты, выполняющие обязанности "раказ дат" - координаторов по религиозным вопросам.
Click to view
Учебный центр военного раввината. Офицерский курс
Военным раввином становятся двумя путями. Раввин, закончивший гражданскую ишиву и получивший смиху, может после призыва в армию пройти двухмесячные курсы армейских раввинов, после чего ему присваивается офицерское звание. Другой путь - получение смихи военного раввина непосредственно в армии. В этом случае солдат срочной службы заканчивает офицерские курсы и становится офицером по религиозным вопросам. Через несколько лет службы он может закончить курсы армейских раввинов и продолжить службу уже в этом качестве.
Аппарат военного раввината следит за исполнением норм кашрута в воинских частях и на базах, за соблюдением еврейских праздников и религиозных обычаев в военное и мир-ное время. На всех больших армейских базах действуют стационарные синагоги, для удовлетворения религиозных нужд военнослужащих на удаленных точках организуются ре-гулярные их посещения офицерами военного раввината. В последние годы, в связи с тем, что многие военнослужащие-репатрианты из стран СНГ происходят из смешанных семей, военный раввинат организует для желающих обучение для прохождения гиюра (перехода в иудаизм)
Click to view
Солдаты-неевреи проходят подготовку к гиюру
Репортаж М.Джагинова. RTVi.
Главный военный раввинат издает большое количество религиозной литературы, предназначенной специально для военнослужащих. К ней относятся сборники приказов и правил, разъясняющих исполнение религиозных обрядов в армейской среде, армейские молитвенники, содержащие, кроме обычных, специальные молитвы (к примеру, - молитва перед атакой, погружением подводной лодки, боевым вылетом и т.п.), календари и другие подобные издания.
На военный раввинат возложено также оказание содействия исполнению религиозных служб военнослужащими ЦАХАЛа христианского, друзского и мусульманского вероис-поведаний.С этой целью офицеры военного раввината взаимодействуют со священослужителями соответствующих вероисповеданий. Военный раввинат также оказывает содействие в исполнении религиозных обрядов военнопленным различного вероисповедания.
При принятии присяги происходит торжественная церемония вручения военных молитвенников молодым солдатам. Военнослужащие-иудеи получают ТАНАХ, военнослужащим-христианам вручается Библия, а военнослужащим- мусульманам - Коран.
На военнослужащих-атеистов, а они составляют заметную часть среди личного состава израильской армии, запрещается оказывать какое-либо религиозное давление. Они не обязаны соблюдать религиозные законы касательно праздников, постов, участия в религиозных службах. В реальных армейских условиях после подьема и утреннего кросса верующие-солдаты получают время на молитву. В это время их сослуживцы-атеисты могут привлекаться к уборке территории части, к спортивным занятиям
Важным направлением деятельности военного раввината является его участие в подготовке документов, определяющих моральные и этические нормы поведения военнослужащих в соответствии с основополагающими принципами иудаизма. В ЦАХАЛе предъявляются жесткие требования к моральным и нравственным устоям военнослужащих.
Документ «Этический кодекс бойца ЦАХАЛа», подготовленный совместно военным раввинатом и Генеральным Штабом гарантирует чистоту израильского оружия и определяет нормы взаимоотношений не только между военнослужащими, но и отношение к солдатам и мирному населению противника. Израильский воинский менталитет базируется на основополагающем принципе иудаизма о бесценности человеческой жизни. Причем этот принцип распространяется не только на самих израильтян, но и на противника.
Click to view
Ансамбль солдат военного раввината
Число религиозных военнослужащих в ЦАХАЛе имеет тенденцию к увеличению. Для них характерна высокая мотивация к воинской службе, поскольку защита Эрец Исраэль является для евреев священным долгом, "мицвой". 40% всех офицеров ЦАХАЛа являются религиозными людьми. В армии действуют специальные военно-учебные заведения, в которых подготовка военных профессионалов сочетается с углубленным изучением ТАНАХа К их числу принадлежат командный колледж «Ор-Эцион» и военные ишивы (ешивот хесдер). Кадеты религиозных военных школ проходят, как правило, подготовку в качестве командиров и бойцов пехотных и воздушно-десантных войск.
Военный Раввинат проводит важную работу для укрепления духовных и нравственных ценностей израильской армии.
Службы военных капелланов-раввинов есть во всех армиях, в которых проходят службу военнослужащие евреи. К их числу в первую очередь относятся армии таких стран, как США, Великобритания, Франция. Военные капеланы-раввины в этих армиях, как правило, назначаются из кадровых офицеров иудейского вероисповедания, которых армия направляет на обучение в религиозные учебные заведения.
Главный раввин Французской армии генерал Хаим Корсиа
В Российской армии также есть некоторый опыт службы военных раввинов. Так, после Февральской революции в 1917 году, тогдашнее Временное правительство ввело должность главного раввина российской армии. Первому главному раввину российской армии был присвоен чин подполковника.
Во время операции "Литой свинец" в секторе Газа, проходившей в январе 2009 года, военный раввинат распространил в войсках, задействованных в боевых действиях, наставление «Прими участие в моём сражении: Система правил для ежедневного изучения для солдат и командиров в военное время».
Наставление оформлено в виде календаря, в котором каждая страница посвящена определённому дню, и включает в себя проповеди, вопросы и ответы, прямо саязанных с войной.
Наставление представляет собой сборник цитат из книг рабби Шломо Авинера, одного из выдающихся проповедников религиозного сионизма и идеи Великого Израиля. В наставлении разьясняются нравственные проблемы, связанные с заселением Страны Израиля, с запретом отдавать эту землю и с поведением воинов в ходе боевых действий при обороне Страны Израиля.
В наставленни, в частности, разъясняются следующие вопросы:
Святость и неделимость Страны Израиля:
“... Но сейчас заповедь заселить нашу землю снова выступает на передний план, как Нахманид* написал в своих комментариях к Книге Заповедей Маймонида** , где даются указания не отдавать нашу землю, не оставлять ни клочка нашей земли незаселённой, и также указывается не оставлять её другому народу, а держать под нашим правлением, и на этой земле будет находиться наше государство, и мы не оставим ни части её в руках других.
Тора приказывает нам построить наше государство на ней и запрещает отдать даже миллиметр её гоям, в форме всевозможных извращений и глупости создания автономии, анклавов и прочих национальных слабостей. Мы не отдадим её в руки другого народа, ни мизинца, ни кусочка ноготка её».
«Мы должны быть счастливы каждым крошечным исполнением пророчества. Нация не рождается в один день. Иудеи не вернутся на эту землю за один день, нация целиком не воспылает любовью к Иудее и Самарии, и не начнёт соблюдать субботу и есть кошерную пищу».
Отношение к "палестинцам" и к их претензиям на Страну Израиля
«Вопрос: могут ли современные "палестинцы" быть сравнены с филистимлянами прошлого? Если это так, то можем ли мы использовать в наше время военные стратегии Самсона и Давида?
Ответ: Они могут быть сравнены. Потому что филистимляне того времени не были коренным народом, а вторглись из другой страны... Подобно нашему народу, ушедшему из Египта, филистимляне сбежали из Кафтора*** под предводительством Каслухима**** ... Они захватили Землю Израиля, землю, которая им не принадлежала, и стали претендовать на политическое господство на нашей земле. Как писал Виленский гаон*****: «Филистимляне были очень враждебны по отношению к израильтянам и не разрешали им принимать участие в управлении государством».
Сегодня мы сталкиваемся с той же проблемой. "Палестинцы" утверждают, что они заслуживают права иметь здесь государство, хотя в действительности в пределах нашей страны никогда не существовало ни палестинского, ни арабского государства. Более того, большинство из них являются вновь прибывшими, они приехали сюда не так давно, незадолго до Войны за Независимость».
Беспощадность к врагу:
“... Мы должны действовать издалека, насколько это возможно, с целью сохранить жизни наших солдат. Конечно, мы не стремимся пролить кровь нашего врага, но если у нас нет выбора, кровь наших солдат для нас важнее крови наших врагов. Тот, кто милостив к жестоким, проявляет жестокость по отношению к милостивым. Если ты щадишь жестокого врага, то тем самым ты проявляешь жестокость к ни в чём не повинным и честным солдатам. Это ужасно аморально. Это не игры в парке развлечений, где спортивная этика учит делать уступки. Это война против убийц. На войне как на войне»
«Было бы лучше, если бы вместо сражения на мечах сыновья Иуды могли бы научиться использовать луки и воевать на расстоянии. Это была бы более утончённая война, в том смысле, что мы сохранили бы жизни наших дорогих солдат, и не обязательно за счёт того, что щадили жестокого врага. Наоборот, иногда врага легче уничтожить на расстоянии, чем с близкого расстояния мечом или чем-то ещё. Жестокость сама по себе не является плохим качеством, всё зависит от того, когда она проявляется. Мудрец сказал, что нельзя проявлять милость по отношению к кому-либо жестокому».
Наш учитель рабби Кук***** сказал, что по-настоящему нравственным является не тот человек, который проповедует добро, а тот, кто сражается со злом.
Таким образом, наши святые праотцы иногда проявляли жестокость в сражениях с врагом, потому что это был единственный способ борьбы с ними. Существует правило: жестокость - это нехорошее качество, но когда она необходима, то становится хорошим".
Примечания:
*Нахманид(1194 - 1270) - рабби Моше Бен-Нахман; один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмуда, каббалист, поэт.
**Маймонид (1138, Кордова - 1204, Каир) - выдающийся еврейский философ, раввин, врач и разносторонний учёный, кодификатор законов Торы. Духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков вплоть до нашего времени.
*** существует множество вариантов того, где могло располагаться это место. Современные теологи считают, что в Библии под этим названием упоминался Крит.
**** сын Мизраима, сына Хама, от которого произошли филистимляне.
*****Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Белоруссия - 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва; Виленский Гаон - раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства. Основатель миснагедского (или литовского) направления в иудаизме. Само слово "Гаон" в переводе с иврита означает "Гений".
****** Раввин Авраам Ицхак Кук (1865, Грива, Латвия - 1935, Иерусалим). Крупнейший раввин, каббалист и общественный деятель начала XX века. Создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой, создание Государства Израиль является началом мессианского избавления.