14 ноября 2012 года на сайте ЦАХАЛа в социальной сети Twitter появилось сообщение: ""Армия обороны Израиля начала широкомасштабные боевые действия в секторе Газа против баз палестинских террористических организаций, главными из которых являются Хамас и Исламский Джихад."
Это сообщение вошло в историю - впервые о начале войны было объявлено не в заявлении главы государства, опубликованном в традиционном средстве массовой информации, - оно появилось в социальной сети Интернета.
Лейтенант Алиса Ландес - пионер в Интернет-войне
Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2013
© 2013 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора - запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.
Александр Шульман
Фронт проходит через Интернет
14 ноября 2012 года на сайте ЦАХАЛа в социальной сети Twitter появилось сообщение: ""Армия обороны Израиля начала широкомасштабные боевые действия в секторе Газа против баз палестинских террористических организаций, главными из которых являются Хамас и Исламский Джихад."
Это сообщение вошло в историю - впервые о начале войны было объявлено не в заявлении главы государства, опубликованном в традиционном средстве массовой информации, - оно появилось в социальной сети Интернета.
В ходе боевых действий, развернувшихся в секторе Газа в ноябре этого года, израильская армия, наряду с традиционным оружием на поле боя, впервые широко использовала Интернет и социальные сети для ведения разъяснительной и пропагандистской работы с миллионами интернет-пользователей по всему миру.
На страницах израильской армии в Twitter и Facebook можно было практически в реальном времени следить за ходом операции “Облачный столп”. На них подписаны более двух миллионов человек, на них ежедневно заходят зарубежные журналисты, освещающие конфликт. Израильские военные считают, что с помощью активного воздействия на социальные сети удастся выполнить и такую сложную задачу, как склонить общественное мнение на сторону Израиля.
Это означает, что Интернет становится таким же полем боя, как и традиционные поля сражений - ведь по степени воздействия на общественное мнение результаты пропагандистских операций не уступают успехам, достигнутым на полях сражений.
Click to view
Еще в начале 2010 года глава израильской военной разведки генерал-майор Амос Ядлин заявил: «Киберпространство представляет собой пятое измерение ведения войны помимо суши, моря, воздуха и космического пространства. Война в киберизмерении имеет такое же большое значение, как и война в воздухе в XX веке».
Израиль является сверхдержавой в сфере высоких технологий - сегодня практически в каждом компьютере и сотовом телефоне стоят чипы и используются программы и алгоритмы, разработанные в многочисленных израильских научно исследовательских центрах. Понятно, почему Израиль стал одним из первых государств в мире, осознавших неограниченные возможности кибероружия.
По данным швейцарского издания Le Temps, в июне 2007 года министр обороны Эхуд Барак и глава военной разведки генерал Амос Ядлин приняли решение сделать кибервойну одним из столпов военной стратегии. Наряду с разнообразными технологическими видами кибервойны, в Израиле получило развитие и такое новое направление как активное воздействия на общественное мнение посредством New Media.
Израильские эксперты определяют термином New Media социальные сети, сайты обмена файлами, форумы и поисковые системы, возникшие в последние годы с появлением интернета.
Впервые идея использовать армией социальные сети возникла у 25-летней Элизы Ландес, лейтенанта пресс-службы израильской армии, в начале 2009 года. Тогда ЦАХАЛ проводил войсковую операцию в Газе, освещать которую в Израиль прибыли тысячи журналистов со всего мира. Но командование ЦАХАЛа ввело запрет на допуск журналистов в зону боевых действий и они томились, лишенные информации.
Лейтенант Алиса Ландес - пионер в Интернет-войне
Лейтенант Элиза Ландес, в силу юного возраста, гораздо лучше разбиравшаяся в интернет-технологиях, чем ее начальство в полковничьих и генеральских погонах, решила на свой страх и риск давать информацию о ходе боевых действий в социальных сетях, минуя традиционные СМИ.
Тогда, на рубеже 2008-2009гг., Facebook только что открылся, и он считался игрушкой для детей. Хранилище видеофайлов YouTube также не воспринималось как средство распространения информации, а было лишь способом приятного времяпровождения офисного люда.
Однако лейтенант Ландес первой поняла неограниченные возможности интернет-ресурсов для проведения широкомасштабной пропагандистской компании.
У нее уже скопилось множество видеофайлов, снятых с бортов беспилотников, наносивших удары по целям террористов в Газе. Это были видео, снятые для служебного пользования и их не предполагалось использовать для широкой публики.
Она решила, что эта информация может представлять интерес для самого широкого круга пользователей и она создала свой блог в самом популярном и общедоступном тогда интернет- сервисе YouTube, позволяющем загружать и просматривать видеофайлы.
Неожиданно инициатива лейтенанта Элизы Ландес завоевала широкую популярность в Интернете - ее видео материалы и пропагандистские тексты смотрели более двадцати миллионов пользователей со всего мира, на их основе формируя свое мнение о событиях в Газе.
Теперь высокое военное начальство убедилось в эффективности инициативы лейтенанта Ландес по ведению активных мероприятий в социальных сетях. Лейтенант Ландес получила под свое начало десять солдат и финансирование в объеме почти двух миллионов долларов и приступила к выполнению новых заданий в Интернете и социальных сетях.
Ализу Ландес на посту начальника подразделения по работе в социальных сетях сменил лейтенант Саша Дратва. Ему 25 лет, он родился в Бельгии и в возрасте восемнадцати лет из сионистских побуждений репатриировался в Израиль, где вскоре призвался в армию. Армейскую службу он проходил в разведке пехотной бригаде НАХАЛь. После демобилизации он изучал в университете маркетинг и технологии общественных отношений и вскоре применил свои знания в компании по борьбе с клеветой на Израиль.
Он не колеблясь принял новое предложение.
Лейтенант Саша Дратва
Саша Дратва считает, что эта работа наиболее полно отвечает его сионистским устремлениям и любви к Родине:
"Мы хотим просто объяснить людям, что происходит в Израиле, и мы полагаем, что делать это лучше всего на языке социальных сетей Facebook и Twitter".
" Я хочу, чтобы через Интернет мир увидел реальный ЦАХАЛ - армию, стоящую на защите прав и свобод мирных граждан, Мы хотим воздействовать через новые каналы на миллионы интернет-пользователей по всему миру, чтобы каждый из них мог со своего персонального компьютера получать правдивую информацию о действиях израильской армии. И эта информация станет ответом на антиизраильскую клевету, которой, зачастую, заполнены традиционные СМИ".
У лейтенанта Дратвы много новых идей, которые он стремится воплотить в жизнь. К их числу относятся планы использовать для пропагандистской работы в Интернете новые технические средства, чтобы информация стала доступна владельцам смартофонов и электронных планшетов. Это привлечет новые категории потребителей информации.
Инфомация должно быть максимально доступна широкой общественности, считает лейтенант Дратва - "у нас нет времени для длинной цепочки согласований, мы должны ковать железо, пока горячо - быстро и целенаправленно".
Как считают эксперты, мир еще никогда не сталкивался с тем, чтобы армия использовала New Media с такой интенсивностью. Интернет-стратегия израильской армии может стать прецедентом с точки зрения связей с общественностью и в других областях: ведь социальные сети - это новейшие средства массовой информации, принципиально отличные от традиционных СМИ - их целевой аудиторией является миллиард человек только в Facebook и с их помощью информация в реальном времени приходит в каждый дом.
Как считают израильские эксперты, социальные сети дают две возможности. Первая - это возможность вести разговор. И это не улица с односторонним движением, это взаимное общение, и израильская армия хочет в нем участвовать. Вторая - это возможность обходиться без посредника, таких, как традиционные СМИ. Военные хотят разговаривать с аудиторией напрямую, потому что считают, что порой посредник не представляет точку зрения ЦАХАЛа как следовало бы.
Созданные в израильской армии технологии активного воздействия на общественное мнение посредством Интернета, получившие название New Media, сегодня завоевывают все новые интернет-ресурсы: теперь ЦАХАЛ действует практически на всех доступных интернет-платформах.
Click to view
Выступление лейтенанта Ализы Ландес на Герцлийском Форуме 2011 с Докладом "New Media как стратегическое оружие"
Впрочем, как считают эксперты, присутствие в социальных сетях определяется не только наличием блогов, но, в первую очередь, их популярностью в сети, что отражается числом посетителей, их интересом к представленным в блогах материалам, проявляемым в комментариях, вопросах и знаках одобрения. Потому блоги должны быть в топе поисковых систем, быть максимально доступны и интересны для пользователей со всего мира, иначе присутствие в сети теряет всякий смысл.
Идеологию New Media изложила офицер израильской армии подполковник Авиталь Либович, отвечающая за службу информационной войны в интернете:
“Мы стараемся охватить как можно больше людей по всему миру, не получающих необходимую информацию через ее традиционные источники. Мы хотим наладить контакты с этой аудиторией и влиять на нее по мере возможностей, предоставляя ей информацию в виде видеофайлов и другими способами”.
Для пропагандистской работы в киберпространстве необходимы специально подготовленные кадры. Как считают израильские эксперты, невозможно использовать традиционные методы информирования, принятые в военной среде - военные, по сути своей, закрыты от гражданской аудитории, они более грубы и прямолинейны. В социальных сетях необходимо вести себя иначе, ведь они созданы для открытого интерактивного общения и диалога и предполагают много эмоций.
По мнению командования израильской армии, в социальных сетях происходит подлинная революция во взглядах общественности на военных - они должны перестать выглядеть аморфной безликой массой. В израильской армии считают, что новые технологии кибервойны требуют понимания у командиров всех уровней. С этой целью вводятся специальные курсы в военных училищах и академиях. Младшим офицерам, командирам рот и батальонов рекомендуется открывать свои личные блоги в социальных сетях, насыщая их фотографиями и видео-материалами. В них они могут с индивидуальной интонацией, прямо из бункеров и бронетранспортеров, рассказать обо всех подробностях боевых операций и своей повседневной службы - именно через открытость и доверие, через прямое общение лежит путь к сердцам миллионов интернет-пользователей
Только новое поколение 18-летних, родившихся и выросших в мире, пронизанном интернетом, способно адекватно решать эти нетривиальные задачи: они знают, как эффективно работать с социальными сетями, как продвигать онлайн-контент и как бороться в Интернете.
Лейтенант Саша Дратва называет своих солдат «элитой новых средств массовой информации Армии обороны Израиля". Это молодые солдаты из числа компьютерных фанатов-хакеров, уроженцы страны и новые репатрианты. Они буквально родились в виртуальной компьютерной реальности и потому обладают богатым профессиональным опытом работы в Интернете. Им есть, что сказать миру и армия старается наиболее эффективно использовать их уникальные способности в борьбе за доброе имя Израиля.
Click to view
Лейтенант Дратва говорит: "Каждый из моих солдат понимает значение нашей работы, диапазон возможностей, которыми мы обладаем, и важность доказательства нашей правоты. Мы боремся с клеветой на Израиль, и этот интернет-фронт борьбы против наших врагов не менее значим, чем тот, что ведут танки и артиллерия".
" Мы получаем значительные инвестиции и ресурсы, но главная наша сила сосредоточена в этих молодых солдатах, чья решимость и самоотверженность превратили социальные сети в поле битвы за умы и сердца мировой общественности"
Сегодня в службах кибервойны Израильской армии задействованы тысячи военных специалистов-компьютерщиков. По некоторым данным, их число превышает личный состав пехотной дивизии.