Под гнетом бюрократии: бутафорская наука, бутафорское образование.

Sep 01, 2012 20:30

Университетская бюрократия жирует, расходуя бюджетные деньги и деньги платных студентов на себя и, соответственно, превратив учебный и научный процессы в бутафорию.

Реально университетская наука и образование сегодня превращены в своеобразную игру, имитирующую наличие науки и образование. Эта имитация скрывает главное, чем озабочена бюрократия и что составляет реальный (на сегодня) смысл существования университета - личное обогащение работников административного аппарата, - университетских управленцев. К ним можно отнести заведующих кафедрами, деканов, их многочисленных заместителей, множество созданных на каждом факультете отделов с соответствующими начальниками, и далее, выше - огромный штат ректората и др. Эти люди могут с полным основанием быть вполне довольными жизнью (хотя, стоны о том, "как много они работают"- их каждодневная "песня": как известно, ни одна бюрократия без нее не обходится).

Дело не только в том, что несколько лет назад , "в связи с переходом на новую систему" административные должности в университете сделали высокооплачиваемыми - за заведование кафедрой 30 тыс. руб, декан (он же, как правило, зав. одной из кафедр, т. е. 30 тыс.) - 50-60 тыс. (при этом за ними сохраняется ставка профессора - 30 тыс руб.). Ставка же рядового профессора - 30 тыс., доцента и ассистента, - вообще, копеечные, - если учесть, что средняя зарплата работников (т. е.непредпринимателей) по Москве - 57 тыс.

Дело еще и в том, что ограниченный круг управленцев получил с свои руки возможность распоряжаться всеми материальными ресурсами, выделяемыми университету - квартирами, земельными участками, по своему усмотрению они выделяют нужное оборудование "нужным" работникам, распределяют гранты, заграничные командировки за бюджетный счет и др. Они же определяют распределение дополнительных выплат (премий), критерии этих выплат, в которых львиную долю занимает не научная и преподавательская, а административно-организационная работа. Гриф учебника, учебного пособия присваивается ими же - кому, каким авторам, - разъяснять не надо. Скажу и о том, что в МГУ проработавший деканом более или менее длительный срок автоматически становится член-корром РАН, а затем академиком. Простой профессор, будь он даже и "семи пядей во лбу" в области своей науки, этих званий никогда не получит - хотя исключения, разумеется, бывают.

Сложившаяся ситуация подталкивает всех преподавателей и научных сотрудников не к тому, чтобы посвятить себя науке и образованию, а к тому, чтобы направить все усилия на борьбу за занятие административного кресла. Ибо каждый понимает, что без административной должности, - он полное ничто. Сколько бы он ни делал для науки, сколько бы сил ни вкладывал в преподавание, - он никогда не будет реально замечен и отмечен (в лучшем случае - символически).

Конечно, сказанное в большей мере относится к социально-гуманитарным специальностям. В естественно-математических, иногда, ценой неимоверных усилий, порой можно, вероятно, вырваться из-под гнета бюрократии. Но на социально-гуманитарных факультетах и дисциплинах бюрократия, рассматривая свое существование и благополучие как самоцель, а преподаваемые дисциплины как средство, прямо и непосредственно уничтожает эти дисциплины.

Так, на просьбу одного из профессоров увеличить количество часов для прочтения курса, заведующий кафедрой ответил: "Какая тебе разница, сколько часов? Ну наболтай им что-нибудь! Ты, что не можешь?!"

Как изменить систему? Нужно, конечно, сделать так, чтобы не преподаватели и ученые служили бюрократии (как это имеет место сейчас), а бюрократия служила преподавателям и ученым.

Должна измениться психология: бюрократ (управленец) - не командир, а обслуживающий персонал, призванный обеспечить эффективную работу ученого и преподавателя.

Второе, и самое важное. Управленец НЕ должен заниматься научно-преподавательской деятельностью.Менеджер науки и образования, - с одной стороны, и ученый-преподаватель - качественно разные виды деятельности.

Управленец (зав. кафедрой, декан и его заместители) ЦЕЛИКОМ посвящает себя организационной деятельности по обеспечению учебного процесса и научных исследований, по продвижению научного и учебного продукта (например, учебника в издательство, а затем в торговую сеть, поиску покупателя изобретения и т. п.), НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не вмешиваясь в процесс научного исследования и преподавания.

Именно такая система успешно работает в ведущих университетах мира. К ней надо переходить.

Иначе, сколько бы средств государство ни выделяло на университет, львиная доля их уйдет на удовлетворение потребностей тех, которые формально являются одновременно и учеными и управленцами, а в действительности - ни теми, ни другими, - а наука и образование не продвинутся ни на шаг.

Бюрократизация образования.

Previous post Next post
Up