Автор очерка благодарит рецензента Макса
spintongues Немцова за бесценные комментарии, правки и вдумчивое профессиональное хихиканье.
Автор также выражает признательность Андрею Кнышеву, Эдди Иззарду, Руби Роду,
"Шоу Фрая и Лори", "Воздушному цирку Монти Питона" и Стиву Мартину.
Эта работа посвящается замечательному химику-неорганику Андрею Николаевичу Григорьеву, 20 лет назад невольно предложившему тему этого очерка,
а также всем выпускникам Химического факультета МГУ 1998 года.
Прежде чем приступать к исследованию взаимной соотнесенности пения и зрения, нам следует разобраться, что есть пение и что есть зрение, - во всяком случае, ни одно серьезное размышление вслух не должно начинаться без прояснения терминологии и некоторого экскурса в историю и мифологию вопроса.
Пение вообще
Итак, начнем с пения. Пение есть издавание звуков голосом живого организма, оборудованного ртом, который, в свою очередь, имеет логическое продолжение в виде остального живого организма, наделенного отчетливыми потрохами. Не следует путать звуки, издаваемые живыми организмами ногами, руками, головогрудью, огузком и иными частями тела, не являющимися ртом, с пением
[1]. «Пение» пчел, цикад, стрекоз и иного гнуса - не точное применение термина, а Николай Николаевич Дроздов
[2] (музыка Ариэля Рамиреса
[3]).
Пение в некоторых случаях выгодно отличается от говорения наличием тональности и ритма. А в некоторых случаях отличается невыгодно, разумеется, - нам видится, что дополнительные разъяснения без необходимости загромоздят текст, с чем он (текст) справится без внешней помощи. Пение можно производить единолично, а также дуэтом, трио, квартетом, небольшим, впечатляющим, а также вселенским хором, в сопровождении музыкальных, слесарных, бытовых и иных инструментов, в уединенной лесной сторожке, в горах (опасайтесь, однако, схода снежных лавин - вставайте повыше), на берегу моря, на центральных и периферийных улицах больших, средних и малых городов, со сцены любого масштаба, из корыстных, эстетических, истерических, утопических, невропатических, экстатических и некоторых других соображений.
Остановимся чуть подробнее на физическом аспекте пения. Пение как издавание некоторой последовательности звуков полагается на работу легких как мехов, гортани - и размещающегося в ней голосового аппарата, - а также грудных и черепных пазух, выполняющих функции резонаторов. Отдельно отметим язык, небо, зубы и губы, при помощи которых у большинства из нас отменно получается лепить гласные, согласные и их комбинации практически без всяких ограничений. Разумеется, речь в данном случае идет о человеческом пении, хотя, как мы понимаем, суматранским лягушкам или, скажем, чепрачным тапирам тоже даются как некоторые гласные, так и некоторые согласные - правда, в строго определенных комбинациях. Разнообразные записи голосов живой природы легко найти в сети интернет, что автор и рекомендует вам проделать - звуки, издаваемые сытыми, довольными и находящимися на значительном от нас расстоянии живыми организмами, как было давно замечено нашими предками, оказывают успокаивающее, умиротворяющее действие на психику человека, особенно на жителя мегаполиса.
Пение у вида Homo sapiens
Выражение экзальтации в мире животных при помощи пения сравнительно недавно привело к становлению, в частности, русской вокальной школы, а также эстрадного вокала, в котором, например, различают такие приемы как хрип
[4], субтон, обертоновое пение, вибрато, глиссандо, фальцет, микст, йодль
[5], штробас
[6] и другие
[7].
На разных этапах становления и развития нашего с вами биологического вида пение применялось практически к любому делу, за какое бы мы ни брались, будь то битва, жатва, молитва, бритва, жратва или моя любовь на пятом этаже
[8]. Ни один наш приметный подвиг любого масштаба не обошелся без оратории
[9], каватины
[10] или хотя бы хабанеры
[11].
Эмоциональный аспект пения впрямую связан с нашими дальнейшими рассуждениями. Безэмоциональное уединенное пение - редкое переживание для практикующего, особенно примечательное своей фундаментальной экзистенциальной
[12] бессмысленностью. Безэмоциональное пение при свидетелях - редкое переживание для всех участников. Эмоциональное же пение - здоровая норма для высших приматов и некоторых других представителей животного царства [оборудованных ртом - прим. авт.]: пение вообще зародилось в неолите, судя по всему, от избытка чувств, выражение которых до этого сводилось преимущественно к мордобою или прокреации. Возвышенная традиция воспевать собственные расторможенные реакции на происходящее -- условно -- снаружи и - условно -- внутри индивида, применяющего пение, - в одиночку или коллективно - не только устойчива, но и дала нам основания создать это эссе. Но об этом позже.
Некоторые исполнители прошлого и настоящего (и, можно смело предположить, будущего), ухитрялись и умудряются (и будут добиваться этого эффекта, рискнем спрогнозировать, и впредь) изящно выдавать задушевный разговор за пение - такова сила эмоциональной включенности исполнителя, что слушатель словно забывает о разнице между говорением и пением. Широко известные композиции True Love Will Never Fade Марка Нопфлера
[13] или Tom’s Diner Сюзанны Веги
[14] - яркие тому примеры.
Попробуйте применить инструмент пения к повседневной речи - официальному пленарному докладу, заказу буженины в мясном отделе, телефонному разговору со старшим (или младшим) родственником, оживленной (нецензурной) дискуссии с коллегой и другим. Вы немеденно заметите, насколько сильно и мгновенно этот простой эксперимент повлияет на ваши отношения с оппонентом - по крайней мере до того момента, как оппонент сочтет необходимым помочь вам медицински. Последнее, если вдуматься, странно: слегка напрягшись ментально (и/или при содействии поисковых систем сети интернет), вам удастся мобилизовать примеры такого применения пения в мировой культуре. Однако справедливости ради отметим, что подобная алогичность восприятия характерна далеко не только для пения по любому поводу, но и для многих других спонтанных и непосредственных проявлений человеческой природы.
О других проявлениях пения
Язык недвусмысленно свидетельствует о способности человеческого существа производить пение не только голосовым аппаратом, но и другими своими частями. Многим (вероятно, большинству) из нас известно пение сердца, души, ног (обычно в технике обертонового пения, т.е. гудения). Эти виды пения мы рассмотрим справочно, для полноты картины, но подробно останавливаться ни на одном не станем: это тема отдельного исследования. Отметим лишь одну интересную закономерность: внутренние органы пением выражают позитивные эмоции (радость, экзальтацию, триумф, безмятежность и др.), в то время как с внешними все не так однозначно.Что интересно: о пении предплечий, поджелудочной железы, подмышек или костей малого таза нам практически ничего не известно.
Объединим все обсужденные виды пения в таблицу:
Орган пения
Физические проявления, наблюдаемые невооруженным глазом или с помощью приборов
Голосовой аппарат
Механические колебания воздуха разной частоты и амплитуды
Душа
Напряжение определенных лицевых мышц, интерпретируемое внешним наблюдателем как улыбка; изменение выражения глаз на мечтательное / торжествующее / безмятежное / довольное / умильное
Сердце
Напряжение определенных лицевых мышц, интерпретируемое внешним наблюдателем как улыбка; изменение выражения глаз на мечтательное / торжествующее / безмятежное / довольное / умильное
Ноги
Может не иметь никаких внешних проявлений, однако если субъект, чьи ноги поют (гудят), размещает упомянутые ноги на стене / табурете / козетке так, чтобы они были на уровне таза или выше оного, одновременно издает вздох облегчения и расслабляет мышцы лица, можно с уверенностью говорить, что за несколько минут до этих манипуляций ноги у него пели («гудели»)
Лексическое многообразие описания пения
В русском языке (да и в других) существуют десятки слов, связанных по смыслу с глаголом «петь». Приведем лишь несколько:
голосить;
тянуть, подтягивать;
мурлыкать;
горланить;
орать;
вторить;
басить;
пищать;
драть глотку;
выть;
кукарекать;
квакать;
фальшивить;
заткнись и никогда больше тут не пой;
и т.д.
Зрение вообще
Зрительная система человека - сложное биологическое устройство, расположенное в верхней части вертикально стоящего головой вверх организма. Эволюция
[15] поработала на славу, и благодаря ей человек - независимо от особенностей своего текущего размещения в пространстве - способен воспринимать электромагнитное излучение в видимом спектре и, в большинстве случаев, извлекать из увиденного те или иные выводы при помощи дополнительного оборудования, обиходно именуемого головным мозгом.
Периферическим органом зрения у млекопитающих в большинстве случаев являются глаза
[16]. Чудо зрения ученые сводят к химическим реакциям распада родопсина и йодопсина в палочках и колбочках: первые отвечают за невыразительное облезлое сумеречное зрение, вторые - за буйство и кипение красок дня.
Практическим приложениям зрения, говоря строго, нет числа, и даже есть вещи, на которые глаза бы наши не глядели, но у них нет выбора - поскольку нет, согласно общепринятому мнению, самостоятельной воли. Есть ли выбор у обладателя глаз, смотреть на то или иное или нет, - вопрос философский и предмет отдельного глубокого и всестороннего исследования; попытки подобных исследований предпринимались неоднократно, однако говорить о безоговорочно однозначных результатах пока не приходится, и вопрос с хорошей точностью можно считать по-прежнему открытым.
Зрение - богатое понятие, гораздо богаче пения. Начнем мы с того зрения, которое производится непосредственно глазами, и, чтобы не путать его с другими видами зрения, станем обозначать его как «зрение глазами».
Зрение глазами - и как метод восприятия реальности, и как процесс - невероятно богато и занимательно для пытливого ума. Основными характеристиками зрения глазами являются световая чувствительность, острота, поле, бинокулярность, контрастная чувствительность, адаптация. В качестве побочных, но важных характеристик зрения глазами отметим: избирательность («в своем глазу бревно...»), высокомерие («вполглаза», «смотреть не на что»), манию грандиоза («во все глаза»), мнительность/трансцендентность («вижу то, чего нет»). Некоторые ученые склонны считать эти последние характеристики «зрительными иллюзиями» или «психологическими особенностями восприятия».
О других видах зрения Homo sapiens
Как уже было отмечено, помимо зрения глазами, человек располагает множеством других способов и органов зрения. Классики даже отмечали, что «зорко одно лишь сердце», а также способность человека «заглянуть в душу», «прозреть сущее» и видеть в другом человеке не подлежащие прямому обозрению феномены, например, внутреннюю красоту или разгильдяйство.
Суммируя некоторые альтернативные виды зрения, составим таблицу:
Орган зрения
Предмет наблюдения
Сердце, ср. «зоркое сердце»
Сердце другого человека; ум другого человека; психологические особенности другого человека
Сознание, ср. «всевидящее сознание»
Свои и чужие помыслы, намерения, мотивации, перспективы духовного и иного роста
Руки (преимущественно ладони и пальцы), ср. «зрячие руки (хирурга, гинеколога, массажиста)»
Физиологические особенности поверхности своего тела и тела другого человека; в некоторых случаях - досягаемые без хирургического вмешательства внутренние органы
Затылок, ср. «увидел затылком»
Долгожданный (или нежданный) человек или явление
Отдельно следует отметить феномен ясновидения. Вообще говоря, любой человек, не страдающий катарактой, не спящий в линзах, не моющий глаза шампунем, располагает ясным видением, и необходимость выделения ясновидения в отдельную категорию зрения продиктована частичной или полной неспособностью индивида корректно интерпретировать информацию, полученную через периферические органы зрения, т.е. глаза. Способность к корректной интерпретации (для начала следует выяснить, что это такое и, главное, каким лабораторным или иным эмпирическим способом установить степень этой корректности), как полагают некоторые, есть врожденная потенциальность любого индивида, но ее развитие в течение жизни зависит от такого количества переменных факторов, что попытка даже составить систему алгебраических уравнений, учитывающих все эти факторы, практически обречена на провал, не говоря уже о ее решении. Таким образом, ясновидение было и остается поводом для бесконечных научных, ненаучных и антинаучных споров, и уверенности в том, что споры эти когда-нибудь разрешатся, у автора этого очерка нет никакой.
О влиянии пения на зрение
Перейдем к оценке влияния пения на зрения - ключевой теме данного исследования. Представим результаты в виде матрицы:
Зрение
Глаза
Сердце
Сознание
Руки
Затылок
Пение
Голосовой аппарат
1
2
3
4
5
Душа
6
7
8
9
10
Сердце
11
12
13
14
15
Ноги
16
17
18
19
20
Итак, рассмотрим по порядку влияние всех видов пения на все виды зрения.
1. Исчерпывающей статистикой об улучшении или ухудшении зрения глазами при одновременной активации голосового аппарата современная наука не располагает, однако есть немало свидетельств, что при необходимости отличить, например, пихту от лиственницы с приличного
[17] расстояния можно начать петь нечто протяжное и удобное экспериментатору по регистру, и способность отличать деревья заметно
[18] улучшится.
2. Многократно и убедительно доказано, что существует прямая связь между активацией голосового аппарата и пением сердца: можно утверждать, что поющий по доброй воле человек располагает сердцем, которое в определенных ситуациях способно демонстрировать зоркость.
3. Существуют определенные певческие практики (буддийская, православная, исламская и многие другие традиции располагают такими практиками), улучшающие зрение сознания, однако строгие научные доказательства нам, ученым, еще предстоит собрать.
4. Для данной комбинации существуют лишь отдельные свидетельства: активация профессионально тренированного голосового аппарата, совмещенная с деликатным точечным массажем ушных раковин другого человека может создавать интересные оздоровительные и эстетические эффекты - как у испытующего, так и у испытуемого. Народное описание этой процедуры суммируется в выражении «ездить по ушам» - впрочем, крайне приблизительное, если не сказать ошибочное.
5. В немногих поставленных экспериментах обнаружена обратная зависимость: поющий при помощи голосового аппарата субъект как правило временно теряет затылочное зрение.
6. См. п. 2. Вообще существует гипотеза, что душа - побочный эфирный продукт функционирования коронарной мышцы.
7. Пение души, разумеется, влияет на зоркость сердца, однако влияние это, как показывают эксперименты, подчиняется стохастическим законам: пение души может приводить как к притуплению, так и к обострению зоркости сердца.
8. Аналогично п. 7.
9. Как правило, пение души слегка улучшает ручное зрение, однако есть и исключения: носитель поющей души Х может полагать, что он слегка поглаживает реципиента Y, однако из-за увлеченности пением это поглаживание может восприниматься реципиентом Y как ерошение или даже потрепывание, что не всегда воспринимается с признательностью. Иными словами, пение души может влиять на зрение рук притупляюще.
10. См. п. 5.
11. Аналогично пп. 2 и 6.
12. Пение сердца на зоркость сердца влияет по-разному.
13. Аналогично пп. 7 и 8.
14. Пение сердца благотворно воздействует на зрячесть рук, поэтому к массажистам в плохом настроении (сердце молчит, бурчит или зевает) лучше не обращаться.
15. Влияние пения сердца на зрение затылка зачастую аналогично таковому влиянию поющей души.
16. Часто пение ног и притупление зрения ошибочно впрямую связывают друг с другом, однако связь эта опосредованна: общая усталость организма обусловливает ухудшение функционирования всех его институций, а не только ног и глаз.
17 - 20. Никаких отчетливых закономерностей не обнаружено
[19].
Заключение
Подводя итоги этого научного исследования, можем утверждать: связь между пением вообще и зрением вообще существует, проявляется как в виде прямой, так и в виде обратной зависимости, а также демонстрирует отсутствие всякой связи; ставит новые интересные вопросы; открывает обширное поле для дальнейших исследований. Автор приглашает пытливые умы к эксперименту, постижению и прозрению в области установления других поразительных закономерностей, а также к творческому бреду.
[1] Любопытно: в японском фольклоре бытует существо (вернее сказать, несущество) под названием уван - бестелесный голос, населяющий заброшенные храмы и дома. Это ёкай, разновидность обакэ, т.е. «чудовища». Обакэ (бакэмоно) - букв. «то, что меняется», в точности как человеческий голос - уникальный, невероятно подвижный и изменчивый инструмент.
[2] Николай Николаевич Дроздов (р. 1937) - советский и российский учёный-зоолог, доктор биологических наук, профессор МГУ.
[3] Музыкальный аккомпанемент к телевизионной программе «В мире животных» в исполнении оркестра Поля Мориа, отрывок из кантаты для хора Navidad Nuestra на слова Феликса Луна (1964) и называется La peregrinación.
[4] Хрип - прием пения, при котором к чистому звуку примешивается известная доля другого звука, нередко представляющего собой звук немузыкальный, то есть шум.
[5] Йодль - особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков.
[6] Штробас - пение, при котором задействуется самый низкий вокальный регистр, и производство собственно звука происходит при помощи воздуха, проходящего через расслабленную, как бы «свободно колышащуюся» голосовую щель.
[7] Сноски в этом абзаце приводятся произвольно, по желанию автора эссе.
[8] Аллюзия на вокально-инструментальную композицию коллектива «Секрет» (1987).
[9] Автор затрудняется привести пример любимой оратории - все они по-своему дороги автору.
[10] Каватина Фигаро, например, авторства В. А. Моцарта.
[11] Автор отдельно рекомендует композицию La Habanera швейцарского вокально-инструментального коллектива Yello из музыкального альбома One Second (1987).
[12] Экзистенциализм - направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и бóльшим акцентом на глубине эмоциональной природы.
[13] Марк Фройдер Нопфлер (р. 1949) - британский рок-музыкант, певец и композитор, один из сооснователей коллектива Dire Straits.
[14] Сьюзен Надин Вега (р. 1959) - американская певица, автор песен и музыки на фольклорной основе, гитаристка.
[15] В рамках этой работы мы придерживались эволюционной теории возникновения видов.
[16] Язык и здесь осыпает нас своими богатствами: синонимический ряд для слова «глаза» поражает воображение изобилием. Вот лишь некоторые примеры: буркала, зенки, фары, ставни, очи, бельма, вежды, зыркалки, мигалки, лупетки, а также зеркала души (см. также «пение души» в разделе «О других проявлениях пения).
[17] Приличным будем считать расстояние, на котором невозможно разглядеть, чем именно занят стоящий в непосредственной близости от пихты/лиственницы человек мужского пола с приспущенными штанами.
[18] Для кого именно заметно, к сожалению, документально не поясняется.
[19] Да никто и не пытался, говоря строго.
Список литературы:
1.
На100льный календарь на 100 лет. Андрей Кнышев2.
Pure Drivel, by Steve Martin3.
The Complete Monty Python's Flying Circus, vols. 1, 24.
A Bit of Fry and Laurie, by S. Fry and Hugh Laurieи др.
Визуальные источники:
1. Шоу Эдди Иззарда разных лет
2. "Воздушный цирк Монти Питона", полное собр. соч.
3. Гугл