О Пушкине, Сальери, Медном всаднике - и великой силе слова
Как говорят, у нас в последнее время «поднялась волна интереса к истории»… не будем обсуждать, так это или нет - но уже слышатся сетования: мало, мол, снимают исторических фильмов! И романов мало пишут... Тут (не касаясь святого, вроде «художественных достоинств») хотелось бы заметить: гиблое это дело - изучать историю по романам! Сам Дюма-отец в своё время говаривал: «История - всего лишь гвоздь, на который я вешаю свою великолепную картину!» Проведшего полжизни в архивах Валентина Пикуля профессионалы критиковали нещадно! Александр наш Сергеевич Пушкин…
…К чему, собственно мы всё это говорим? К тому, что 18 августа 1750 года родился Антонио Сальери - с лёгкой (или, скорее, тяжёлой) руки нашего всего, известный почтеннейшей публике тем, что он отравил Моцарта. Написано чёрным по белому:
(Бросает яд в стакан Моцарта)
- Ну, пей же…
И далее:
Ты заснешь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные?..
(Само собой, трактовки этой маленькой трагедии различны - но оставим их литературоведам).
Штука в том, что у Сальери не было ни малейшей причины травить Моцарта (или кого бы то ни было другого). Особенно - из зависти. Антонио Сальери, проживший семьдесят четыре года, был успешнейшим музыкантом своего времени! (Куда более успешным, чем Моцарт - у которого он как-то выиграл состязание со своим дивертисментом «Prima la musica e poi le parole» - произведение, как и многие другие, часто исполняется и сегодня!)
Не забудем: времена это были для постоянно воюющей Европы непростые, и не очень музыкальные. Однако Сальери не только оставался её лучшим дирижёром (в Вене он пережил трёх австрийских императоров) - но и одним из наиболее популярных композиторов: одних опер (не считая другого), он написал около сорока!
Сальери был настоящей поп-звездой своего времени - и, в то же время, блестящим менеджером и педагогом. Среди его наиболее известных учеников назовём Бетховена (посвятившего Сальери три симфонии), Шуберта (которого мэтр учил бесплатно), Листа… и Моцарта, сочинениями которого он дирижировал, и, между прочим, - активно их продвигал!
Впрочем, нам известна только часть их взаимоотношений… Интересно, что полтора столетия спустя (в 1997-м) судебный процесс доказал: убийства не было… (Хотя история смерти Моцарта и впрямь оставляет немало вопросов). Некоторые специалисты полагают, что легенда появилась исключительно из «патриотизма» - в конце концов, итальянец Сальери для австрийцев оставался чужаком. В отличие от Моцарта! Наше всё у каждого своё…
…Идём дальше. Как раз 18 августа 1782 года состоялось торжественное открытие главного Питерского памятника Петру Первому - который известен нам как «Медный всадник». (Притом, что статуя Фальконе, разумеется, бронзовая!) Почему так? Опять не обошлось без А. С. нашего Пушкина, озаглавившего так свою гениальную поэму!
…Мероприятие было великолепно! Толпы разряженного народа, весь столичный «свет», гвардейские полки - и вот, по мановению самой императрицы, полотняная ограда падает, явив «изумленным очам зрителей Петра на коне»! Далее - всё как положено: салют, парад… между прочим, по торжественному случаю выйдет небывалая амнистия: помилуют всех приговорённых к смерти или телесному наказанию; освободят отмотавших более десяти лет за долги; прекратят все уголовные дела, затянувшиеся на те же десять лет…
…А вот сам Этьен Морис Фальконе на мероприятии не присутствовал, поскольку был отставлен вследствие то ли постоянных проволочек в работе - то ли каких-то не вполне ясных интриг - госзаказ и в те времена был делом скользким! (Между прочим, матушке-Екатерине француза рекомендовал не кто-нибудь, а сам Дидро!) Фальконе отбудет из негостеприимной России - и больше не создаст ни одной скульптуры!..
Специалисты разложили по полочкам сложную символику общеизвестной достопримечательности, потому нам нет нужды лишний раз задаваться вопросом о странноватой одежонке первого русского императора. Зато скептики с полным основанием могут утверждать, что попираемая царём змея - не столько символ, сколько конструктивный нюанс: ну невозможно было без неё придать изваянию устойчивость!..
Существует легенда, что в грозном 1812-м памятник, в числе других важных объектов культуры, собирались эвакуировать - как мы помним, Наполеон отнюдь не забыл о Питере, и продвигался к нему (хотя, и не слишком активно). Под мероприятие выделили бюджетные деньги; но тут одному из ответственных стал являться сон, в котором Пётр регулярно съезжал с постамента, и (с подобающим его восьмитонному весу грохотом) отправлялся, через полгорода, к своему преемнику - Александру I.
«Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, - вещал бронзовый царь, покачивая бронзовой же головой. - Но не бойся - покуда я на месте, моему городу опасаться нечего!» После чего возвращался на это самое место…
Слухи о навязчиво повторяемом сне были доложены Александру - и он дал отбой! (Возможно, у императора имелись другие основания - например, победы Витгенштейна, о которых мы вспоминали буквально вчера). Памятник остался на месте, судьба выделенных на его эвакуацию денег - неизвестна…
…Кстати, есть мнение, что именно эта история о скачущем по ночному Питеру пятиметровом Петре вдохновила А. С. Пушкина на известное произведение.
PS: Тут, конечно, возникает вопрос: насколько был прав Александр Сергеевич, когда писал про царя Александра Первого:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
… Впрочем, это - совсем другая история.
Напоследок. 18 августа 1964-го года родился Энди Дерис, вокалист «Helloween» на протяжении последнего двадцатилетия. Этому музыканту приписывают удивительно меткое замечание: «Не знаю, насколько именно нужна мелодия, но она должна быть».
Click to view
Но гораздо раньше, в этот же день 1933-го, родился блистательный режиссёр и лауреат всего чего можно в кино, Роман Полански, один из шедевров которого («Горькую Луну»), в своё время рекламировали на отечественном ТВ под песню загадочной певицы Сэм Браун «Стоп!»…
Click to view