О Народном Единстве
Сегодня страна в очередной раз скромно, но с достоинством отметит сравнительно новый праздник - День Народного Единства; при этом, по сведениям социологов, ещё недавно примерно половина сограждан довольно туманно представляла себе - что, собственно, празднуем. Разумеется, труды средств массовой информации, как обычно, не пропали даром - и численность осведомлённой публики неуклонно растёт…
Между тем, кое у кого к новому празднику есть претензии - и основных три: посвящён он неоднозначным событиям; даты взяты произвольно; и вообще - всё это, якобы, придумано только затем, чтобы благополучно отменить советский праздник 7 ноября - то есть день Великой Октябрьской Социалистической революции. (С последним пунктом можно было бы почти согласиться - с 7 ноября и впрямь получилось не очень. Теперь в этот день мы отмечаем годовщину исторического Московского парада 1941 года, и он перестал быть выходным. Однако - нам никуда не деться от факта, что парад в осаждённой столице, в свою очередь, проводился как раз в ознаменование очередной годовщины революции!)
С другой стороны - того государства, которое эта революция провозгласила, уже два с лишним десятилетия не существует. А раз так - было бы довольно странно праздновать годовщину того, что мы же сами (скажем так) упразднили…
…Теперь к истории - многие говорят, что праздник буквально выдуман на ровном месте. А вот это не так! То есть название - да, несомненный новодел, но сама дата 4 ноября - это действительно старинный государственный праздник, учреждённый ещё царём Алексеем Михайловичем в далёком 1649 году. В этот день (22 октября по старому стилю), отмечалось «Празднование Казанской иконы Божией Матери и освобождение Москвы и России от поляков в 1612 году». Причём праздник бытовал вплоть до 1917-го, а потом (как раз после упомянутой Октябрьской революции) был отменён. Так что, определённая логика всё же присутствует - приходят революции; учреждают новые праздники; отменяют старые - ну, а какие-то потом восстанавливают.
Два слова о «польско-литовской интервенции». Из школьного курса истории нам известно, что со смертью сына Иоанна Грозного, Фёдора, в 1598 году прервалась мужская линия династии Рюриковичей; на трон был выдвинут боярин Борис Годунов, однако, правителем он оказался невезучим - и, после ряда событий, престол занял так называемый Лжедмитрий (известный как Первый), который выдавал себя за покойного сына Грозного - а некоторые считают, что и в действительности им был. Самозванцу помогали казачьи атаманы, польские дворяне, и часть русского боярства. (Заметим, что официально Речь Посполитая в авантюре участия поначалу не принимала; всё происходило по личной инициативе отдельных искателей лучшей доли).
Спустя некоторое время в Москве случилось восстание: Лжедмитрий был убит, царём избран Василий Шуйский (также не оправдавший ожиданий), затем к власти пришёл боярский совет, - а уж он официально пригласил на царство Владислава - сына польского короля. (Справедливости ради, напомним - практика приглашения на трон заграничных владык была распространена в те времена достаточно широко, так что вопрос о «боярской измене» спорен).
Владислав не приехал - в основном, потому что Московского царства возжелал его папаша, польский король Сигизмунд. (В то время он упорно осаждал - и, в конце концов, взял - Смоленск). Тем временем победоносное польское воинство беспрепятственно разместились в столице. Вскоре их присутствие местным разонравилось, и начались столкновения. Отсутствие царя привело к полному, что называется, раздраю: объявлялись новые самозванцы; знатные (и не очень) роды враждовали между собой; каждый норовил собрать собственную шайку и чем-нибудь управлять; всякий бился за себя и против остальных - одним словом, время действительно было Смутное - и Русское государство стояло в полушаге от окончательного развала. (А, по мнению иных специалистов, - и действительно развалилось).
…Не вдаваясь в детали - в 1612-м из Нижнего под Москву прибыла рать, возглавляемая князем Пожарским и земским старостой Мининым (о которых мы недавно вспоминали). Второму ополчению удалось разбить шедшие к городу польские подкрепления, и осадить остатки врагов в Кремле. Не выдержав голода, и дойдя до каннибализма, те сдались. (Кстати, произошло это, по разным источникам, не то 5, не то 6 ноября - но не будем такими уж буквоедами). Важно другое - Смута постепенно была преодолена, и уже в следующем году Земский собор избрал нового царя - Михаила, а с него началась царствовавшая потом 300 лет династия Романовых.
Итак, что же мы празднуем? Разумеется, самое главное во всей этой истории: практически распавшейся к тому моменту Руси удалось сохраниться.
PS: Рискнём подытожить: «Смутное время» было пострашней нашествия Наполеона, или Гитлера - в конце концов, тем противостояло монолитное государство, а не лоскутное одеяло из мелких враждующих княжеств… или - вотчин? Потому - нам есть что отмечать, вслед за предками, делавшими это целых два с половиной века!
PPS: Разумеется, велик соблазн пофантазировать - а как бы всё повернулось, воцарись в Москве Владислав, или его папаша Сигизмунд? Разумеется, они были иноземцы и иноверцы (что по тем временам ещё хуже) - но ведь управлялись впоследствии с Российской державой этнические немцы? И не так уж плохо управлялись - по крайней мере, какое-то время… Впрочем, это - совсем другая история…
Напоследок. 4 ноября 1989 года Элтон Джон в 50-й раз возглавил британский чарт с «Sacrifice», повторим тем самым рекорды Элвиса и Клиффа Ричарда.
Click to view