О памятнике Суворову - а также «информационном обществе»
Если нам нужен повод, чтобы отпраздновать, то сегодня - Всемирный день электросвязи и информационного общества!..
…Традиционно громоздкое ООНовское название, впрочем, отнюдь не подразумевает массовых гуляний завсегдатаев Сети - речь о вещах серьёзных... Пункт первый - «повышение безопасности» этой самой Сети… (Тема в последнее время особенно обсуждаемая - но, кажется, совершенно безнадёжная… Утекает всё! Или почти всё - а остальное подсматривают и подслушивают…) В этой связи особый смысл приобретает второй пункт повестки - «преодоление цифрового неравенства» (или «digital divide» - переводить можно, как кому больше нравится). «Неравенство» заключается в том, что отдельные страны и социумы «информационными технологиями» до сих пор не охвачены…. Непорядок! Получается, они массово общаются по-старинке - вживую, так сказать… а о чём?..
…Одним словом, если верить конспирологам (мол, венцом «информационного общества» должна стать какая-нибудь поголовная чипизация) - сегодняшнее мероприятие приобретает довольно зловещий смысл… потому не будем больше о нём говорить - и обратимся к временам, когда люди общались, сидя не у монитора - а, к примеру, у камина…
…Итак, 17 (или 5-го по ст. ст.) мая 1801 года в Санкт-Петербурге, что называется, «при большом стечении публики и в торжественной остановке» открыли памятник Александру нашему Васильевичу Суворову… присутствовал сам император, понятное дело - остальным «официальным лицам» деваться было некуда!..
…Многое примечательно в привычном для питерцев монументе - даже дата, поскольку упомянутое мероприятие по совпадению (или другим причинам?) состоится ровно за день до годовщины смерти генералиссимуса. (Это звание было ему присвоено в конце октября 1799-го - а скончался он 18 мая 1800-го. Существует много версий насчёт присутствия (или отсутствия) на похоронах императора Павла - по наиболее распространённой, монарх попросту не смог пробиться сквозь собравшуюся почтить покойного толпу, и, развнерничавшись, приказал развернуть экипаж… (Нет бы мигалку включить!?..) Вашему покорному слуге кажется более симпатичной другая - царь проводил-таки своего непобедимого генерала, незаметно смешавшись с этой самой толпой…)
…Отношения Павла и Суворова - тема отдельная; историографы привычно твердят чуть ли о не «репрессиях» (известно, что император с невероятным задором разгонял любимцев матушки - а Александр Васильевич, как будто, был одним из них) - но, на самом деле, вероятнее всего, стареющий фельдмаршал просто довёл царя своей ершистостью… тот его вгорячах уволит - и немедленно позовёт назад, когда возникла нужда бить непобедимых генералов Бонапарта. (Достаточно красноречиво известное письмо: «Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии»). Думается, вернул бы он его и независимо от этого… ну, ладно…
…Французов-то Суворов побьёт - а вот союзники подведут. (Собственно, не то чтобы подведут - прагматично решат свои вопросы). …Так или иначе - разочарованный Павел отзывает своего командующего - и практически одновременно распоряжается о сооружении вышеупомянутого монумента. Случай беспрецедентный!.. Во-первых, на Руси отродясь не возводили памятников никому, кроме царей. Во-вторых - никто не удостаивался памятника прижизненно!.. (Румянцевский обелиск в честь побед бывшего командира Александра Васильевича - кстати, тоже возведённый Павлом - не в счёт; он - именно «в ознаменование побед»; по совпадению, это сооружение перенесут, чтобы поставить на его место памятник Суворову. Но мы забежали вперёд…)
…Возможно, необычность ситуации вдохновит скульптора Козловского (к слову - именно этому человеку мы обязаны знаменитым Петергофским «Самсоном, разрывающему пасть льву» - правда, оригинал украдут немцы во время Великой Отечественной) …так вот - наверно, поэтому мастер избрал аллегорический образ Марса. Некоторые усматривают в его чертах нечто общее с Александром Васильевичем; другие - нет… Ну, неважно… Например, Людовик XVIII (не слишком, впрочем, для нас авторитетный) оставил такой портрет Суворова: «То был человек маленького роста, тощий, тщедушный, дурно сложенный, с обезьяньею физиономией, с живыми, лукавыми глазками и ухватками до того странными и уморительно-забавными, что нельзя было видеть его без смеха или сожаления…» Правда, будущий король не забудет добавить: «… но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения. …Он был меч России, бич турок и гроза поляков».
…Так что - почему бы не Марс?.. Тем более - ростом в три метра семьдесят сантиметров?.. Но с вполне однозначной надписью: «Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г.»
…Сначала Павел хотел видеть памятник в Гатчине; потом передумал - как раз заканчивалось строительство печально известного Михайловского замка… Нам неизвестно, как отнёсся к затее императора полководец - ни один из них не доживёт до её реализации… Александр Павлович будет открывать памятник буквально через пару месяцев после убийства отца - а в 1818-м монумент перенесут с Марсова поля (получившее своё название по понятным причинам) на новую площадь (впрочем, тут же ставшую Суворовской. Здесь он стоит и сейчас).
PS: …Бытует байка, что во время блокады памятник собирались спрятать в каком-то близлежащем подвале - но ответственному за это мероприятие офицеру ночью явится лично Суворов, и, в своей обычной манере, категорически порекомендует этого не делать. Тот, естественно, подчинится генералиссимусу - а ранним утром немецкие снаряды накроют упомянутый подвал… Что касается монумента, то он останется на боевом посту невредимым… Впрочем, это - совсем другая история...
Напоследок. 17 мая 1949 года родился Уильям «Билл» Скотт Бруфорд - виртуозный английский барабанщик множества заслуженных коллективов, среди которых «Yes» и «King Crimson».
Click to view
Click to view
И ещё. 17 мая 1947 года родился Эндрю Латимер, мультиинструменталист и бессменный участник заслуженной британской группы «Camel».
Click to view
Click to view
Наконец, 17 мая 1958 года родился Пол Эндрюс, более известный, как Пол Ди’Анно - первый студийный вокалист «Iron Maiden» (с 1978 года по 1981).
Click to view
Click to view