Прага, май 2012 (или как мы стали лауреатами международного конкурса)

Jul 03, 2013 18:02

Итак, обзор событий, начиная со времени чуть более года назад.

Лирическое отступление :-)

У разных музыкантов разное отношение к конкурсам: кто-то считает, что это необходимо и интересно, а кто-то категорически против, полагая, что в музыке не должно быть места соревнованию. И в той, и в другой точке зрения, наверное, что-то есть.

В 1989-м, будучи студенткой второго курса, я пробовала свои силы на Всероссийском конкурсе. Конкурс был довольно высокого уровня, проходил в Кисловодске, но вообще жюри спонтанно решило урезать конкурсантам их большую программу до 20 минут (потому как только лишь слушать соревнующихся с утра до ночи в курортном городе...). Вобщем, лепота... Это был уже второй конкурс, в котором я пробовала силы, и к тому времени уже предельно ясно понимала, что кроме искусства (и часто намного впереди искусства) там присутствует политическая составляющая. Говоря проще, места заранее поделены, если только не случается непредвиденное чудо в виде чьей-то незапланированно приличной игры, которое трудно замолчать и не присудить премию (такое чудо случилось со мной в 1983-м в Самаре (тогда это ещё был город Куйбышев) на конкурсе им. Кабалевского, когда (к моему огромному удивлению  и совершенно неожиданно для некоторых) мне дали диплом...

Вся эта политика, с которой пришлось познакомиться ещё в школе, всегда была для меня самым весомым аргументом, почему конкурсы это зло. И с каких пор началась у нас эта самая политика, сложно определить. Совершенно точно, что до перестройки и демократии многое происходило по-другому. А с определённого времени, помимо известных даже не музыкантам, достаточно честных и солидных конкурсов (им. Чайковского, им. Шопена и т.п.) стали появляться так называемые "пляжные" (то есть, привязанные к отдыху) конкурсы (в Болгарии, Италии и т.п.). Были среди таких конкурсов как весьма серьёзные, так и не особенно высоких требований, но зато дающие музыканту практически любого уровня возможность стать лауреатом. Демократичные такие конкурсы. И вроде бы всё здорово. Но. Зачастую приезжает такой лауреат (из разряда "любого уровня") домой (кстати, не обязательно пианист - конкурсы для исполнителей существуют по множеству номинаций), в свою школу/училище/ ВУЗ, и начинает вести себя с большими и неоправданными понтами по отношению к своим одноклассникам/однокурсникам, которые на несколько порядков выше его по уровню игры и чувствования музыки, но на такие конкурсы либо не считают нужным ездить, либо у них/их родителей нет на это средств...  Наблюдать последующее развитие таких лауреатов тяжело: дальнейший процесс роста тормозится, как правило, восхвалениями со стороны людей, не совсем понимающих суть явления. И пошло-поехало, и пропала вся остальная учёба, потому как "я гений, мне даже мама/папа/дедушка/бабушка так сказала/сказал"... То есть, либо полный, либо частичный  неадекват ( пришлось и мне в своём классе  с "гениями" попариться :-)))). Вдобавок впоследствии выясняется, что в вузовском оркестре такой студент не в состоянии качественно сыграть небольшой эпизод виртуозной сольной партии. Или, когда солирует на концерте, то невольно думается: "уж лучше бы не играл..." Оказывается, лауреат лауреату рознь... Конечно, не всегда именно так печально обстояли дела, но, к сожалению,  подобных эпизодов мы все насмотрелись видимо-невидимо.

Все перечисленные издержки конкурсомании заставляли априори шарахаться от конкурсов как таковых долгое время, и даже и не думать в эту сторону; достаточно было сольных концертов, которые я себе регулярно придумывала и осуществляла. Друзья радовались, а мне больше ничего и не нужно :-) Но когда появился фестиваль-конкурс Art-Duo (вобщем-то тоже из категории "пляжный", то есть привязанный к отдыху), что-то внутри откликнулось, и мы с коллегами поехали в Прагу. Потому что любовь к качественной игре всё-таки должна быть вознаграждена :-) а любовь эта всегда была (и есть, и будет!) Тем более, что друзья уже начали надо мной смеяться: "Как так, получив столько образований (высшее фортепианное, высшее композиторское и аспирантское фортепианное), и при этом не быть лауретом??? Да, в конце концов, смешно. Несолидно. Вот". Беспощадно так, зато честно. Здесь, как вы понимаете, развёрнутое лирическое отступление завершается :-)

Вот мы и тронулись в путь из Уфы большой компанией. Поскольку возрастные категории были неограничены (вернее, их было несколько, и туда мог войти любой желающий), то поехали все, кто могли: от учащихся-первоклашек семи  лет до взрослых преподавателей вроде нас - и те, кто поехали с учениками, и те, кто сами решили попробовать силы как конкурсанты.

Улетали мы из жаркой Уфы, и прилетели в холодную Прагу. Некоторые детки поехали без родителей, со своими педагогами, и те отдавали им последнюю кофту, лишь бы не простудить. А дети проявляли чудеса выносливости и терпения: встать рано утром, полдня репетировать, затем бегать по экскурсиям, вдобавок, такого от погоды никто не ожидал... Хорошо, что в отеле было тепло (и уютно, и очень красиво).

Жюри конкурса подобралось весьма взыскательное. Особенно строгими оказались австрийцы (даже присутствие Уфы в жюри нам никак не помогло :-)). Первую премию в номинации "фортепиано соло" в нашей категории не присудили никому. Мы с прибалтийкой поделили вторую, и москвичка получила третью. Зато в номинации "фортепианный дуэт" мы с моей коллегой Гульназ Валиуллиной взяли первую премию, и даже вызвали восторг у жюри и слушателей. Ура!

Отстрелявшись в первые три дня, блестяще выступив на гала-концерте, а также побывав слушателями, когда нас радовали своей небезынтересной игрой члены жюри , на всю следующую неделю мы практически забыли о музыке. Экскурсии, прогулки, общение, и, конечно же, пиво :-) Дома я его не пью. Но когда перед поездкой ходила стричься, и рассказывала парикмахеру, куда собираюсь, он дал настоятельную рекомендацию: "Каждый день пить пиво! Если даже не любишь, то пей как лекарство!" И на самом деле, после первого же вечера, когда мы попили пива, наутро наши девушки (забацанные всей предыдущей напряжённой предконкурсной жизнью в Уфе, без всяких выходных) расцвели как розы. Но самое живое пиво, конечно же, мы попробовали из крана на пивзаводе Крушовицы. Витамины, витамины и витамины... По приезду домой покупала эту самую "крушовицу" в жестянках, но оно коренным образом отличалось от того, что я привезла с собой из Чехии. На этом пивопитие для меня в общем-то и окончилось.

Самое большое впечатление от Праги - пешие экскурсии. Старый город, Новый город, ну и Карлов мост, конечно же (и, к счастью, с экскурсоводами очень повезло). Потом ещё 2 раза на Карлов мост возвращалась, просто погулять. Староместская площадь, вид сверху, необыкновенно... Было впечатление, что находишься внутри мультика про сказочные королевства... Всегда особенно интересно почему-то бродить одной по городу, в другой стране, где тебя никто не знает :-) Однажды, гуляя, набрела на уличный духовой оркестр, молодые ребята-профессионалы и девушка дирижёр. Восторг! В конце они заиграли что-то чешское народное, и толпа вокруг начала подпевать и приплясывать :-) В такие минуты начинаешь чувствовать беспричинное счастье и радость бытия... это именно те удивительные моменты, ради которых стоит путешествовать - неожиданные случайные события, встречи, короткое общение с незнакомыми людьми, обогащение совершенно новыми впечатлениями...

с Гульназ на гала-концерте



уфимцы в Праге



Вид со смотровой площадки на Староместской площади







Неизменный шарманщик на Карловом мосту



Вот такая работа: каждый час трубить на все 4 стороны!



На улицах города



Мальчики работают!



Previous post Next post
Up