Анатомия власти (материалы книги)

Sep 16, 2010 12:04

 Анатомия власти это глава из моей книги "Справочник по политической борьбе внутри компаний". Речь в ней пойдет о таких "прелестях" работы менеджера, как борьба за власть, подсиживания, подставы, работа с властными группировками внутри компаний. То, что мы с вами видим каждый день. В книге будут описаны приемы и схемы работы с властью, пригодные для ежедневного использования. Я постараюсь описать их максимально просто и понятно. Ваши комментарии помогут сделать книгу качественно. Спасибо :)

Анатомия власти
    Власть для менеджера это, прежде всего ресурс, т.е. то, чем мы можем оперировать. Да, конечно, это и система отношений, но нас для того, чтобы с ней работать интересует ответ на простой вопрос: на какую кнопку и когда нажать, чтобы все получилось так, как нужно? Как только любая категория становится для нас чем-то абстрактным и непонятным, то мы не можем ей оперировать в бизнесе. Когда-то давно я пытался научиться играть на гитаре. Опытный гитарист сказал «понимаешь, это надо чувствовать, ну что толку, что я покажу тебе, где зажимать струну и как по струнам бить?!». Категория «чувствовать» была для меня не объяснима тогда и практической пользы не принесла. Так и здесь, временно забудем, что власть это социальные отношения, а отношения это человеческий фактор, а человеческий фактор это любимая «отмазка» на любую непонятную ситуацию в бизнесе. Поступим проще, как в детстве, разберем эту «игрушку» на части, и проверим, из чего она сделана!




Власть состоит из набора «запчастей».
   Атрибуты власти. Это знаки материальные или не материальные, которые признает группа людей как признак наличия власти у этого человека или группы. Например, самые длинные перья у вождя индейцев, милицейская форма, название должности в компании. Атрибуты могут передаваться. Простейший случай - поставить себе надпись на визитке «генеральный директор», более сложный выборы депутатов. Атрибуты сами по себе не содержат власть, они скорее о ней объявляют остальным. Можно носить с собой визитку генерального директора, но рано или поздно нужно предъявить остальные атрибуты - офис, сотрудников, деньги.

Категория власти. Это сфера деятельности (область жизни), по которой данный человек имеет превосходство над другими людьми. Другие люди также признают это превосходство. Здесь не важно, насколько сильно люди признают превосходство, оно важно как факт. Есть или нет. Вы можете не любить своего начальника на работе и считать его недалеким человеком, но как факт вы признаете, что в течение рабочего дня он ваш руководитель и выполняете его поручения. Категорию, в отличие от атрибута, нельзя потрогать, зато можно вычислить с помощью вопроса или наблюдения за поведением человека. Примеры категорий:
  • Государственная власть. Мы в целом почитаем закон, правда не все и не всегда. Подчиняемся требованиям милиции и чиновников
  • Профессиональная власть. Мы слушаемся юристов, врачей, автомехаников и других профессиональных людей. А слушаемся, потому что признаем их превосходство в профессиональной категории
  • Власть СМИ. Мы верим одним источникам и не верим другим. Сюда же относится вера в слова известных людей
  • Власть бизнеса. Это всем нам привычные начальники-подчиненные. С этим мы знакомы давно
Нам в целях работы с властью интересна последняя категория - власть бизнеса. Именно в ней мы будем выполнять работу в своих интересах. Власть не существует вне категории. Например, на работе вы признаете власть руководителя в категории «власть бизнеса», а после работы ваш руководитель признает вашу власть в категории «профессиональная власть», потому что вы эксперт по дрессировке собак. Саму категорию не построить, она для нас больше как карта местности, которую надо принимать во внимание при работе с властью.

Признание. Это степень подчинения человека перед другим, который обладает властью. Признание, как и власть, составное понятие и в следующей главе мы подробно разберем из чего оно состоит и как его построить. Определить степень признания можно по двум показателям:
  • Отношение числа поставленных задач вашему подчиненному к числу выполненных задач
  • Сопротивление при постановке задач
Выполненные задания это аналог измерения в «среднем по больнице». По нему можно быстро, но с погрешностью определить степень признания. Сопротивление более точный инструмент и это обратная сторона признания. Если человек, которому вы даете задание, постоянно пытается его оспорить, уклониться или вообще вступает с вами в спор, то значит, не признает. Признание величина качественная и условно в ней можно выделить три градации - отсутствует или слабое, среднее и высокая степень признания. Хорошая новость в том, что каждый из нас может определить степень признания «на глаз». Спорит по любому поводу - признание отсутствует, смотрит вам в рот и готов в «огонь и воду» - высокая степень признания, все остальное - среднее. Нам для работы с властью такого измерения вполне достаточно. Хотя, конечно, можно сделать это измерение более точным, замерять уровень признания с помощью анкет. Пример, проведение исследования среди жителей страны о степени доверия президенту. Для нас такой подход избыточный, потому что ваше ощущение весит больше, чем точное измерение и вам в итоге с ним работать. На работе с признанием строятся все персональные приемы политической борьбы
   Охват власти. Сколько человек признают наличие данной категории власти человека. Это числовой показатель. Здесь все просто - чем больше людей вас считают главным по категории, тем больше у вас власти. На работе с охватом строятся массовые приемы (сценарии) политической борьбы.
   Сила власти. Это ваш итоговый вес, который еще называют влиянием.



Сила власти величина качественная, потому что произведение качественного показателя признание на количественный охват в итоге даст нам качественную величину. Ее как и признание хорошо видно «невооруженным глазом». Например, сравнивая двух топ менеджеров можно на основе личных ощущений быстро оценить, кто из них более влиятельный. Чаще всего эти ощущения верные. Более точно мы можем определить силу власти, оценивая признание и количество человек, которые признают власть.
Отлично! «Игрушку» под названием власть мы с вами разобрали. Теперь возникает законный вопрос, как это работает, и какую пользу вы как менеджер получите? При работе с властью нам доступны следующие инструменты:




Цель. Это желаемый результат, который нам нужен. Например, занять более высокую должность, или избежать сокращения на работе, чтобы проработать на этом месте еще 7 месяцев. Нам не важно, чтобы цель была четко структурирована или описана. Достаточно, знать, как я определю, что достиг ее. Важно, чтобы цель была честная по отношению к самому себе. Основная причина неудачи в приемах работы с властью заключается в ложной цели. Часто мы себя обманываем, например, так: «Ок, классные приемы, надо бы проверить, как это реально работает. Допустим, хочу быть начальником». Выполняем приемы, ничего не работает и я до сих пор не начальник. В чем дело? Дело в том, что для выполнения приемов вам нужно определенное количество «калорий» (энергии, «хотелок», мотивации). Как бы это не называлось, общая идея в том, что для выполнения приемов нужно «топливо», а его создает наше желание, которое мы конвертировали в цель. Если искреннего желания нет, то и топлива нет. Поэтому приемы не дают результат. Представьте себе боксера, который не очень то и хотел выступать на соревнованиях, стоит на ринге, нехотя отбивается, думает о чем-то своем. А потом удивляется что лицо в синяках. Вторым важным аспектов наличия цели является подборка приемов. Когда есть цель, то и приемы подобрать намного проще. У других людей также есть свои цели и чтобы не путаться в терминах, мы словом цель будем называть то, что нужно нам, а словом интерес цель другого человека.

Приемы. Это набор действий по аналогии с физкультурой, например, отжимание от пола: принять упор лежа, согнуть руки, выпрямить руки. Приемы работы с властью строятся на проработке каждой «запчасти» - атрибуты, признание, охват по выбранной категории. Дальше будем считать, что все приемы строятся в рамках категории «Власть бизнеса», если не будет специальных оговорок. Выходной результат приема это добиться от человека выполнения заданных действий. Например, прием «Давление»: менеджер ставит сотруднику задачу подготовить отчет сегодня к вечеру. Сотрудник считает отчет «бюрократией» и ссылается на свою загруженность, чтобы не делать отчет. Менеджер оказывает давление: «Если ты сегодня не сделаешь мне отчет, то мне нечего будет сказать на планерке с директорами. И что я по-твоему скажу, извините, у меня Василий так загружен, что не может сделать отчет, давай подождем, пока его величество Василий освободиться и снизойдет до составления отчета. Короче, мне отчет нужен к 17-00 или можешь искать другую работу!». Знакомая ситуация? Думаю да. Каждый хотя бы раз был в ней с одной или другой стороны. Здесь целью менеджера было не потерять силу власти или как обычно говорят «сохранить лицо», атрибут его место в иерархии компании (должность), прием «давление», охват 1 человек. Таким образом, становится понятно, что каждый прием добавляет или уменьшает силу власти. А определяется это достижением результата. Добился менеджер своего, сила власти увеличилась, «промазал» - уменьшилась. Можно вспомнить типичную картинку начальника «монстра», который постоянно орет, сыпет угрозы, заставляет людей работать. Образ для нас негативный, но мы боимся его и слушаемся. Стараемся избежать гнева и выполнять работу так, чтобы избежать наказания. Поэтому сила власти у такого менеджера большая. Другой пример с руководителем мягким, добрым и душевным человеком, с которым легко как с другом. Правда и добиться результата от него трудно. Сила власти у него маленькая. С помощью приемов можно увеличить или уменьшить силу власти. Власть в итоге нам дает возможность достигать личных целей. А какие приемы выбрать зависит от личных целей (желаемого результата). Продолжая пример про желаемый результат занять более высокую должность, появляется промежуточная цель «освободить» для себя место, а значит, выбор приемов можно строить вокруг задач: уменьшить силу власти «конкурента» и увеличить свою.

Сценарии. Это набор приемов, которые выстраиваются в логическую цепочку. На примере с физкультурой отжимание это прием, а вся утренняя зарядка, состоящая из 10 упражнений (приемов) это сценарий. В практике мы всегда действуем сценариями. По аналогии с боксом, нельзя одним приемом выиграть бой, хотя такое тоже случается, а можно выиграть проводят серию приемов, используя тактику выбора приемов, допустим, бить все время в одном место, а затем неожиданно ударить в другое. Прием всегда персональный, поскольку проводим мы его с конкретным человеком. Сценарий может быть персональным или массовым. Персональный сценарий это набор приемов, которые всегда проводятся с конкретными людьми. Например, вы новый руководитель отдела и вам нужно укрепить свой авторитет (увеличить силу власти) среди сотрудников. Вы проводите серию приемов, но при этом воздействуете на каждого сотрудника. Персональный прием всегда означает ваше прямое действие на человека, например, речь, поступок, который этот человек видел и отреагировал на него. Когда ваше воздействие становится опосредованным, т.е. проводится через других людей, то это массовый сценарий. Например, вы как новый руководитель сказали вступительную речь. Затем вашу речь люди подробно обсудили в «курилке» и оказали влияние на признания друг друга по отношению к вам. Это опосредованное влияние. Вас в курилке нет, а ваши слова работают без вас. Конечно, вы заметили, что появился нюанс. Ведь люди могут вас обсуждать и просто так, или строить против вас заговор. И вообще вести себя, так как им нравится, даже если вы никаких приемов не проводили. Да, именно поэтому нам нужен сценарий, который гарантирует получение желаемого результата (цели). Нам и не нужно пытаться контролировать каждый «чих». Достаточно иметь цель, заготовить сценарий и постепенно его выполнять, сравнивая желаемый результат с тем, что происходит. Да, но как тогда быть, если цель есть, сценарий правильный есть, а результат не достигнут? Хорошая новость состоит в том, что в выполнении приемов были ошибки. Это как катание на лыжах - вроде все правильно сделал, палками оттолкнулся, ногу вперед выставил, а все равно упал. Вся прелесть приемов как раз и состоит в том, что они всегда дают почти 100% результат. Почему почти мы разберем с вами позже. Новость менее хорошая состоит в том, что если вы не достигаете результата, то значит за похожий с вами результат борется более опытный менеджер. И у вас есть отличная возможность повысить свою технику приемов.

Итак, наша с вами «игрушка» власть состоит из
  • Атрибутов - знаков, которые показывают наличие власти другим
  • Признания - показатель лояльности (того, как вас слушаются) от «уйди противный» до «люблю всем сердцем» плюс среднее, по принципу того, что не попало в другие крайности
  • Охвата - сколько человек вам преданы
  • Силы власти = Признание * Охват + Атрибуты

Работать с властью мы можем с помощью
  • Цели - ответ на вопрос, а зачем нам работать с властью и направление при выборе приемов
  • Приемов - действия с другими людьми для получения от них желаемого поведения («Всем работать, а то всех уволю!»)
  • Сценариев - набора приемов, которые приводят нас к достижению цели

Влияние, Менеджмент, Книга, Приемы управления, Власть

Previous post Next post
Up