Читаю главу о "Гордости и предубеждении" и вижу, что автора конкретно так заносит. В ответ очень хочется посоветовать некоторым героям взглянуть на себя...
Реакция Элизабет на признание Дарси охарактеризована так: "она позволяет себе наговорить лишнего". Вспоминается давний эпизод, когда моя знакомая увидела мельком только этот кусок фильма и возмутилась "да что она себе позволяет?" (Да, бывают девушки, не смотревшие "Гордость и предубеждение"). Я пересказала "краткое содержание предыдущих серий", и это восстановило бедную Лиззи в глазах случайной зрительницы :)
Как можно порицать девушку за ее предубеждения, если сам объект их старательно поддерживает? Не танцует на балу, отказывается познакомиться с местными дамами - одним словом, разыгрывает из себя буку. Предполагается, что окружающие станут разбираться в хитросплетениях его души? В стиле "а ты че не пьешь, ты нас не уважаешь"? Извините, дорогой обладатель ОБВМ, вы на сельской дискотеке, ой, то есть на провинциальном балу, и правила поведения на нем одинаковы для всех. И не вам тыкать в грязь некоторые физиономии семейства Беннет, с вашей-то тетушкой - образцом тупости, высокомерия и бестактности (см. ее разговор с Элизабет о музыке). Да и ваше воспитание все-таки небезупречно, ведь ваше потрясающе невежливое признание в любви переплюнуло даже речь мистера Коллинза.
Предубеждены не только герои. По мнению автора "Уроков Джейн Остин", Элизабет неверно представляла себе не только Дарси, но и собственную семью, думая, что поведение ее матери и младших сестер вполне приемлемо. Он, видимо, пропустил те места, где героиня краснела за своих родственников (а вот Дарси за тетку что-то не краснел!) Она не ошиблась в отношении Бингли к разыгравшейся комедии: слепой, как все влюбленные, он ничего не видел и не слышал. Но влияние сестер и друга Лиззи и Джейн недооценили, как раз из-за слишком хорошего мнения о симпатичном молодом человеке.
Получается, если ты себя покажешь лучше, чем ты есть, тебе выдадут некий "кредит доверия" (яркий пример - отношение к Уикхему), а если наоборот - то не жалуйся на чужие предубеждения. Они возникли не просто так, а из-за интерпретации твоего же поведения. Пусть неверной, но и ты сам доволен не всеми своими поступками. И в конце романа не одна Элизабет раскаивается в своих заблуждениях, Дарси делает то же самое. Почему-то в анализе произведения это не упомянуто. Возможно, из-за названия главы ""Гордость и предубеждение" - пора взрослеть", которое относится только к юной героине, а не к герою. Ой, наивный мужик этот Уильям Дерезевиц! Пошел от противного: отец не давал ему ошибаться, получилось плохо, значит, надо набить побольше шишек, и вуаля - ты взрослый.Заодно притянем за уши к своей концепции хорошую книгу. И не одну. Как вам идея, будто бы в "Джен Эйр" торжествуют "эго и эмоции" в противовес роману Остин? Мне лично тут нечего сказать.
Вместо здорового "ошибаться не стыдно" почему-то нас пытаются убедить, что благодаря мукам стыда мы растем. Они неизбежны, но никак не могут принести пользу без вывода - а как надо? Вывод же невозможен, пока ты страдаешь. Сначала выберись на твердую почву, а потом уж анализируй, как ты умудрился залезть в такую трясину и куда же теперь идти. Думать и переживать в болоте некогда!
Ошибки, по-моему, не благо и не зло, но они могут повернуть ситуацию и к тому, и к другому.
При очередном перечитывании я увидела в "Гордости и предубеждении" необычную симметрию двух пар. Без истории одной не сложилась бы и другая. Без чрезмерного доверия к людям у Джейн и Бингли вместо завязки романа получилось бы банальное сватовство. Без гордости Лиззи и Дарси действие бы никуда не двинулось. И к счастливому финалу своих обладателей привели они - такие порицаемые недостатки. И не сказать, чтобы герои с ними особенно боролись...