С третьей главой "Уроков Джейн Остин" - ""Нортенгерское аббатство": век живи, век учись".
Да, я сначала согласилась, что этот роман - о юном человеке, вступающем в жизнь отнюдь не "чистым листом", а носителем определенного набора штампов, зависящих от конкретных условий воспитания. Образованная провинциальная барышня в Англии начала 19 века - экзальтированная особа, грезящая о страшных тайнах, похищениях и неистовой страсти. Ну, как сейчас сериалы смотрят. Или, точнее, смотрели в 90-е, нынешних я не вижу (и хорошо).
Но вот героине открывают глаза той самой речью о схожести танца и брака. При все моем уважении к Генри, я считаю, что он не только хотел заставить Кэтрин думать "вообще", он предостерегал ее от неподходящего кавалера - Торпа! Конечно, прямо это было сделать нельзя, по многим причинам. Но предложить поразмышлять о взаимных обязательствах, сравнить разные ситуации и поведение людей в них можно. А там недалеко и до вывода: если молодой человек необязателен в бальном зале, более того, откровенно лжет (Торп заявлял, что пригласил Кэтрин, хотя он этого не делал) и нарушает правила приличия, то это же он повторит и в семейной жизни. Как знать, не будь Генри - и неопытная девочка решила бы, что недостатки ее ухажера вполне терпимы, или вообще не являются таковыми, и приняла бы его предложение, пусть и весьма уклончивое? Вот это и есть главная опасность, подстерегающая девицу на выданье, а вовсе не итальянские разбойники из готических страшилок...
Конечно, Кэтрин - не глупая курица героиня романа, которая послала бы такого, как Генри, куда подальше - чего это он не такой, как все? У нее есть твердые моральные убеждения, которые она отстаивает сначала в пустяковых вопросах, а потом и в очень важных. Она даже не ведет дневника! То есть не совсем безнадежна :) Поэтому Нортенгерское аббатство и спасает ее от Бата, а заодно - от излишней романтичности. Вместе с его обитателями.
Что мне непонятно, так это пассаж У.Дерезевица про неприемлемость учителей для современного человека. Пора бы уже ему заметить, что во все времена молодежь противилась старшим, пытающимся ее чему-то научить. Иногда себе и обществу во вред, а иногда и во благо. И хорошо бы обходиться без шпилек в адрес "поборников феминизма": дескать, им не понравится, что герой выступает в роли учителя героини! Минуточку, а читают ли так странно рассуждающие люди романы о любви? А феминисткой можно смело назвать саму Джейн Остин: в крайне патриархальном обществе отказала перспективному жениху, пыталась жить своим трудом...
Вообще-то, в "Нортенгерском аббатстве" любовь проходит фоном для обсуждения других тем. В "Эмме" и "Гордости и предубеждении" Остин прилежно соединяет пару за парой, уделяя немало внимания их отношениям, даже если это персонажи второстепенные. Здесь же, видимо, начинающая писательница не замахивалась на сложный рисунок из нескольких любовных линий, тем более, что ее интересовали вопросы жизненные и литературные.
Что Кэтрин - своего рода автопортрет, видно сразу. И что не абсолютно идентичный, тоже. Отличный повод поиронизировать над собой, причем по-доброму, как Генри. Нам всем было бы полезно почувствовать себя мисс Морланд :)
Вот кстати мысль, которая мне очень понравилась:
"...отождествление себя с персонажем - это некое промежуточное, трудно объяснимое состояние, когда ты - это он и не он одновременно".
Я поняла, что так можно сказать об актерах и о сценической игре! И тут же сформулировала: получается, актером может стать вдохновенный читатель? Для которого книжный герой - вроде бы он сам, и в то же время не он? Тогда легко будет перевоплотиться, и главное, "вернуться" обратно... Впрочем, о проблемах деролинга я напишу отдельно, это тема обширная.