Тут я даже на автора наезжать не буду :)
А продолжу его мысль и разовью.
Безусловно, в "Разуме и чувствах" показаны опасности романтических штампов, причем их наличие не извиняет даже юный возраст. Элинор не сильно старше Марианны, и, я уверена, даже в детстве лучше контролировала свои порывы. А их мама, наоборот, и в сорок лет до настоящей осознанности не доросла, со всем своим умом и чутьем.
Доросли ли мы, вот вопрос?
Дерезевиц отлично прошелся по экранизациям романов Остин: и совершенно невозможные добрачные поцелуи, и красивые придумки режиссеров вроде домика Маргарет, и Колин Ферт, ныряющий в пруд ради восторженного вздоха всех зрительниц - вся эта мишура куда вреднее растрепанной Киры Найтли. Потому что несоответствие прически требованиям времени увидят все, кто хоть сколько-то знает об эпохе. А поцелуя все ждут, потому что - положено. Нагнетал, нагнетал, теперь будь добр, предоставь публике разрядку. А если не нагнетать, то какое же это кино? Красавец в мокром является приятной неожиданностью для тех, кто якобы вполне обойдется без эротики, но на самом деле предпочел бы "Гордости и предубеждению" какую-нибудь из "Анжелик".
Конечно, фильмы я пересматривать не перестану, но воспринимать их буду иначе. Тем более, что есть в них и кое-какие достоинства. А вот с чем мне хотелось бы по мере сил бороться, так это с идеей "любящие = растворенные друг в друге". Как у Марианны: общность вкусов, мнений и предпочтений. Мы видим, куда это заводит. Малейшая неуверенность в любимом делает из человека настоящего зомби, а потеря - буквально убивает. А ведь никто не гарантирует нам вечное наслаждение Его или Ее объятиями. И сама жизнь может оборваться, и (что гораздо чаще) один из партнеров больше не получает удовольствия. В наше время разрыв проще технически и юридически, но это не значит, что и психологически тоже. Появилась отдельная проблема - постразводная депрессия. Вдовы и вдовцы времен Остин тоже страдали, но за ними хотя бы признавалось право носить траур, не ездить на балы и вообще горевать. Сейчас же нередко можно услышать от бесцеремонных знакомых поздравления с подтекстом "сбросил(а) балласт - ищи новый".
Зачем?
Потому что без любви жизнь - не жизнь, так нам вещают из каждого утюга.
Я сама когда-то не возражала против песен с кошмарными текстами вроде:
"Воздаю тебе посильной данью -
Жизнью, воплощенною в мольбе.
У меня заходится дыханье
От одной лишь мысли о тебе".
Что-то чудится религиозное. Для атеистов нелепо, для верующих грешно так относиться к человеку.
А мы сами хотели бы быть объектом такого поклонения? Точно?
Больше прав - больше обязанностей. На нас и так висит ответственность за свои поступки, за детей и работу, за дружеские и родственные отношения. Но ни один взрослый не может безнаказанно свалить на нас больше половины этой ответственности, а ребенок движется от полной зависимости к состоянию взрослого. (Случаи, когда родители не желают отпускать детей, мы здесь рассматривать не будем). И вдруг появляется, вернее, является некто, кто в песнях никогда не скажет о нас третьем лице. Кто заявляет: "Все, что я зову своей судьбой, связано, связано только с тобой" и "Если ты меня разлюбишь, в тот же вечер я умру". Прямо шантаж! Но приходится брать на себя эту ношу размером в целого человека, потому что - положено. Потому что фильм подошел к финалу, и режиссер командует "поцелуй!" вне зависимости от его уместности. Да, и процесс этот, разумеется, взаимен, иначе и говорить не о чем. Двое повисают друг на друге всей тяжестью, и почему-то не компенсируют друг другу это давление, а только удваивают, если не возводят в квадрат. Векторы, наверное, не туда направлены...
Вспоминается одна "мудрость", дескать, любящие смотрят не в одну сторону, а друг на друга. Имею вам доложить, что жизнь в таком состоянии - настоящий ад. Тут и комплексы "достоин\достойна ли я?" И ужас "он(а) не соответствует моим ожиданиям!" И растерянность "куда же мы идем?"...
А "как надо", никто не знает, во всяком случае, я с такими людьми не знакома.
Но чтобы добавить немного оптимизма, скажу, что с недавних пор я стараюсь найти, где я что-то значу сама по себе, а не в качестве "половинки". Хорошо бы, чтоб героиням "Разума и чувства" это тоже удалось, но Остин ничего не писала о жизни в браке...