Библиотека intermondial

Jun 11, 2013 19:34

Разговорились со здешним другом, с Лео atanata, об атмосфере информаториев и виртуальных сообществ в наших мирах. Нашли много сходного в общем колорите и в отдельных моментах. С удовольствием провели параллели с земным интернет-общением. Специфическая черта (в отличие от здешней Сети), на мой взгляд - та, что и на Земле Алестры, и в Радужных Мирах виртуальный континуум создают существа, для которых энерго-информационные взаимодействия - основной модус существования, а для многих из них (хотя бы на данный момент) даже единственный. Поэтому, наверное, пространство общения так упорядочено, ухожено и тщательно структурировано, почти осязаемо, в нём есть место для самых разных форм деятельности. Вместе с тем это среда, открытая новому и дружественная для гостей с иным устройством, вызывающая ассоциации с приятными вещественными реалиями - надо понимать, следствие позитивного опыта телесной жизни её хозяев и тесных отношений с "обычными" живыми существами.

О светском и дружеском общении в виртуальных узлах можно до бесконечности рассказывать, но наш разговор с Лео сосредоточился на двух образцах - "гостиные" "бомонда", то есть сообщества Обитателей Глубин, и "приватная библиотека" Белой Ларвы, глоба-мудреца, обитающего исключительно на суше, члена Пантеона (сообщества разноплеменных учёных) с многотысячелетним стажем.

Вкратце можно сразу указать на сходство и различия этих "присутственных мест":

Общее в том и другом - эманация благожелательности и "прибранности" (ухоженного дома без лишней парадности, чистоты в бытовом смысле, порядка без фанатизма, некоторой даже "приятной привычности", воспитанности и вежливости на уровне рефлекса - в общем "очень приличный дом светского человека без претензий") при этом ощущение "нездешнего сквознячка из красиво задрапированных дверей".

Разница, на мой взгляд, прежде всего в том, что Ларва со своей читальней уникален, а гостиных много, у каждого глоба своя (в крайнем случае - у семейства), поэтому каждый хозяин стремится быть оригинальным и при этом изо всех сил хранить неизменность обстановки - для того, чтобы каждый попавший сюда сразу сориентировался по атмосфере, у кого он в гостях: для глобов с их привычками "маскарада" и "шатания наугад" это очень важно. Сочетание антуражности и рутинности может быть весьма комичным - вызывающим перед мысленным взором образ "картонных чудовищ, покрытых благородной патиной времени, в углу с бриллиантовой паутиной". Надо учитывать, что это всё - виртуальные конструкции, построенные на ассоциациях, которые могут сильно различаться у разных этносов. Меня, как инокровного родича да ещё со свежим взглядом, по первым впечатлениям довольно жадно и придирчиво расспрашивали хозяева гостиных, как мне видится то и это.

Ещё в гостиных всегда довольно "людно": если не посторонние гости, то родня хозяина там "пребывает отчасти" (частью сознания ЭИС), но зато почти постоянно. Поскольку все глобы - ЭИС, то они в принципе могли бы вообще не покидать гостиных и при этом делать другие дела. Они "приходят" и "уходят" исключительно для удовольствия ощутить это волнительное смещение окружающего антуража. Бывает, однако, что экстраординарные события на личном фронте заставляют кого-либо "сгруппироваться", "собрать все чувства и мысли в кулак" - тогда глоб исчезает из всех гостиных разом. И близкие, вычислив это, имеют основания встревожиться, если не знают причины. Если, конечно, это завсегдатай светских мероприятий, а не случайный посетитель, анахорет по жизни, каких тоже немало.

Находясь там, ощущаешь как будто лёгкое жужжанье бесчисленных бесед вокруг и около, к которым можно прислушаться и в которые можно войти, если сосредоточиться и повернуться / обратиться к участникам. Что-то вроде посещения заведения общепита у нас на Востоке, но не простого, а с претензией на "клуб друзей чего-нибудь", с соответствующим оформлением на стенах, стильными креселками, столиками, занавесками, салфетками и чайной посудой. Я так понял со слов друзей, что земной общепит похож на таковой Восточного государства (или был похож во времена посещений его Ивэ, моим консультантом по здешнему миру, и юными КираТатой, то есть в 70-80-ых годах прошлого столетия).

Беседы в гостиных по умолчанию не вербальны): как правило, это обмен "венками и гирляндами" (комплексами образов) в ответ на единичный ("цветиком")или комплексный ("букетиком") вопрос или на предложенную тему. Похоже на обмен комментами, когда в одной реплике задано несколько вопросов или поднято несколько тем, и собеседник отвечает одним комментом по нескольким пунктам сразу в одном месте, параллельно вывешивая целую снизку реплик в другом месте треда. Есть мнение, что такое светское общение напоминает игру "цветочный флирт", а также достославную "игру в бисер".

И при всём этом присутствует тот самый трансцедентальный ветерочек, сквозняк из незримых проходов бог весть куда.

Разумеется, не всюду столь пасторальная обстановка, ибо зал для приёмов не может не отражать лица хозяина. В гостиной у Малика, когда я туда попал впервые, было очень жутко - ощущение сырости и снега, заброшенности не менее чем многовековой, "заколоченных окон при дырявой кровле", и вдобавок как будто занавески на этих дверях-незнамо-куда отчасти истлели, отчасти сорвались, обнаруживая вдали / в глубине колодцы мазута. Малик страдал от фобии, преследуемый образом "чёрной субстанции со дна мироздания", и это чувствовалось во весь рост. А поскольку он художник, то на обстановке это отражалось более чем рельефно.



Этот рисунок отчасти передаёт в символической форме маликов "кабинет" - здесь не видно избытка "запустевшего и отсыревшего пространства", как в гостиной, но колорит жилья, что называется, схвачен; сам хозяин изображён читающим свиток в окружении подступающих чёрных щупалец энтропии.

То ли дело у БелЛарвы: читальня всегда очень комфортабельна, хотя обстановка тут по воле хозяина меняется часто до неузнаваемости и комфорт бывает весьма своеобразен.

Хозяин там один, гости обычно не встречаются друг с другом (разве только если я совпаду с Жёлтым Слоном), портретов Ларва не рисует (в отличие от Малика) и они не расхаживают между гостями, как бывает в иной глобовской гостиной. Поэтому было бы очень тихо, если бы не звуки, которые Ларва генерирует как часть "читальной атмосферы", для настроения: вой ветра и стук дождя, шорох волн и отдалённое пение сирен, голоса неземных растений и насекомых. Причём он это делает исправно для гостей и в реале, и в виртуале (лично я захожу и так и этак, по ситуации), но "в эфире" всё более вычурно и замысловато. Книги у него то в виде фолиантов, то больше похожи на пёстрое наполнение полок во владениях Атанаты



- камешки, простые и с эмалевой росписью, фаянсовые фигурки. Разок, помню, книги предстали в виде рыб в аквариуме, но содержащем дым, а не жидкость.

Часто Ларва организует "волшбейский" (волхвитский) антураж - внутренность комфортабельного шатра, разбросанные подушки, очаг из камней, там травы сушатся, тут магические амулеты разложены, а вот посуда для чаепития и магии - и каждый предмет не что иное как книга, чей неожиданный внешний вид, по замыслу хозяина, как-то соответствует её содержанию. И книги в традиционном книжном облике тут же на циновках, как пристало высокоучёному патеру: свитки, тетрады, таблички, современные "микры" (носители для чтения через электронное устройство, не путать с животными-микрами Радужных Миров).

Ларва питает нежность к волхвам, не питая притом никаких иллюзий относительно их нравов; более того - он альтеррист, чей мир ассоциирован с родным миром волхвов (альтернативная "Луна Волхвов", мир Аушрос Варту). Кроме того, он своеобразный альтерролог, исследователь фольклора и художественной литературы по альтерристике и иномирным явлениям. Поэтому он с интересом встречает любую литературную новинку на эту тему, ибо на Земле Алестры их существенно меньше, чем на Земле-здешней. Так, он с благодарностью авторам (и мне - за посредничество) оценил материалы фольклорных исследований культуры переселенцев с Земли в Радужные Миры. Его очень интересует тема вживания - выживания этноса на чужой тверди; его любимые волхвы через это прошли по-своему, и он не устаёт разглядывать варианты, как это бывает ещё и почему.

Что касается способов чтения у него в читальне - спектр широк: есть "нормальные" (вполне вербальные) книги, есть инфопакеты для компов, есть пакеты глобско-локсовского генеза (и даже видео-адаптации для штучников на их основе, сложные, но очень красочные мнемофильмы), есть разные экзотические вещицы, которые могут использоваться как книги.

Существа, которые сами-книги (или сами-как-книги) у него не принадлежность библиотеки, а занимают место среди друзей - Ларва очень строг к вопросам свободы для живых существ; и даже тварей для хранения информации, "абсолютно бестолковых" (с точки зрения глобов), принимает наравне с интеллектуальными существами. Я представляю себе хайнских "черепашек" примерно в таком статусе и не сомневаюсь, что Ларва и их принимал бы как родных (не знаю, как он принял бы самих хайнов)))

Слон его в этом всячески уважительно поддерживает, а одиозные братцы-глобы Слизень с Кометой (по земным меркам, "зелёные" экстремисты-террористы) свысока одобряют, но критикуют за "оппортунизм и половинчатость". Впрочем, они мало пользуются его библиотекой, поскольку погружены в проблемы нашего мира и на чужой опыт, как положительный, так и отрицательный, оглядываются с большой неохотой.

Я у него бываю с удовольствием, наслаждаюсь обстановкой (когда она не особо экстремальная), но мне куда важнее общаться с самим Ларвой (я страшно горд, что он воспринимает меня в качестве собеседника), чем читать - материала слишком много, и освоение его требует целевого запроса. Когда моим чтением руководит Ларва, он, бывает, приглашает кого-нибудь из своих друзей-книг, просит его "показать" и комментирует иллюзион. Теоретически, там можно найти "всё что угодно", но в этом как раз обычно и состоит затруднение ("а что угодно?").

Насколько мне известно, в своё время в лагере Организации Троек была подобная библиотека с возможностью запрашивать книги "из разных миров" и аналогичными затруднениями при выборе. По факту каждый волонтёр брал себе что-то из любимых книг своего мира и под настроение делился с друзьями переживаниями по мере чтения. Но жизнь волонтёров тогда была сама сплошной экшн (за тем и приехали), поэтому чтению уделялось мало времени. Конечно, той библиотеке было далеко до Великих Библиотек Панзоя, но и её со временем убрали под ключ.

друзья-родные, семейный альбом, паучное объяснение мира, Малик

Previous post Next post
Up