Плюш:
Всех ещё раз поздравляем с праздниками! Веселья, отдыха, приятных подарков судьбы!
Какой самый лучший подарок? - всем известно, что это…
Кузя: …Фейсхаггер.
Все: Эээ… Ну, в определённом смысле…
Кузя: На данном этапе по моим наблюдениям это самый востребованный гаджет для интеллектуального общения. Нынче что ни тема - то фейспалм.
Меена: Положим, ты малость драматизируешь ситуацию.
Кузя: Нифига. Не драматизирую, а иронизирую. Юморю.
Плюш:
ОК! Тогда - а какой подарок следующий за фейсхаггером в номинации лучших? -
Хорошая книга!
Так вот, мы в качестве подарка хотим познакомить вас с новой книгой наших друзей…
Ивэ:
А также по-моему в номинации лучших подарков не ниже третьего места должна быть интересная, глубокая, увлекательная, содержательная, искромётная… какие я ещё эпитеты не привлёк?...
Меена: Эпистолическая.
Ивэ:
Ну да, вот-вот! Короче, хорошая беседа! - в располагающей обстановке, на животрепещущие для участников темы, желательно с дружеской дискуссией.
Так вот, мы без ложной скромности приглашаем вас принять участие в таковой. Хотим хорошо обсудить хорошую книгу.
Меена: Не просто без ложной, не просто без скромности, но прям-таки дерзновенно.
Кузя: А если у кого-то по ходу возникнут проблемы или там затапливающие эмоции - я тут.
Аст: …Вроде пожарника на дежурстве во время новогоднего праздника.
Плюш:
Внимание! Ставим три поста подряд про книгу
наших друзей.
В первом (в котором мы сейчас и находимся) - аннотация и краткие отзывы.
Во втором - стенограмма обсуждения одного рассказа из подборки, который произвёл на нас особое впечатление.
В третьем - стенограмма нашей беседы про главную вещь в сборнике, точнее, это мы разговариваем в связи с романом про главные вещи, которые нас волнуют - альтерризм и отношения "дети - взрослые".
Мы все очень-очень надеемся, что авторы придут в комменты и примут участие в общем разговоре. Ну и всех желающих поговорить на заявленные темы приглашаем, конечно.
Поехали!
* * *
"Мой Аэр" Роман. Рассказы. Миниатюры
От авторов:
Яна учится в школе и отлично знает английский. А вечера после школы охотно проводит с волшебными существами. Она не верит в чудеса - она твёрдо знает, где они случаются и как их найти. Она знает - мир шире, чем кажется; но как легко он может рухнуть, ей только предстоит узнать.
От Таты:
Несмотря на ранящее одиночество героини, драматические события, утраты, разлуки, которые выпадают на её долю, книга производит очень светлое впечатление - я думаю, прежде всего благодаря отчаянной искренности. Можно даже не задаваться вопросом, в какой мере этот роман автобиографичен с точки зрения событий, происходящих в первой реальности, снаружи героини - потому что главное совершается в безграничной внутренней вселенной, и о радостях и бедах этого мира автор говорит как участник и очевидец.
Я узнаю себя - и наверняка не я одна - в могущественной и беззащитной магине, держательнице и хранительнице дверей в Другое Место. Это место, где твоё сердце, где тебя принимают и понимают, где ты встречаешься с самыми любимыми существами. Это место, про которое говоришь сам себе "ну вот я и Дома". Каждый, кто вхож туда, кто строит этот дом силой своего духа, своей мысли, своего дыхания, может называть его по-своему, Яна-Йен называет его Аэр.
С волнением и пониманием я наблюдаю, как героиня романа строит свою жизнь в обеих реальностях: и в первой реальности рутинной жизни, где на первый взгляд Яна Савельева одарённая и удачливая девочка из благополучной семьи, а на самом деле - боец-одиночка среди равнодушно-враждебного мира; и во второй реальности Сотворённой Фантазии, где Йен тоже борется, изнемогает, оказывается на грани катастрофы - но по крайней мере выступает в полноте своей сущности, во всеоружии своих даров, в открытом общении с волшебными существами, готовыми говорить с ней на одном языке.
С высоты своего преклонного возраста и стажа борьбы за "свой аэр", за право быть собой и жить своей жизнью, я могу по-своему, иначе, чем юная героиня, оценивать события и лица. Я могу горевать о явном отпечатке травматической, несоразмерной вины на самовосприятии Яны-Йен: на мой взгляд, именно этот недетский гнёт готовности быть обвинённой и самообвинённой, заведомое согласие принять на себя "ответственность за всё", и надламывает равновесие в Аэре, приводя героиню и её вселенную на грань гибели. Я могу жёстко и нелицеприятно судить не только о "дальних", откровенно враждебных, но и о "ближних" взрослых, окружающих Яну, чьё бесчувствие, "отсутствие присутствия в жизни своего ребёнка" не только героиня, но и сам автор, наверное, воспринимает как данность.
Но это всё частности восприятия, только оттеняющие дружественность и нежность, с которыми мне хочется обнять Яну-Йеннифер - как сестру по страданиям и как коллегу по созиданию новой реальности. Я не могу подставить плечо Яне, обратиться к ней непосредственно со словами ободрения и подать ей помощь как демиург демиургу - но зато могу салютовать автору, наделившему Йен мужеством и пламенем любви в достатке для преодоления беды, и могу ликовать как читатель, видя как прикосновение к творчеству другого, к чужой Сотворённой Фантазии, возвращает героиню и её мир к жизни.
От Германа:
Начну с того, что мне безумно понравилось определение "творчества дыхания":
"Я вдыхаю - и вбираю в себя весь Мир... А потом выдыхаю - и моё дыхание летит над Миром, обнимает его весь, далеко-далеко от меня, и рождает где-то что-то новое. Моё. И в то же время весь Мир остаётся у меня внутри... (...) ...такой большой, что ни взглядом, ни мыслью не охватишь никогда... а вот дыханием - им можно легко..."
Вот прямо подпишусь под каждым словом! - лично для меня тема/образ "свободного дыхания" вообще колоссально много значит ("дышать - жить - быть собой - обмениваться дыханием с миром - счастье-как-сопричастность-бытию") - а в данном случае меня ещё и отдельно завораживает созвучие "аэр - альтерра" - и как рифма звуков, и как рифма образов: "воздух - земля (терра), небо - твердь" - сразу вспоминается библейский образ пустой-безвидной земли и Дух Божий (Аэр-с-Большой-Буквы), оживотворяющий её. Представляется, что аэр в Янином понимании есть нечто вроде прото-альтерры, живой зародыш альтерры, мир-имеющий-родиться-и-быть - ещё не в полной мере _ставший_, но - уже _становящийся_ в своей конкретной полноте.
Прозрачность и простор, характерная звенящая хрупкость - до боли узнаваемое мироощущение подростка! - пока читал, вспоминал вереницу моих собственных детских-юношеских миров, в которых жил, которыми жил, дышал... - более всего, пожалуй, историю Гаи и Маярны, о которых рассказывал в
"Боярышниковой аллее": "внутренний лес, который помогает выверить жизнь во внешнем мире, в городах, в общении с другими ... Может ли мой внутренний лес помочь городским-снаружным, и если да (а кажется, что да!) - то как это сделать? ... Где границы личного, а где территория поиска общего языка?.."
Яна отправляется в дальнее странствие, на другую сторону земного шара (точно как мои Гая и Маярна!) - для того чтобы поделиться с Незнакомыми Другими своим сокровищем, открыть им Неведомое Важное. В какой мере ей это удаётся, что она обретает в попытках сделать это, что узнаёт о себе и о других?.. - и вот тут лично для меня возникает ещё один цепляющий момент: только ли Благую Весть хочет донести Яна до тех, к кому прибыла через пол-мира - или тут присутствует ещё и поиск спутника-по-странствию, надежда, что кто-то из новообращённых станет ей под стать, пойдёт с ней вместе дальше?
Случайно ли Дэниел, которому Яна приносит вИдение, оказывается её спутником в попытке остановить разрушение вселенной? Яна пытается спасти и свой мир, и самого Дэна - вырвав его из реальности неживой, бездушной, введя за руку в реальность живую, творимую-и-творящую - и вместе с тем, как мне кажется, хочет видеть его своим соратником. Понятно ли это ей самой, сокрыто ли от неё за другими мотивами?.. - для меня, с раннего возраста занятого прицельным поиском спутника, это выглядит именно так - а как для самой Яны, а как с авторской точки зрения?.. Всё так многослойно, смутно, слитно, неоднозначно - туго свёрнутый бутон чувств юного, одинокого, удивительно цельного, беззаветно влюблённого в Мир существа.
Отдельно от всего любопытно задать вопрос, бывал ли сам автор (то есть авторы:)) за границей, или же путешествие Яны в США не имеет событий-прототипов? Отмечу, что лично у меня имеется опыт путешествия за границу, "рифмующийся" с Яниным опытом как "антоним" - после 9 класса я в составе группы учеников нашей школы побывал в Германии (ГДР), куда изначально ехал с большой неохотой, не желая почти на месяц отрываться от Таты и от наших дел на ЗА - но внезапно пережил потрясение: люди, принимавшие нас как гостей, были добрыми, весёлыми и щедрыми, не занудно-скукоженными взрослыми, к которым я привык в СССР - а живыми, любящими открытое общение, осыпавшими нас подарками и всевозможными объятиями:) А ведь я думал, что такие люди бывают только у нас дома, на ЗА! - радость, что здесь на ЗЗ тоже это возможно, придала мне сил и энтузиазма для попыток строить землездешнее общение, это оказалось очень важно для нас тогда.
Однако вернёмся к отзыву - хочу добавить ещё пару слов.
Другие вещи в книге тоже хороши, особенно замечательно смотрятся вместе, "венком" - в таком виде дают гораздо больше для восприятия, чем по отдельности (хотя и по отдельности я в своё время читал некоторые из них охотно). Согласен с мнением Таты, что общая мысль, пронизывающая венок - утверждение онтологического равенства реальностей, независимо от того, какова степень "плотности / овеществлённости" каждой из них, утверждение права выбирать ту реальность, которая любима, идти к ней сквозь тьму.
Особняком для меня - "Зимняя сказка": пронзила навылет, внезапно прозвучав в унисон с "Госпожой Александреттой" (прим: это новая вещь тех же авторов). Всё наполнено созвучиями с нашей собственной жизнью, жизнью ЗА - жизнью-сквозь-смерть, жизнью, где "благодаря" и "вопреки" неразлучны в поединке, в дуэте, в танце.
В общем, мне очень понравилось, огромное спасибо!:)
Продолжение в следующем посте.