Дни девятый и десятый - 23-24 августа 2008 - Венеция
3. Музеи Венеции: Дворец дожей, Базилика Святого Марка, Ca'Rezzonico, L'academia
Дни девятый и десятый - Венеция: 2. San Marco; Прогулка по городу Музеев в Венеции множество, невозможно посетить их все, да и не нужно. Мы остановились на следующих: Дворец Дожей и расположенный рядом с ним собор Святого Марка, музей Академии а также Кa’Реццонико.
Комбинированный билет включавший в себя посещение Дворца Дожей, Собора Святого Марка, музей Correr (куда мы не попали), Ca'Rezzonico и музей муранского стекла на острове Мурано, обошёлся нам в 18 евро на человека (дети до 12 лет - 12 евро).
Дворец дожей (Palazzo Ducale) в Венеции - памятник итальянской готической архитектуры (XIV - XV веков). Это красивейшее здание бело-розового мрамора издавна было центром политической, экономической и общественной жизни Венеции. Здесь располагалась резиденция правителей Венеции - дожей, пожизненно избранных правителей Республики. Во дворце заседали Большой совет и Сенат, работал Верховный суд, вершила свои дела тайная полиция, и здесь же была тюрьма. Из этого дворца Дожи не только управляли своей обширной торговой империей, но и жили; тут проходили торжества, здесь принимали дорогих гостей, вели переговоры с заклятыми врагами. Дворец строился на уходящих в дно лагуны сваях. В крепостных укреплениях и дозорных башнях необходимости тогда не было, ведь момент строительства дворца венецианцы чувствовали себя под полной защитой флота.
Надстроенный сверху балкон, выходящий на залив, служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу и приветствовал прибывавших по морю заморских гостей.
Первоначальное античное здание дворца, построенное в первой половине IX века было уничтожено пожаром. Впоследствии здание было отстроено заново и значительно расширено, пока в 1340 году, когда было пристроено готическое крыло, не стало поистине грандиозным. Архитектором этого варианта дворца предположительно был Филиппо Календарио. Основное строительство было осуществлено в 1309-1424 гг. В 1577 году очередной пожар уничтожил одно крыло здания, и Антонио де Понте, создатель моста Риальто, восстановил первоначальный вид здания.
Знаменитый балкон выполнен учениками Сансовино в 1536 году. Над балконом стрельчатое окно и скульптурное изображение дожа Андреа Гритти перед символом Венеции, а сверху установлена статуя Правосудия работы скульптора Алессандро Витториа. Именно с этого балкона в 1866 году было провозглашено воссоединение Венеции с Итальянским Королевством.
Через Бумажные ворота - Порта делла Карта работы Джованни и Бартоломео Бон, расположенные слева от фасада, выходящего на Площадь Святого Марка, можно пройти в арочную галерею Фоскари, а затем во двор дворца. В центре двора установлены два бронзовых парапета для колодцев работы Альфонсо Альбергетти (1559 г.) и Никколо деи Конти (1556 г.), литейщиками пушек.
По северному фасаду перед лестницей Гигантов (справа) открывается Арка Фоскари, начатая мастерами Бон в готическом стиле и законченная архитектором Риццо в стиле Возрождения. Над сооружением установлена статуя Святого Марка и статуи других аллегорических фигур.
У этого фасада два яруса арок: полукруглые в портике и стрельчатые в лоджии. В арочных галереях выделяются ниши с античными отреставрированными статуями. Этот фасад также является барочной работой Манопола. Справа, на высоком пьедестале установлен памятник урбинскому герцогу Франческо Мария делла Ровере работы Джованни Бандини (1587 год). Наверху северного фасада установлен циферблат часов.
Рядом с лестницей Гигантов расположен дворик Сенаторов, где они и собирались во время торжественных церемоний.
Основной фасад с восточной стороны входа - работы Антонио Риццо, конец XV века, роскошно украшен Пьетро Ломбардо.
Два фасада, которые обрамляют двор с южной и западной стороны, построены из красного кирпича Бартоломео Манопола в XVII веке.
Лестница Гигантов берет свое название от двух огромных статуй Марса и Нептуна, которые изваял Сансовино и его ученики. Она была построена по проекту Антонио Риццо в конце XV века. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронования дожей. Лестница ведет в крытую галерею второго этажа. Вдоль галереи и внутри дворца часто встречаются «пасти львов» - выгравированные головы львов, в которые опускались послания и тайные доносы, являвшиеся компетенцией различных управлений.
В парадные залы дворца можно подняться по роскошной позолоченной «Золотой лестнице» - Scala d'Oro, спроектированной Сансовино в 1538 году по велению дожа Андреа Гритти и законченной Скарпаньино в 1559 году. Лестница, покрытая позолоченной лепниной и расписанная лучшими венецианскими художниками, в старину предназначалась для важных гостей и для высокопоставленных лиц.
Залы дворца отделаны фресками, заключенными в позолоченные рамы и описывающими историю Республики. К ним приложили руку такие мастера, как Тиеполо, Тициан, Бассано, Веронезе и Палма иль Джоване.
Например, в зале Скарлатти собирались сановники алых тог, ожидавшие дожа для проведения официальных церемоний. Этот зал был роскошно отделан Пьетро Ломбардо, а шикарный деревянный потолок относится к началу XVI века.
Зал Карт берет свое название от важных географических карт, украшающих стены, выполненных Джован Баттиста Рамнусио в 1540 году, а также Франческо Гриселлини и Джустино Менескарди в 1762 году. В центре зала два больших глобуса, относящихся к XVII веку.
Также тут есть залы Коллегии Антонио да Понте с резным потолком Франческо Белло и полотнами Веронезе. Тут собиралась Коллегия, состоящая из дожа, шести советников, старшин, главы Совета Десяти и Верховного Канцлера, и принимались наиболее важные решения правительства республики. Зал Сената, также Антонио да Понте, с панно Тинторетто; зал Совета Десяти, где заседал трибунал, расследовавший дела, касающиеся политических преступлений против государства.
Над залом Совета Десяти находились тюремные камеры, так называемые Пьомби, со свинцовым потолком, в которых когда-то были заключены Джакомо Казанова и Джордано Бруно.
Зал Большого совета занимает все южное крыло. Его длина 54 метра, ширина - 25 метров, а высота - 15 метров. При этом в зале нет ни единой колонны, поддерживающей его свод! Его украшали шедевры Тициана, Веронезе, Тинторетто и других знаменитых художников, но все они погибли при пожаре 1577 года. По проекту Антонио да Понте зал был реконструирован и заново расписан Тинторетто и Веронезе.
Один из внушающих ужас залов дворца - Зал Трех (Sala dei Tre Capi), где заседали трое верховных судей инквизиции, каравшей неугодных режиму.
Ну и конечно как не похвастаться доспехами?
Из залов Управления Законов и Управления уголовных дел можно попасть в коридор, который, проходя по мосту Вздохов, перекинутому через Дворцовый канал, ведет в Новые тюрьмы, спроектированные архитектором Антонио да Понте.
Мост Вздохов - еще один символ Венеции. Толпа туристов у небольшого Дворцового канала, разделяющего резиденцию дожей и тюрьму, не исчезает никогда - немногих оставляет равнодушными легенда о том, почему этот мост получил свое название. Приговоренные шли через этот мост из зала суда в тюрьму, в последний раз в жизни вдыхая ветерок свободы, и в отчаянии вздыхали.
Также здесь есть Старые Тюрьмы: Пьомби, находящиеся под свинцовой крышей Дворца, и Поцци, находящиеся на уровне воды Дворцового канала, в которые сажали самых опасных заключенных.
Тюремные камеры Поцци из-за их деревянной облицовки и убогого пространства навевают на посетителя мрачное ощущение. Можно представить себе настроение тех, кто был заключен в этим камерах.
Внутренний дворик тюрьмы
Рядом с Дворцом Дожей находится
Собор Святого Марка - Basilica San Marco. Базилика была заложена в 829 году для размещения мощей апостола Марка, перевезённых в Венецию из Александрии, и три года спустя освящена. По этому случаю апостол Марк заменил св. Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста - крылатый лев. Официально базилика была домашней церковью дожей, а городским собором стала лишь в 1807 году. Древняая базилика сгорела во время народного восстания в 976 г., но была восстановлена в XI веке и освящена в 1071 г. Собор был возведён по образцу константинопольского храма Апостолов, и на протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялся и украшался. Знаменитая
квадрига Святого Марка на западном фасаде,
золотой алтарь - Pala d'Oro византийской работы, образ "Мадонна Никопея" и многие древние реликвии попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году.
В скупом свете интерьер храма переливается золотистыми мозаиками. Пол выложен из мрамора и стекла. Мраморные статуи были выполнены в готическом стиле ваятелями Джакобелло и Пьером Паоло далле Масенье.
За дополнительную плату в пару евро можно посетить сокровищницу и главный алтарь храма с мощами Святого Марка.
Во второй половине дня мы направились во дворец
Ca'Rezzonico, в котором сейчас размещен Музей XVIII века Венеции. Оригинальное оформление здания было выполнено Бальдассаре Лонгена в первой половине XVII века. В 1745 году был построен еще один этаж по велению новых хозяев здания, семьи Реццонико. Дворец был куплен английским поэтом Робертом Браунингом, а затем хозяином дворца стал барон Хиршель ди Минерби. Позднее здание было приобретено Городским Советом и стало музеем.
Здесь представлены предметы быта XVIII века среди которых мне особенно понравилась спальная комната с кроватью на возвышении, будуаром и паркетными полами, в то время как в Венеции в то время повсеместно использовались мозаичные полы. Здесь также много картин таких мастеров как Пьетро Лонги, Франческо Гварди и Джованни Батиста Тьеполо.
Фотографировать ничего нельзя, так что только эта лодка.
и старинная аптека
В
Галерею Академии мы отправились на следующий день. Вход туда не входит в комбинированный билет. Галерея Академии находится рядом с мостом Академии и считается одним из красивейших музеев Венеции. Этот музей был основан в 1750 году, первоначально создававшийся как собрание работ учеников Академии. Здесь хранится самая выдающаяся коллекция венецианской живописи XIV-XVIII вв. Первоначально создававшаяся как собрание работ учеников Академии, в начале XIX в. Каждый из 25 залов соответствует определенной тематике и периодам.
Здесь представлены работы таких прославленных мастеров, как Паоло Венециано, Лоренцо Венециано, Якобелло дель Фьоре, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо, Чима да Конельяно, Джорджоне, Лоренцо Лото, Веронезе, Тициан, Тинторетто, Джованни Батиста Тьеполо, Розальба Карьера, Пьетро Лонги, Джованни Батиста Пьяццета, Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди и др. Фотографировать разумеется нельзя, но если очень хочется
А при входе там есть бассейн с рыбками
И обязательно не забыть выйти через заднюю дверь подышать воздухом и полюбоваться Грандканалом (ноги помочить нам так и не дали, перестраховщики)
А тут я сделала для себя небольшой словарик настоящих имён (слева) и псевдонимов (справа) знаменитых Итальянских художников
Jacopo Robosusti - Tintoretto
Marco Vecellio, Marco di Tiziano - Titian
Paolo Caliari - Veronese
Bonifazio de' Pitati - Bonifazio Veronese
Giovanni Antonio de' Sacchis - Pordenone
Jacopo Negretti - Palma il Vecchio or Palma Giovane
Girolamo Romani - Romanino
Jacopo da Ponte - Jacopo Bassano
Antonio Canale - Canaletto
Продолжение - Дни девятый и десятый - Венеция: 4. Еврейское Гетто.